В ОЖИДАНИИ. ЗАМЕТКИ О МОЛОДЕЖНОМ ВЫПУСКЕ ЖУРНАЛА «ДВИНА»
Артем ПОПОВ
Каждый год третий номер литературно-публицистического журнала «Двина» посвящён молодежи. Главный редактор Михаил Попов так выстроил его структуру: сначала мастерская – произведения профессионалов, только затем идут молодые авторы. Ведь журнал – это заочная литературная учёба.
Итак, кого предлагается почитать? Классиков Николая Жернакова, Василия Белова, из современников – Михаила Попова. В номере представлены поэты Александр Логинов, Василий Матонин, Галина Рудакова, Никита Брагин – все они живут или родились на Русском Севере. Не забыты публицисты, например Светлана Лойченко. У всех перечисленных авторов начинающим можно и нужно учиться.
Что касается литературной критики, то за пример можно взять Петра Ткаченко, который пишет о новой книге поэта, многолетнего редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева «К предательству таинственная страсть…». Советую осилить эту большую статью Ткаченко, чтобы знать историю развития литературы второй половины ХХ века, о либералах-шестидесятниках и их нынешних адептах, которые «с новой энергией продолжают теперь их несостоятельное и опасное для всех нас дело».
Тут хочется сделать небольшое отступление от этого номера «Двины». Недавно прочитал у одного молодого архангельского поэта, который почему-то считает себя ну очень крутым и известным, что не нужно продолжать традиции «деревенской прозы» Фёдора Абрамова и «тихой лирики» Николая Рубцова, а их учеников яростно критикует. Не буду говорить, что здравомыслящие читатели давно признали Абрамова и Рубцова классиками, а филологи назвали северный текст русской литературы самостоятельным явлением. Пусть этот отрок продолжает болтать, такие нигилисты были и, наверное, будут возникать. Но, сам того не осознавая, он копирует многих. Молодым, чтобы нащупать свою дорогу в литературе, на первых порах без стеснения можно обращаться к общепризнанным классикам, которых, например, постоянно публикует «Двина».
А теперь перейду к произведениям начинающих авторов этого номера. В коллективную поэтическую подборку вошли Сергей Силимянкин, Анастасия Гусельникова, Анастасия Чебыкина (все – Архангельск), Даниил Семёнов (Северодвинск), Яна Моркус (Новодвинск). Одно общее замечание: авторы впадают в крайности, либо хотят казаться взрослее и мудрее, либо очень наивны. Много в стихотворениях пафоса, заимствованного «высокого штиля».
Самостоятельной подборки заслужила Надежда Келарева. Вот где естественность, живое слово, рождающее картинки и мысли. Это и есть настоящий голос молодых. Поэт поднимает актуальные (простите за штамп) проблемы истинной дружбы, любви к дому и малой Родине. Надежда родом из Онеги, а живёт в Санкт-Петербурге. Для неё и многих молодых эта тема важна.
По публикациям в «Двине» с большим интересом слежу за становлением архангельского поэта Ивана Клочкова. Правда, его новая подборка «Эта музыка» разочаровала: прежде нежная, тончайшая лирика в этот раз показалась несколько размытой, ватной по содержанию. А может, только показалась… Много повторов слов, а значит, мыслей. На мой взгляд, Иван злоупотребляет этим приёмом.
Порадовали стихотворения Марины Ерофеевской из Коряжмы. Общая тема подборки «Дедова внучка» свидетельствует о преемственности, следовании лучшим традициям русской литературы с её великим гуманизмом. Стихотворение «Северное» о нашей идентичности без каких-либо перегибов в использовании диалектизмов, «Дедушка Ваня» – о войне и мире. Как это своевременно и остро сейчас звучит! Я помню, как в прошлом году Марина покорила экспертов Беловского семинара молодых авторов в Вологде. Поэт продолжает набирать силу.
Перейдём к прозаикам. Рассказ «День вчерашний, день завтрашний» представил северодвинский автор Анатолий Неверов. На первый взгляд, это произведение о заурядной рыбалке, но это только на первый взгляд. Единственное но: вряд ли по возрасту Анатолия можно отнести к молодым, хотя пробует себя в прозе он всего несколько лет.
Моё открытие в этом номере – Андрей Холинов из села Карпогоры. Да, родина Фёдора Абрамова, кажется, подарила новое имя. Рассказ «Прыгай!» короткий, но не в объёме дело. Андрей пишет на сложную тему суицида. Вкратце сюжет: парень (таким мне представляется главный герой) встречается на крыше многоэтажки с незнакомцем. Кто он? Случайный зевака, жаждущий острых ощущений? Новый Кашпировский, который зомбирует малолетку? Врач-психиатр, который пытается – клин – клином – выбить дурь из головы мальца? А может, бес, который подзуживает запутавшегося в жизни и отчаявшегося парня сделать последний шаг? Оказывается, ни тот, ни другой, ни третий… Не стану раскрывать всё. Скажу только, что Андрею удалась неожиданная концовка. Добавлю, что при этом он умело избегает обсценной лексики, которой модничают молодые авторы. Словом, хочется прочитать что-то ещё у этого перспективного прозаика.
В своё время Михаил Попов в «Двине» так же открыл прозаика Антона Шушарина. В этом номере профессор, доктор филологических наук Андрей Петров анализирует книгу Антона «Щенки». Статья называется «Завет любимой бабушки». Не правда ли, прямая перекличка с Мариной Ерофеевской, её подборкой «Дедова внучка»? В уважении к старшему поколению заключается один из уроков нравственности, который поднимает этот номер «Двины».
Остановлюсь на рассказах для детей Анны Музыкантовой. Знаю, что Анну охотно публикуют другие литературные журналы, она победитель конкурсов различного уровня. Как известно, детская литература – это то, что создано писателями специально для детей и юношества, поэтому к такой литературе предъявляются более серьёзные требования, чем даже к «взрослой». Обязательно должны учитываться возрастные особенности юных читателей. Раньше в книгах для детей были рекомендации: для младшего, среднего или старшего школьного возраста. Кому же адресованы рассказы Анны? Создаётся впечатления, что для взрослых. Анна пишет о мире, увиденном глазами подростка. У автора острая память детства, что помогает воплощать в произведениях психологические особенности ребёнка.
Журнал не оставляет без внимания молодую публицистику. Для себя выделил Евгения Богучарского со статьёй «Питерский перекрёсток, где сошлись Абрамов и Рубцов». Речь идёт о двух улицах в Санкт-Петербурге, названных известными именами (уже не первый раз сегодня звучат эти фамилии). Евгений пишет о личной встрече Абрамова и Рубцова в 1970 году в Архангельске на выездном совещании Союза писателей СССР. Тогда в «Правде Севера» даже не назвали эти имена, рассказывает Евгений Богучарский. Если продолжить тему, то подробности того совещания давно описаны журналистом Валентином Каркавцевым. Уверен, у публициста Богучарского большой потенциал в поиске нетривиальных тем и способах их подачи. А учиться стоит, например, у Светланы Лойченко, я уже приводил как пример её статью в этом номере.
Критические материалы молодых авторов в журнале отсутствуют, если не считать работу Варвары Заборцевой. Варвара, известная прежде как поэт, в последнее время начала писать прозу, а в этом номере представила искусствоведческую статью о художнике Викторе Попкове. С образованием Академии художеств Варваре, как говорится, и карты в руки. Кстати, пинежанка Заборцева, как и Надежда Келарева, сейчас живёт в Санкт-Петербурге. Уезжают таланты в столицы…
К сожалению, мало молодых архангельских авторов, особенно прозаиков, достойных публикации в «Двине» и других профессиональных изданиях. Это особенность, конечно, не только нашей области. Почему возник такой дефицит? Искали ли новые таланты? За последние пять лет вспоминается только мастерская для молодых авторов, которую вели члены Союза писателей России Галина Рудакова и Татьяна Щербинина в Молодёжном центре Северодвинска.
В прошлом году мне предложили создать и возглавить Архангельский Совет молодых литераторов при Союзе писателей России, чтобы открывать и учить начинающих поэтов и прозаиков. Правда, пришлось поспорить с некоторыми старшими товарищами, можно ли вообще научить писать. Тем не менее систематическая работа с молодыми началась, члены Союза писателей России каждый месяц проводили очные мастерские, на которых по строчкам, по предложениям разбирали тексты всех желающих до 35 лет. Много прозаических работ поступало в жанре фэнтези. Писать в реалистической манере о современности молодые не могут (это, наверное, сложнее) или же не хотят. Начинающие поэты грешат искусственностью. Более того, у многих встречались речевые и стилистические ошибки, мастера отмечали бедность и бледность художественных средств и, что ещё хуже, мелкотемность.
Подытожу. «Двина», как, наверное, и другие издания всегда в ожидании новых имён, ярких звёздочек, которые будут не только светить, но и согревать в наше суровое время. Журнал предоставляет им прекрасную читательскую площадку и последующее обсуждение критиками. Об этом же говорит и старейший член редколлегии «Двины» Мария Аввакумова: «К счастью, существуют журналы, куда начинающие поэты и прозаики несут свои первые словесные опыты, возрастая с годами в литературном умении. Вот такой журнал есть и в Архангельске… Словесность Севера живёт и обещает жить».
г. Северодвинск