КОННЫЙ ДВОР И МАСЛОЗАВОД В КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ «ЦЕРКОВНАЯ ГОРА» В СЕЛЕ НИКОЛЬСКОМ
Марина КОШЕЛЕВА
Мелькнёт покоя сельского страница,
И вместе с чувством древности земли
Такая радость на душе струится,
Как будто вновь поёт на поле жница,
И дни рекой зеркальной потекли…
Н. Рубцов
Задачу возрождения сельской глубинки, весьма актуальную в России в современных условиях, предлагается решать на духовной родине поэта Николая Рубцова – селе Никольском — на основе воссоздания культурного ландшафта, сохраняющего традиционные ценности, отражённые в творческом наследии гения места, включая ключевые объекты-символы конный двор и маслозавод.
Но цветов поющие бутончики
Разве что послушает медведь
Ещё в январе 2018 года в реестр культурного наследия Вологодской области был введён объект: «Село Никольское – духовная родина Н.М. Рубцова». Это привело к повышению интереса к «тихой родине» гения места и увеличило экскурсионный поток.
Однако в программе, предлагаемой гостям в 2023 году, за несколько часов гости успевали познакомиться лишь с Музеем Н.М Рубцова, Музеем «Русский огонек» в деревне Аникин Починок и Храмом Николая Чудотворца.
Те, кто хотел бы погрузиться в сокровенный мир Рубцова, услышать в его поэзии звуки и запахи природы, познать отражённые в его лирике глубинные народные идеалы, могли бы приехать в село Никольское самостоятельно, однако из-за низкой транспортной доступности села мало кто решался на столь отважный поступок, и у многих оставалось чувство неудовлетворённости.
.
Между тем мировая практика уже показала ограниченность отраслевого подхода к наследию, жёстко разделяющего природу и культуру, и появилось понятие культурный ландшафт, дающее новые возможности и подходы к воссозданию и сохранению природных и культурных ценностей в их единстве и взаимодействии и определяющее основы для устойчивого развития территорий.
Взбегу на холм и упаду в траву
Апробирование новых подходов и возможностей в деле сохранения природных и культурных ценностей села Никольского предлагаем начать с исторического центра села, обладающего ярко выраженными свойствами культурного ландшафта: универсальностью (наиболее полное отражение взаимодействия человека и природы – географическое, историческое и культурное), аутентичностью (подлинность, достоверность) и целостностью (завершённость, единство, гармоничность и сохранность всех его составляющих – материальных объектов, ментальных свойств и традиций природопользования).
Этот центр, расположенный на возвышенности с находящимся на её вершине Храмом Николая Чудотворца, предлагаем называть Церковной горой. Такое имя дал этому месту Николай Рубцов в стихотворении «Ива».
Церковная гора в селе Никольском. 2016. Фото Андрея Кошелева
Предполагается, что методология культурного ландшафта, апробируемая на Церковной горе, будет использоваться также в других местах села Никольского и сельского поселения «Толшменское», имеющих повышенную природную и культурно-историческую ценность.
Развитию территории на основе концепции культурного ландшафта может способствовать установление её классификационных признаков.
По степени культурных преобразований культурный ландшафт Церковная гора является ассоциативным, связанным с личностью и творчеством поэта Николая Рубцова; по типу культуры он традиционный сельский; по природным характеристикам это холмистый рельеф речной долины с поймой – заливными лугами – и надпойменными террасами; по исторической функции культурный ландшафт «Церковная гора» – сакральный.
Культурный ландшафт Церковная гора в селе Никольском. Из фондов музея Журавли
Здесь души моей родина
На гребне Церковной горы расположен Храм Николая Чудотворца, впервые упомянутый в 1528 году в жалованной грамоте великого князя Василия Ивановича «игумену Иеву з братией».
В каменном здании храма постройки 1913 года в сороковых годах ХХ века располагался маслозавод и в шестидесятых годах – пекарня.
На севере Церковная гора ограничивается мостом через реку Толшму. От него идёт к паромной переправе Усть-Толшма, расположенной в селе Красном, старинный Солигаличский торговый тракт. От храма виден лес, по которому проходит «старая дорога». Над ним возвышаются холмы с протянувшимися на них «дальними полями».
Во времена колхозов здесь колосились хлеба. После их уборки по осени на земле оставались зёрна, и над ними кружили стаи журавлей. Птицы ставили на крыло своих детей перед длинной дорогой на юг.
На западе граница Церковной горы проходит по глубокому оврагу, протянувшемуся между улицей Дмитриевской и группой бань, укреплявших крутой берег реки Толшмы, наиболее близко подходящей в этом месте на окраине заливного луга Берёзово к сельским подворьям.
Через овраг были проложены два мостка. По верхнему жители шли к новому зданию маслозавода. От нижнего начиналась рыбацкая тропа от перекатов на реке Толшме к лесопилке у деревне Камешкурье.
На востоке культурный ландшафт Церковная гора включает заливные луга на левом берегу реки Толшмы и надпойменные террасы возвышенности. Высокий берег реки Толшмы рядом с Храмом Николая Чудотворца был укреплён здесь погребами, банями и конюшней. Ещё одна конюшня Конного двора находилась южнее, на заливном лугу.
С террассы восточной стороны места открывается уникальный вид на огороды, пойменные луга, реку и заречные холмы Галичской возвышенности, на которых находились пастбища.
У старицы под деревней Френиха на правом берегу Толшмы для коров был устроен летний лагерь. Вода из бьюшего здесь ключа собиралась в жёлоб, который использовался для водопоя. Одно из любимых коровами заречных мест находилось у другой старицы – озерка под берёзами местечка Круглица, расположенного под деревней Родионово.
На южной границе культурного ландшафта Церковная гора располагалась группа зданий, построенных на старинном Солигаличском торговом тракте в конце XIX века – земская больница, земское училище, волостное правление и приют.
Острова свои обогреваем
В период с 1943 по 1950 годы эта земля с её запахами и звуками – шумом ветра, криками коростелей, потрескиванием костров, лошадиным ржанием и детским хоровым пением – будоражила воображение мальчика, проживавшего в «Детдоме на берегу».
После испытания морем и большими городами Николай Рубцов в 1963 году вернётся в свою Николу. У колыбели дочери в доме на улице Дмитриевской он напишет стихотворения «В горнице» и «Тихая моя родина». Позднее в селе Никольском появится целая россыпь стихотворений поэта, вошедших в его знаменитую книгу «Звезда полей».
В письмах и стихотворениях поэт описывает не только природу своей «тихой родины». Он отмечает также особенности мировосприятия жителей лесной глубинки, которые в силу своей удалённости от районного и областного центров научились жить в добром согласии с природой: «Острова свои обогреваем / И живём без лишнего добра, / Но всегда с огнём и урожаем, / С колыбельным пеньем до утра».
Ещё одну характеристику местности, данную Николаем Рубцовым в стихотворении «По вечерам», можно рассматривать как образ будущего села Никольского. Следует обратить особое внимание на перекличку строки поэта с названием книги Василия Белова «Лад».
Здесь парни ладят стремена
О том, что кони – символ села Никольского, можно судить и по тому, что в последней своей книге «Зелёные цветы», изданной в 1971 году уже посмертно, Николай Рубцов поставил первым стихотворение «Деревенские ночи».
Как и в стихотворении «По вечерам», здесь есть строчка, обращённая в будущее: «Конь в село соседнее понесёт меня».
О глубоком символическом значении коней для села Никольского во всероссийском масштабе можно судить также по заключительным строчкам стихотворения «Видения на холме»: «Заржут они — и где-то у осин / Подхватит эхо медленное ржанье, / И надо мной — бессмертных звёзд Руси / Спокойных звёзд безбрежное мерцанье…»
Представляется, что Конный двор должен стать одним из ключевых объектов культурного ландшафта, воссоздаваемого на духовной родине поэта Николая Рубцова.
Могучий вид маслозавода явился образом труда
Вторым из важнейших объектов-символов культурного ландшафта села Никольского, весьма актуальным в настоящее время, нам представляется маслозавод.
Поэт чуток не только к голосам природы. В окружающей его звуковой стихии он различает и голос «могучего маслозавод» — создания человеческого разума и формулирует ещё одно послание потомкам: «Я долго слушал шум завода – / И понял вдруг, что счастье тут: / Россия, дети и природа, / И кропотливый сельский труд!».
Сельский труд на северной земле — не из лёгких. Здесь ценится не только любовь к земле-матушке, сила, мастерство и личная ответственность, но и умение организовать артельный труд с преодолением неизбежных в такого рода делах препятствий: «Поехал, так держись!».
На бригадира как на Бога,
Смотрел я после целый день».
Важным символом Культурного ландшафта села Никольского является образ руководителя, вдохновляющего людей на «кропотливый сельский труд».
Основу такого образа можно увидеть в стихотворении Николая Рубцова «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны»: «Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность, / И сам председатель плясал, выбиваясь из сил, / И требовал выпить за доблесть, за труд и за честность, / И лучшую жницу, как знамя, в руках проносил».
Все перечисленные председателем качества — неотъемлемые ценности местного культурного ландшафта, также подлежащие сохранению: «Пусть солнце на пашнях венчает обильные всходы / Старинной короной своих восходящих лучей!». Милосердное светило, пробуждающее жизнь, можно увидеть на толшменской иконе «Чудо Георгия о змие», написанной» в 1707 году по «обещанию прихожан» Толшменской Иоанно-Предтеченской церкви.
Ещё одну краску в портрет руководителя Николай Рубцов добавил в стихотворении «Сибирь как будто не сибирь». Восхищённый картиной весеннего обновления природы и вешними трудами в «лучистом, воздушном, солнечном и цветистом мире», поэт не без опаски вопрошает: «А вдруг он лопнет, этот мир»? Его сомнения пресекаются «уверенной» фразой бригадира: «Не лопнет!». Такая решительность, бодрость и крепкая надежда на безграничные, идущие от земли силы, сразу же снимают тревогу: «На бригадира как на Бога, / Смотрел я после целый день».
Эй, капитан, меня
Первым прими на борт!
В творческом наследии Николая Рубцова содержатся целые россыпи образов, которые можно смело ввести в воссоздаваемый культурный ландшафт села Никольского. Параллельно могут апробироваться различные пути движения к образу будущего.
На его территории нам видится круглогодично действующий культурно-оздоровительный центр с наставниками из местных специалистов и сильной молодёжной командой.
Для оздоровления в Центре используются: ландшафтотерапия, иппотерапия, артельный труд на конном дворе и земельных угодьях, праздник «Дожинки», мёд, травы, натуральные продукты местного маслозавода, спортивные игры, танцы, русская баня, экскурсионные и туристические маршруты – пешие, конные, водные, велосипедные и лыжные.
Подпорная стенка на крутом берегу Толшмы. 2023. Фото Марины Кошелевой
В деревне празднуют «Дожинки». 2016.Фото Марины Кошелевой
Культурно-спортивные оздоровительные программы Центра наполняются «сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений» и вдохновляющими текстами Николая Рубцова.
Рентабельность Центра обеспечивается через возрастающие туристические потоки и использование госзаказа при оздоровлении льготных категорий россиян.
При движении к образу будущего необходимо создать инфраструктуру культурно-оздоровительного центра, включающего конный двор и маслозавод, и решить задачи, предусмотренные концепцией культурного ландшафта: урегулирование отношений между субъектами права; вовлечение в работы по поддержанию функций культурного ландшафта местных жителей и создание системы электронных публикаций, позволяющих представлять разнообразные тексты о культурном ландшафте в различных формах.
Предлагаем создание инфраструктуры культурно-оздоровительного центра включить в государственный план развития села Никольского и сельского поселения Толшменское, а упомянутые три задачи решить в 2024-2025 годах в проектах «Острова свои обогреваем» и «По плёсам и перекатам Толшмы», представляемых АНО КПЦ «Бирюзовый дом» на грантовые конкурсы.
Главные продукты проектов – интерактивные топографические карты села Никольского и сельского поселения Толшменское с описанием достопримечательностей (фото, видео, тексты) – предлагаем создать в виде лэндинга «Острова свои обогреваем» на сайте «Музей Журавли» совместно с Ассоциацией исследователей истории и культуры Отечества «Эхолот».
Библиография
- Культурный ландшафт как объект наследия. Под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. – М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. – 620 с., ил.
- Указные грамоты городовым воеводам и приказным людям 1613-1626 годы / Отв.ред. И.В. Пугач. М. 2012.
- Кошелева М.Н. Заволжская Фиваида, 2016 [Электронный ресурс] — https://www.museum-zhuravly.ru/event/fivaida_book
- Толшменская картина мира глазами участников экспедиций: краеведческий сборник: АНО «Бирюзовый дом»; [сост. М.Н. Кошелева, А.Е. Чернова ]. Москва, с. Никольское, 2019 – 468 с.