ЗАЧЕМ ХРИСТИАНИНУ ЗЕРКАЛО: О ДУХОВНОЙ ЛИРИКЕ ОКСАНЫ МОСКАЛЕНКО 

Великий Пост для православного человека – время осмысления, время особенно глубокой и вдумчивой молитвы. Великий Пост дан человеку для приближения к Богу, для осознания краткости жизни земной и вечности жизни небесной. И особенно контрастно это ощущается на Страстной Неделе. Готовясь к встрече Светлой Пасхи, православный христианин словно бы проживает вместе с Иисусом его путь: от всеобщего восхищения и возгласов «Осанна!» в Иерусалиме до горького предательства и страшной смерти на Кресте. 
 
Душа истинно верующего человека сострадательна и милосердна. Когда этими качествами обладает душа поэта – из-под его пера выходят стихи, способные менять мир и влиять на судьбы людей. Такова православная лирика Оксаны Москаленко. 
Когда я познакомилась с духовными стихотворениями Оксаны Москаленко, у меня было ощущение, будто я, читая, умываюсь святой водой: настолько очищающи были эти произведения! Первое впечатление оказалось очень точным – и с течением времени только усилилось. В православных стихотворениях  Оксаны – и всестороннее осмысление библейских сюжетов, и ничем не запятнанная радость от бытия со Христом, и ежедневный подвиг веры, и смирение, и непрестанная память о вечном. 
 
Сохраняя традиции классиков русской литературы, работавших в жанре духовной лирики – А. С. Пушкина, И. А. Бунина, Б. Л. Пастернака, Оксана Москаленко привносит в стихотворения своё: осмысление лирического героя через ранее не изведанную в художественной литературе глубину евангельских сюжетов– и очищающую тишину, свойственную только её стихам. Коснёшься этой тишины – и столкнёшься со своими мыслями, своими ранами и грехами. И исцеляешь душу стихотворениями, и становишься лучше. 
 
Новаторство духовной поэзии Оксаны Москаленко состоит в строгом следовании православному канону с одновременным неизменным проявлением души лирического героя через его отношение к происходящему. Это не пересказ библейского сюжета, не противопоставление подлунного мира миру горнему, не отражение переживаний героя через описания природы, это – единая картина мира, в центре которой – Бог. И лирический герой стихотворений Оксаны приходит к Господу через испытания и тернии, осмысляя себя и свою душу в земной жизни через библейские сюжеты. Поэт в этом случае выступает проводником лирического героя – из греховного состояния в покаянное, из подлунного в небесное. 
Особенный интерес в преддверии Светлого Христова Воскресения представляют православные стихи Оксаны Москаленко, посвящённые Великому Посту и празднику Пасхи. Великий Пост – это испытание верующего человека на прочность его веры и на силу его любви к Богу. И первым шагом каждого на этом пути становится осознание собственной греховности и поиски спасения в Христе. В стихотворении «Отражение» поэт создаёт историю о преображении души через покаяние: 
 
Я смотрю на Небо через воду, 
Понимая, что в грехах тону. 
Но в грехах содеянных раскаюсь.
… 
И душа моя преобразилась, 
Я нашла спасение в Христе. 
 
Парадоксальна символика этого стихотворения. В Новом Завете развитие образа зеркала очень интересно. Из Послания Ап. Павла к коринфянам «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» (1 Кор 12:13). развивается метафора частичного и полного видения Бога (в жизни земной и посмертии соответственно). Второе послание Ап. Павла к коринфянам открывает для нас возможность впустить в сердце Христа и стать зеркальным отражением Его добродетелей: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». (2 Кор 3:18). И, наконец, в главе 1 Библии зеркало, как и Божье слово, представляется предметом, показывающим, какие мы на самом деле. И очень важно предпринимать действия для исполнения Слова Божьего: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале». (Иак: 1: 23)
 
В стихотворении Оксаны Москаленко эволюция образа отражения совпадает с эволюцией образа зеркала в Новом Завете. От отражения Неба в воде – неявного, сквозь рябь, присущую любой водной глади – и осознания собственной греховности и необходимости покаяния (а значит, переход от частичного к полному видению Бога) до отражения Неба в чистом сердце после покаяния (как следствие предпринимаемых действий для исполнения Слова Божьего). И арка лирического героя в контексте стихотворения приобретает совершенно новое направление: душа преображается после раскрытия ума и сердца Господу. 
 
Страстную Неделю предваряют два праздника – Лазарева Суббота и Вербное Воскресение (Вход Господень в Иерусалим). 
Стихотворение Оксаны Москаленко «Лазарева Суббота» – это ещё один шаг лирического героя к Богу. Поэтесса не идет по привычному пути и не пересказывает всем известный сюжет в стихотворной форме, а с самых первых строк проводит параллель между Лазарем и… душой героя! 
 
Спелёнута душа грехами. 
Она – четверодневный Лазарь. 
(«Лазарева Суббота») 
 
Это сравнение даёт читателю право на надежду. В православной традиции мы больше привыкли говорить о вере как о чём-то незыблемом и непреложном, но надежда – более привычное чувство мятущейся человеческой душе. И раз Господь явил своё чудо и воскресил Лазаря, то наша душа в пелене греха тоже может надеяться на прощение! И Оксана Москаленко ведёт своего лирического героя к воскрешению: 
 
Господь всех выведет из гроба. 
И воскрешенье сотворится. 
(«Лазарева Суббота»)
 
Поражает символика в стихотворениях Оксаны Москаленко – в её произведениях ни одного лишнего слова, ни одного лишнего символа. Очевидно неслучайное использование сравнения души человеческой с бабочкой – в православии бабочка – символ бессмертия души. И как бабочка в муках вылупляется из кокона, так и душа наша – преодолевает греховную пелену, стремясь ко Господу. 
Торжества по поводу Входа Господня в Иерусалим в стихотворении Оксаны Москаленко сдержанны и печальны – потому что православный христианин знает, что между «Осанна!» и «Распни его!» путь очень недолог. Кротость и смирение Спасителя ярко контрастируют со звериной радостью народа. Надолго ли эта радость? Искренняя ли она? Прошло два тысячелетия – а мир, люди – не изменились: те, кто величает тебя, завтра же предаст, а по-настоящему верных и искренних людей единицы. И это ли не повод всем задуматься и изменить себя во имя направления мира на путь праведный? Накануне Страстной Недели приходит время задуматься о верности своей дороги…
В Страстную Неделю каждый год православные вместе с Христом проживают его последние земные дни и череду испытаний: предательство, судилище, распятие и смерть. Особое время в жизни каждого христианина – это Великая Суббота. Время тишины. Время, когда Господь погребён. Время, когда только истинная и крепкая вера, выраженная молитвой, может спасти человека и помочь ему встретить Пасху.
 
В стихотворении Оксаны Москаленко «Великая Суббота» много белого цвета. Белый цвет – символ траура и символ святости, символ тишины и символ Божественного света. Кажется, всё стихотворение пронизано безмолвием, и слова ложатся в строчки тихо-тихо, словно боясь потревожить покой Господа перед предстоящим Воскресением. 
Тем не менее, даже в это время – время молчания – идёт отчаянная битва за души: 
 
Разверзлась под ногами твердь,
Невидимая брань идёт, –
(«Великая Суббота») 
 
Эти строки поэтессы как никогда своевременно ложатся на современную историческую канву. В настоящее время особенно сильно идёт невидимая война за души христиан. Всякая тишина – это борьба за души и за сердца людей. Всякая тишина – это время принять сторону Христа. Православные часто боятся или забывают заявить о своей вере во весь голос, опасаясь оскорбить представителей других религиозных конфессий. И эта тишина – другая тишина, не однородная тишине Великой Субботы – тем не менее время серьёзной битвы за души людей, которую мы не вправе проиграть. 
Но Оксана Москаленко вновь дарит надежду своему лирическому герою, и надежда расцветает бутоном Солнца на востоке: 
 
В преддверье Пасхи мир молчит,
В природе шевеленья нет.
Господь людей благословит,
И воссияет Солнца Свет!
(«Великая Суббота»)
 
Кульминацией церковного года является Православная Пасха, Светлое Христово Воскресение. Ночь Христова Воскресения – это момент, к которому стремится каждый православный христианин, и момент, к которому поэт Оксана Москаленко вела своего лирического героя на протяжении всего Великого Поста. 
 
Весь мир в молчанье погружён,
В душе темно, лишь пламя свечки…
Стоим тихонько на крылечке
И ждём, когда воскреснет Он!
 
Пока что запечатан храм,
И храм, как гроб… И мы в смятенье…
Свершилось чудо Воскресенья!
И вот — Господь вернулся к нам!
 
Звон колокольный, крестный ход!
«Христос воскресе!» — ликование!
И Богу – всякое дыханье
Хвалу и славу воздаёт!
(«Пасха») 
В трёх строфах Оксана Москаленко передаёт всю обширную и разнообразную гамму чувств лирического героя: от тишины и тревожно-волнительного ожидания Воскресения Христа – до смятения, от радости сопричастности к Чуду Воскресения Иисуса – до ликования. И вновь мы видим неотступное следование православному канону – и проявление лирического героя. В героях различных произведений мы всегда ищем себя и проникаемся симпатией к персонажам, чувствующим то же, что мы, отождествляя их с собой. Оксана Москаленко не боится заявлять о чувствах героя в духовной лирике, и за счёт этого приёма достигается чувство сопричастности, через которое поэт и приводит читателей к Богу, в православную традицию. 
Мы все чувствуем радость в момент Воскресения Христа. Святой Лука, архиепископ Крымский, так объясняет ее природу:
«Если бы Христос не воскрес, то вся проповедь апостолов о Христе не имела бы силы. Вера наша в Него была бы тщетной, безнадежной, ибо если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. Если не верить воскресению мертвых, то и Христа Бог не мог бы воскресить, поэтому умершие во Христе погибли бы. Потому именно так велик для нас, такой радостью наполняет сердца наши праздник Воскресения Христова, что Христос Своим воскресением удостоверяет, что будет и всеобщее воскресение, ибо Он был первым из воскресших. Первенец Христос, потом Христовы в пришествие Его. Такова наша вера. Этим объясняется и светлая радость наша в великий день Воскресения Христова». 
Его мысли удивительным образом сходятся с образом мышления Оксаны Москаленко: 
 
Из храма утром возвращалась,
И солнца первые лучи
Пасхальную дарили радость,
И растворилась смерть в ночи.
 
С любовью Божьей необъятной,
Которая теперь со мной,
Огонь из храма благодатный
Несла я бережно домой.
 
Затеплю дома я лампаду,
Перед иконой поклонюсь.
Мне большей радости не надо.
Тебе я, Господи, молюсь!
(«Пасхальная Радость») 
В самом деле, в Пасху особенно сильно ощущается безусловная Божья любовь к человеку. Ещё жива в сердцах людей память о том, сколько страстей претерпел Иисус из любви к людям, ещё ярко в душах ликование в честь Воскресения Христа из мертвых и попрания смерти. И Благодатный огонь, не обжигающий, а согревающий – лучший символ этой любви, всепрощающей, доверительной, чистой и прочной. 
 
Стихотворения Оксаны Москаленко о Христовом Воскресении объединяет чистая и неподдельная радость. И поэт ведёт за собой – в эту ничем не запятнанную радость, наполняющую сердца читателей, к безграничному доверию ко Господу, к бесконечной любви к Нему. И вот, все мы уже становимся лирическими героями стихотворений Оксаны Москаленко и проходим свой путь к вере, путь тернистый и многотрудный, но непременно с надеждой на Бога в душе. С надеждой, подаренной нам поэтом. Потому что «надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм» (св. Паисий Святогорец).  
 

Читайте также: