АЛЕКСАНДР ЕВСЮКОВ: НАУЧЕНИЕ СВОБОДЕ

«Введение в аскетику»: учебник / архиепископ Амвросий <Ермаков>, священник Михаил Легеев ; Санкт-Петербургская духовная академия. – СПб.: Изд-во СПбПДА, 2017. – 264 с. («Аскетика») Тираж 1000 экз.

Что такое аскеза в привычном представлении людей, далеких от сознательного следования по ее пути? Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Обычно слово “аскетизм” наводит на мысль о крайне жестокой жизни и дисциплине. И часто, слишком часто это слово связывается для нас с образами из жизни ранних святых, пустынножителей, образами невероятных, невообразимых достижений выдержки и силы воли людей, которые жили в пустыне в крайних лишениях, проводили все ночи в бдениях, дни в молитвах и т.д. В результате для большинства христиан понятие аскетизма связано с этими образами».

Однако это понятие вовсе не так узко и однозначно. В первоначальном значении оно пришло из дохристианской Греции, где относилось прежде всего к атлетам, «созидавшим» и «упражнявшим» свое тело. Позже в философии стоиков понятие аскезы приобретает прежде всего нравственный характер – онопонимается, как упражнение в искусстве добродетели. А затем уже христианской Церковью древнегреческое слово «аскеза» переосмыслено для обозначения духовного опыта, совершаемого с усилием во имя Христово и по Его образу.

Как утверждает книга, путь аскезы универсален, и нет человека, для которого она не была бы необходимым условием его жизни и отношений с Богом. «Формы аскезы могут быть разными, она может быть незаметна для окружающих, совершаться втайне и в тех жизненных условиях, в которых конкретный человек призван исполнять свое христианское служение».

«Введение в аскетику», как и заявлено в подзаголовке, построено по принципу учебного пособия, которое состоит из 18 тематических глав, каждая из которых начинается с лаконичного раскрытия авторами заявленной темы и включает несколько важных определений (таких как «грех есть ошибка, беззаконие, промах, слабость искажение нашей жизни и бытия», «добродетели есть укорененные состояния личности человека, в которых жизнь Бога, Его добрые и всеблагие свойства становятся личным достоянием человека»); продолжается сначала выдержками из Священного Писания, затем святоотеческими цитатами, а завершается текстом одного из духовных писателей, святых или подвижников Церкви XIX-XX веков. Кроме того, в каждой главе содержатся контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.

В первых главах раскрывается необходимость аскезы даже в раю, еще до грехопадения первых людей. Аскезы, еще не призванной очистить человека от греха (поскольку не было самого греха), но способной привести человека по пути духовного взросления, уподобить его Богу и прочно соединить с Ним. «Этот путь, хотя и предполагал усилие человеческое, однако был несложен, и внутренних сил человека было достаточно для его осуществления. Райская аскеза предполагала труд, но не страдание человека».

Однако в результате искушения, человек отверг первоначальный путь, предложенный ему Господом, и сделал по-своему, рассчитывая достичь цели, «не тратя времени и сил», а вместо этого стал зависим от греха. Теперь, даже от всей души желая быть с Богом, человек уже не мог самостоятельно осуществить это свое желание в полной мере. Исправление греховности требует совместных усилий Бога и человека. Важнейшим из этих усилий стало пришествие Спасителя, когда «Сын Божий в Самом Себе по человечеству – от начала до конца – совершил путь аскезы, заповеданной человеку».

На пути к спасению каждому человеку опрометчиво полагаться только лишь на собственные силы. В особо сложных ситуациях ему бывает необходимо духовное руководство. Чаще всего таким руководителем становится конкретный священник (или епископ), который знает как особенности характера, так и условия жизни, проблемы и потребности человека.

Разбору страстей, связанных друг с другом, их «генеалогии и классификации» посвящена отдельная глава. В самом общем виде они подразделяются на три типа: «похоть плоти» (страсти телесные), «похоть очей» (страсти душевные) и «гордость житейская» (страсти духовные). Страсти являются своего рода отражениями добродетелей в кривом зеркале ада: вместо любви к человеку – блуд, вместо заботы обо всем творении – сребролюбие, вместо смиренномудрия – тщеславие, а вместо совершенной любви – самоубийственная гордость.

Однако наихудшая опасность – не просто заблудиться, но продолжать «пребывать в уверенности, что путь верен и ведет к цели». «Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися… кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное» (из письма Феофана Затворника).

Из святоотеческой литературы почерпнут опыт основных стадий аскезы: делания (на этой первой ступени особенно значима вера человека, доверие его своим учителям – ведь сам он еще не способен в полной мере понять и оценить смысл своих духовных поступков); созерцания (когда силы души приобретают состояние подобия своим учителям – человек становится способным адекватно познавать подлинные смыслы, вложенные Богом в окружающее его творение и в человека) и обожения (радикальное самоотвержение ради Бога и ближнего, как основание для всецелого освящения человека).

Именно в Боге и в Его воле человек находит подлинную, а не мнимую свободу; свободу не капризного ребенка, и не раба своих грехов, а постепенное осознание себявзрослым духовно сильным и ответственным человеком. Именно такой процесс «роста», научения свободе охватывает всю жизнь христианина, и весь путь его аскезы – от начала до конца.

Читайте также: