ВЕЗЕНИЕ-17

Савва РАДУЛОВИЧ

Впервые на русском!

Перевод Саввы Радулович с сербского

ВТОРОЕ ПИСЬМО

 

На почту Facebook приходит сообщение от незнакомого мне мужчины под псевдонимом Писатель без ручки. Второй раз за столько времени, снова аноним. Как они меня находят?!

 

8 марта 2018 г.

 

– С праздником, Нина! Я пришлю тебе букет ромашек и заплачу цыгану из Измайловской, чтобы он каждый день приносил их в метро!

– Не делай этого! Ты так смешон. Особенно теперь, когда ты это сказал, это уже не будет сюрпризом!

– Почему это не будет сюрпризом?! Это будет для меня.

– Ты настоящий Маяковский!

– Но почему?

– Ты не знаешь историю про Маяковского и цветы? Какой ты русский?

– Кто может утверждать, что я русский?!

– Позволь это мне решать! Я тебя расскажу, а точнее, наберу на клавиатуре.

– Я превратился в глаз!

– Цвет?

– Жду!

– Что ж, помимо его бессмертных стихов, от которых захватывает дух, есть еще его личная, жизненная и невероятная история, от которой захватывает дух не меньше. История началась в  Париже, когда Владимир встретил неотразимую Татьяну Яковлеву, русскую эмигрантку, красавицу, не понимавшую ни слова из яростных стихов современного поэта с суровым взглядом и мягким сердцем. Она не понимала ни слова Маяковского, даже в реальной жизни. Он напугал ее, он – такой яростный, дикий и беззастенчивый, человек, живший полной жизнью. Но напрасно. Ни его собачья преданность, ни его слава ее не тронули. Она осталась холодной, поэтому Маяковский вернулся искать тепла в заснеженной России, но здесь вспоминаются слова из песни: «Несмотря ни на что, однажды ты будешь моей, одна или вместе с Парижем!» И это было так, только немного по-другому. Чтобы не исчезнуть незамеченным, он ушел, но оставил ей кое-что, благодаря чему она будет помнить его всю оставшуюся жизнь. Весь свой гонорар от выступления в Париже Маяковский положил на счет известной парижской цветочной компании с одним условием: чтобы они несколько раз в неделю доставляли Татьяне Яковлевой букет самых красивых и необычных цветов, в том числе: гортензию, фиалки, черные розы, чайные деревья, орхидеи, астры или хризантемы. Известная парижская компания добросовестно выполнила поручение экстравагантной клиентки, и с тех пор, независимо от погоды и времени года, год за годом к ней в дверь стучал курьер с красивыми букетами и с одним и тем же посланием: „От Маяковского!“ Он умер в 1830 году. Неожиданная новость потрясла Татьяну. Она уже привыкла к тому, что он регулярно входил в ее жизнь, и к сознанию, что он где-то там посылает ей цветы. Они не встретились, но то, что есть мужчина, который ее так сильно любит, повлияло на все, что с ней произошло, так же, как луна в разной степени влияет на всех жителей, просто потому, что она постоянно вращается вокруг земли. Татьяна не знала, как дальше жить без той огромной любви, растаявшей в цветах. Однако в указании, которое влюбленный поэт оставил цветочной компании, не было упоминания о его смерти. На следующий день у ней на пороге появился курьер с красивым букетом и с теми же словами: „От Маяковского!“ Вот как Маяковский сумел то, что не удалось никому другому, — он показал, что великая любовь побеждает даже смерть и продолжается после нее. Цветы приносили и в год его смерти, и в сороковые годы, когда о нем уже забыли. Во время Второй мировой войны, во время немецкой оккупации Парижа, она выжила только потому, что продавала на бульваре те роскошные букеты. Поскольку каждый цветок означал любовь, на протяжении нескольких лет его слова, передаваемые через цветы, каким-то образом спасли ее. Когда русские вошли в Берлин, букеты продолжали прибывать.

Доставщики старели на ее глазах, на смену им приходили новые, и они тоже сознавали, что являются частью великой легенды, маленькой, но значимой. Они говорили как лозунг вечности, улыбаясь улыбкой заговорщиков: „От Маяковского!“ Цветы в Париже вошли в историю. В конце семидесятых годов советский инженер Аркадий Ривлин, слышавший в юности эту историю от своей матери, отправился убедиться в правдивости этих слов. Татьяна Яковлева была еще жива и согласилась с ним поговорить о цветах за чаем с печеньем. Квартира была усыпана цветами, как дань легенде. Сначала мужчина постеснялся расспросить седовласую, императорского вида даму о ее романе  юности, но в какой-то момент не удержался. История о цветах – это выдумка, или же цветы любви, действительно, были посылкой от Маяковского?

– Пей чай, – сказала она, – пей чай. Ты куда-то торопишься?

И в этот момент раздался звонок в дверь. Никогда в жизни он не видел такого великолепного букета, за которым он едва разглядел доставщика. Букет золотых японских хризантем походили на гроздья солнца. И за этим огромным ярким огневом послышался голос доставщика: «От Маяковского!»

– Фееричная история! Может быть, я пишу красивее тебя, хотя каждый считает, что его произведене самое лучшее.

– Вероятно.

– Пришли мне почитать публикацию, если хочешь. Я пишу немного по-другому, стиль у меня необычный, ты когда-нибудь прочитаешь, но сейчас я бы не стал это передавать, до сих пор ревностно храню.

– У меня их много. А что, если я отправлю тебе запрос в друзья? Все истории у меня на стене… Может быть, ты прочитаешь и пришлешь критику?

– Может. Я выражаю свои мысли и чувства совершенно по-другому, меньшим количеством слов, но оставляю кристально ясное послание, которое нужно понять.

– Пришли мне что-нибудь свое.

– Пришлю в другой раз. Проходит много времени, пока я их постепенно выкристаллизую. Я всегда что-то делаю с ними понемногу, пока не почувствую, что вот оно.

– Судя по твоему имени, я подумала, что ты какой-то чудак, который собирает истории в голове, но не имеет ручки, чтобы их записать.

– Не спеши с выводами. Мое имя имеет несколько значений.

– Можешь ли ты поделить со мной этой страшной тайной?

– Это не секрет и это даже не так страшно. Я писатель для себя. Меня не интересует мнение других людей или выступления рядом с теми, кому хочется дорогих коктейлей, несправедливости и фальшивых похлопываний по спине. Я ненавижу это. Поэтому, когда пишу, я как будто отправляю письма по ветру. Они доберутся сами куда надо, понимаешь?

– В некоторой степени. Это уже имеет смысл.

– Но нет смысла встретиться, например, в кафе и рассказать тебе интересную историю. Возможно, она будет касаться и тебя.

– И, может быть, мне бессмысленно принимать приглашение на кофе от неизвестного писателя, если он вообще писатель, и мы знакомы меньше часа, и только по переписке.

– Ладно-ладно, растянем еще часик, день, только сильно не растягивай, а то кофе остынет. А русский кофе остывает быстрее любого другого, если ты не знала.

– О чем ты говоришь? Может, у тебя и нет ручки, но в тебе что-то есть, ты знаешь. Спокойной ночи.

– Хм, да.

 

9 марта 2018 г.

 

  – У меня будет мое первое публичное выступление! Я имею в виду, если я переживу март. Ну и куда же исчезла критика?

– Хорошо. Могу ли я получить адрес, чтобы попрактиковаться в аплодисментах сегодня? Никакой критики, просто вперед! Критикуют только те, кто, критикуя других, пытается таким образом выделить себя, потому что ничего другого они делать не умеют.

– Ни в коем случае, легко тебе не уйти. Ты обещал.

– Я читаю тексты, потом прокомментирую. Никакой критики с моей стороны, но я анализирую твое письмо, гениально фиксируя факты и оформляя их в единое целое. Поэтому все ожидают, что их текст будет на высшем уровне. Человек думает, что все хорошо, но время только кристаллизует. Со мной случилось так, что я мог бы сделать еще лучше, исправив. А позже вернуть исправленное в прежнее состояние. Я думаю, что любой текст должно стоять, как вино, кристаллизованное путем декантации. Вино декантируют как минимум три раза, прежде чем разлить в бутылки, то же самое происходит с текстами, пока они, наконец, не будут внесены в книгу…

– Конечно, это так. Ты еще не прислал мне что-нибудь из своего?

– Я пришлю, но не сейчас.

– Я щедро делюсь своими историями. Знаешь, может быть, после обеда нас уже не будет. Зачем эгоистично скрывать мысль, которая может изменить чей-то день, год, направление, смысл – все.

– Всему свое время. Я не хочу не хочу торопиться пока не совмещу писательство с какой-нибудь работой или работами по профессии. Иногда лучше подождать, но я согласен, что свои работы нужно представлять.

– Ты ничего мне о себе не рассказал…

– Легче отвечать на вопросы, чем рассказывать о себе.

– Откуда ты? Ты, конечно, не живешь в своем почтовом ящике. У тебя должна быть станция метро и вид хотя бы на один монастырь?

– Я живу возле белого храма с золотыми куполами, который стоит лицом прямо к твоему балкону, щурится одним глазом и смотрит прямо в твое окно. Каждый вечер, когда беспокойный женский силуэт в белой ночной рубашке появляется в том окне, смотрит на звезды и записывает что-то важное для нее, я знаю, что жив. В этот час ко мне приходит вдохновение. Кстати, моя мама черногорского происхождения, так что я не новичок в этой местности. Я закончил машиностроительную школу, затем бизнес-менеджмент в сфере таможни, экспедирования и страхования, остался в сфере машиностроения, так как планирую часть работы делать сам. Писательство – для меня это естественно, я долго сопротивлялся этому дару.

– Прямо как я! Я сопротивлялась этому больше всего, я просто капитулировала перед газетой, которая делает со мной то, что ей нравится. Она диктует, я записываю. Она взяла меня полностью под свою опеку. Но ты следишь за мной?

– Нет, ради бога. Мы очень далеки друг от друга, я просто старался быть поэтичным и интересным, но вижу, что мне это не удалось.

– Как любой может понять, я просто осторожна.

– Ну, пора о себе рассказать, у тебя в профиле написано, что ты в России, если я правильно прочитал.

– Ты хорошо читаешь. Скажем так, сформулировав это так: я родилась в Никшиче, а зубы у меня выросли в Москве. Что-то вроде того. Здесь что-то застряло. Я пришла, чтобы найти реалистичное решение своих страданий, но не удалось, по крайней мере, так кажется.

– Засучи рукава и в бой!

– Легко сказать, но не сделать!

–  Вот как мы это сделаем, смотри сюда. Ты достаточно долго была в Москве, чтобы знать, где находится МХАТ имени Чехова, и наверняка слышала, что его основателем является знаменитый Станиславский и что для этого театра писал сам Чехов, пьесы которого идут на театральных сценах мира и по сей день. Что ж, завтра ты одевайся как можно лучше, бери в правый карман один из любимых отрывков из пьес Чехова, в левый клади рассказ или что-то свое и подписывайся на рекламу, опубликованную на прошлой неделе на Интернет. Твоя задача выйти на сцену и поразить их!

– Я постараюсь.

– Неправильный ответ! Было бы правильно: я взорву сцену! Вот что я хочу услышать! Ты должна верить в себя, если думаешь, что сможешь добиться успеха. Всегда есть вероятность, что у вас ничего не получится, но дай успеху небольшой шанс.

– Вот, я подняла руку вверх! Я солидарна!

– Я верю тебе.

– Я отправляюсь в свои мечты, чтобы спугнуть надежды.

– Иди спать, а свои надежды оставь мне.

 

  16 марта 2018 г.

 

– Есть ли у черногорских женщин какой-нибудь ритуал после двадцати часов вечера и что привлекает их внимание?

– Надеюсь, ты не смотришь на меня из того окна, моим волосам было бы стыдно за такой чудесный комплимент. Они вяжут крючком.

– Не волнуйся. Этаж едва виден, деталей не так много. Они вяжут крючком, да?

– Так ты всем лгал? Они вяжут крючком, вяжут истории.

– Ни за что, мне хотелось быть романтичным, а твоя красота неоспорима.

– Давайте пропустим эту часть. Ты взял эту ручку?

– Никогда! Мои буквы живут в людях, а не в какой-то оболочке, доступной неграмотным пробным мирам. Но будет ли это вечер?

– Это планируется провести на площади во второй половине дня. Тут сложно сказать.

– Неужели нет никого, кто мог бы помочь тебе и побудить этих молодых людей броситься в литературную революцию?

– Трудный. Незнакомец – глухонемой сирота. Нам нужен литературный приют, который взял бы нас под свою опеку, накормил бы советами и напоил азбукой, чтобы мы могли дать отпор революцией. Просто так.

 

17 марта 2018 г.

 

– Просто чтобы повесить записку на твоем ФБ окне.

– Заходи, не разувайся!

– Ты меня послушала? Ты была в театре?

– Не совсем. Это долгая история. Это не значит, что я не буду, просто…

– Ты ненадежна и думаешь, что не годишься для чего-то подобного?

– Я ничего не думаю, но с подозрением отношусь к нашей переписке.

– Что конкретно вам подозрительно?

– Ну, во-первых, твоя неизвестная личность. Ты мог бы быть кем угодно, скажем, журналистом?! Во-вторых, я не знаю, опасен ли ты и почему ты вообще мне пишешь?

– Все твои сомнения можно развеять за полчаса, если только захотеть!

– Я не понимаю?!

– Кофе в библиотеке у окна с видом на Красную площадь, два стула, ваза с ромашками, вам просто нужно прийти?

 

  18 марта 2018 г.

 

  Куда ты пропала, черногорка?

– Я у того же окна, записываю день.

– И? Похож на что?

– Хороший. Исправим его уже завтра.

– Мило, мило. Но почему ты так исчезла? Только не говори мне, что ты все еще сомневаешься в моей доброте?

– Хм, самоуверенный или шутник, кем из двоих ты скорее будешь? И я буду сомневаться в этом, пока не увижу перед собой эту ручку.

– Шутник, конечно. Тебе нужна копия удостоверения личности?

– Хуже не будет.

– Бог увидел тебя! Ты хуже самого Путина!

– Что ты будешь делать?! Я быстро понимаю. Этот твой асфальт научил меня всему.

– Ну тогда как ты относишься к злодеям?

– У меня нет пощады!

– Давай встретимся. Мне бы очень хотелось выпить кофе. Можно обойтись и без вазы. И никаких стульев. И кафе. Просто рукопожатие.

– Зачем ты хочешь пожимать мне руку?

– Ха-ха, иди к черту!

 

30 марта 2018 г.

 

 – Я машу из кафе. Ты даже не представляешь, какой здесь кофе! Дым идет в твою сторону, надеюсь, ты не против.

– Очень остроумно и заманчиво. Я на Арбате и в компании. Я напишу тебе, когда приеду.

– Не беги, я бы не хотел, чтобы ты споткнулся о какую-то букву.

– Не волнуйся, «я надела» кириллицу. Номер тридцать.

– Ты бы лучше наш алфабет, на три размера больше?

– До свидания, мой друг, до свидания!

– Ангелы с тобой, красавица!

– Позвольте мне один раз направить приветствие из моего окна в ту сторону.

– Ты правильно сделала. Допустим, ты изменила плохой день чудесного существа в корне одним лишь своим появлением.

– Да ладно, давай, не будем так сильно преувеличивать. Но, что же делает в это время суток страдающий молодой человек?

– Страдает на работе, как ботинок, который разваливается.

– По крайней мере, у тебя есть работа.

– Вечно одна и та же заезженная история. Тому, у кого есть работа, не хватает свободного времени, чтобы посетить все те места, которых он жаждет всю жизнь, а тот, кто не имеет работы, листает список тех же мест, которые он хочет, но не может посетить, потому что у него нет денег, чтобы пойти. Время или деньги, а время – деньги.

– И где во всем этом утешение?

– Делать то, что любишь, быть самим себе начальником и дать себе передышку, когда появится желание сходить в одно из тех мест из списка, на которые вы сами будете зарабатывать. Но это дорогая мечта, чтобы достичь ее, нужно много времени. Вы начинаете босиком и долго ходите, пока на ногах не вырастут шнурки, а затем начинаете оттуда.

– Ну да. Без любви ничего не получится, ни ромашка.

– Ни ромашка!

 

12 июня 2018 г.

 

  – Я стучу в дверь твоего почтового ящика, бесстыдно и долго. Ты когда-нибудь откроешь?!

– Мой ключ застрял.

– Оставь теперь юмор.

– Чтобы доставить мне удовольствие, нужен нереальный дух.

– Если ты готова, это может произойти сегодня вечером. Я в отпуске в эти дни.

– Просто чтобы избавиться от этого дыма, хотя бы с моей стороны стола.

–В самый раз.

– Я назначаю встречу на вторник.

– В полдень.

– В парке Горького.

– В кроссовках.

– С синими шарфами.

– И с улыбкой.

– И с яблоком.

– Класс!

– Класс!

– Полностью согласен. Не зови меня так, будто меня больше не существует.

– Именно поэтому я и назначаю встречу. Увидеть, что ты настоящий.

– Действительный. Я немного уменьшил вес по сравнению с предыдущим, теперь я как марафонец.

  – Я тебя, наверное, не понесу, так что ты можешь свободно взять с собой каждый килограмм.

– Мы обо всем договорились!

– Что-то я сомневаюсь, что ты фейк.

 – О, ну, подожди понедельника и запланированного урока в полдень. Если ты ошибешься, что тогда?

– Должна ли я ошибиться???

– Ты ошибаешься, считая, что это не я. Ты говоришь мне, что я выдуман, может быть, ты сможешь меня в этом убедить!

– Это уже невозможно!

– Сколько раз ты мне «массировала», что я не я. Для нашего города повезло, что ты не какой-то полицейский, потому что никто даже с документами не сможет оказаться человеком из твоего удостоверения, пока тебе это не объяснят. Я смеюсь.

– Что тебе сказать, русская школа. Годы и годы, проведенные в Москве. Меня научили люди.

– Ей-богу, в сериале «Бригада» тебе не равен даже Сергей Безруков! Кто ошибется, тот платит квасом.

– Медушка, пожалуйста.

– У тебя нет права выбора, ты проиграла эту ставку на старте.

– Эм, посмотрим, Безруков.

– Согласен, так что переписываемся до понедельника, если ты не пришлешь мне свой номер телефона. Ты не придешь, я знаю.

– Эй, что с тобой?

– А телефон?

– Телефон не дам. Плановое заседание состоится.

– Ты странный.

– Ни в коем случае!

– Я не прошу твой телефон, а чтобы ты дала мне свой номер телефона.

– Я бы лучше дала тебе телефон.

– Ты передумаешь, я это чувствую. Как мне позвонить тебе, если ты опоздаешь или забудешь в понедельник.

– Я всегда пунктуальна. Не волнуйся об этом.

– А если тебя в метро проглотит кот, а меня не предупредят?

– Он не сумасшедший, что с ним сделают эти кости.

– Или Крылов упал с постамента, обрел крылья и куда-то унес тебя?

– Не глупи.

– Или ты просто не хочешь приходить?

– Я сказала, что приду!

– Да, я верю, что ты это сделаешь.

 

14 июня 2018 г.

  – Москва вызывает, Драгова Лука, ответь! Ты выходишь или спишь? (В тот день, ровно в полдень, был организован день обозревателя на Красной площади, где я должна была появиться. Я совершенно забыла про встречу, особенно после того, как твердо уверилась, что мне пишет Борис, который только проверяет и мучает. Поскольку мне никто не писал, кроме того неизвестного мужчины, которого я тоже считала Борисом, то идти мне было бессмысленно. Никакого желания. Но я очень сожалела, что забыла послать сообщение, что Я бы всё равно не пришла).

– Ты должен ненавидишь меня. Ты презираешь. Я понимаю.

– Я искал тебя… Я искал тебя глазами. Звонил… Искал тебя в мыслях.

– Ну, ты же видел, что я не отвечала, ты знал, что я не приду.

– Я очень хотел, чтобы ты пришла.

– Мне очень жаль, что я этого не сделала.

– Вам нужно было отправить только два слова письмом, всего два.

– Это первый раз в жизни, когда я забыла позвонить и не появилась там, где должна была быть, хочешь поверь, хочешь нет. Мне очень жаль.

– Неправильно! Говори честно! Выпустила меня и посмотрела, реален ли я! Я знаю, что ты была где-то рядом и поэтому не сказала мне не выходить. Ты не забыла, ты так хотела, ты хочешь, чтобы всё было по-твоему.

– Поверь, мне пришлось появиться в другом месте, и мне жаль, что…

– Другое место? Ты это признаешь?!!

– Я не могу спорить. Я сказала тебе честно, и ты поверь этому, если захочешь. И еще раз спасибо, что сразу бросился меня оскорблять без надобности. Приветствую и желаю всего наилучшего!

 

  18 июня 2018 г.

 

  – Нина! Я машу тебе!

 

  22 июня 2018 г.

 

 – Я читаю сообщение в твоем профиле. В каком стиле ты сейчас? Кто станет вашим настоящим другом, а кто нет?

– Да как ты читаешь, если ты не мой друг на ФБ?!

– Самое страшное – быть самому себе врагом!

– Это возможно?

– А настоящие друзья открыто критикуют себя, как я критиковал в тот день тебя.

– У меня нет таких статусов, может ты что-то не так сделал.

– Ой, я встал на левую ногу и начал день так, как он начался. Скажи мне что-нибудь?

– Да?

– Почему ты не появилась в тот день?

– Я уже говорила тебе, не спрашивай больше.

– Там была девушка, очень похожая на тебя. Была…

– ЭТО БЫЛА НЕ Я! (Я заблокировала его той ночью, и мы потеряли связь).

 

 

 

 

 

 

 

Читайте также: