РЫВОК В ЧИСТОЕ НЕБО
Повесть Ольги и Натальи Артёмовых «Луна в проводах» о судьбе книги в век цифровых технологий. Она о вопросе, который стоит перед сегодняшним молодым поколением: читать или не читать? И герои повести к её концу понимают, что он перерастает в вопрос: быть или не быть?
На первый взгляд, сюжет повести так же прост, как повседневная школьная жизнь. Но он, как и её привычная рутина, таит множество подводных скал и течений. Повествование захватывает читателя и уносит на широкие просторы, где решаются уже отнюдь не детские вопросы. Какими юные герои выйдут из испытаний, которые приготовила им жизнь? Кто из них в сумятице школьных баталий разглядит подлинные яркие ориентиры?
Юноши и девушки чувствуют за спиной крылья. Куда они устремятся в своём полёте, во многом зависит от тех, кто станет для них истинным наставником. Психолог-карьерист, под красивой завесой отстаивания собственного мнения вовлекающий десятиклассников в бездну конфликта? Инструктор сайта, вбивающий в неокрепшие головы посетителей главный закон джунглей: «Сперва ударь. Потом подай голос»? Учительница литературы, дающая своим питомцам последнее перед расставанием домашнее задание: «В любой ситуации оставаться человеком»? И она, и ребята делали ошибки, воевали, пытались разобраться в мире и в себе. Но спокойствия, которое как душевную подлость клеймил Лев Толстой, у них уж точно нет.
Великий писатель сражается в повести на стороне добра. С ним рядом – и Мусса Джалиль, и рванувший в огненный десант «сороковых, роковых» юноша, расписавшийся перед войной на книге, и прошедший по кромке повествования совестливый паренёк в форме, который, не задумываясь, тоже станет на пути фашизма… В описании места действия ясно проступают черты родного города сестёр Артёмовых – Курска, опалённого сегодня новой взрывной волной.
А ещё эта история о неразделённой любви. Причём – во многих её проявлениях. Это и влюблённость в девочку, которой главный герой так же, как и его далёкие, давно выросшие сверстники, хочет нести портфель. Но жажда юного сердца не утолится. Королева класса не полюбит подростка, задающего неудобные вопросы окружающим.
Здесь и пришедший из советской школы упрёк учительнице: «она нас не любит». Должен ли педагог отдавать воспитанникам частичку своего сердца? Или его обязанность только научить, а любить он может только собственных детей? Взрослые спорят. А ученики тянутся к тем, кто проявил к ним теплоту. Лишь бы только была любовь настоящей, а не фальшивой. Иначе вместо врачевания она способна нанести самые жестокие раны.
Это и тающая в ХХI столетии любовь к книге. «Ну, не прочитаю я эту вашу «Войну и мир»… И что будет?» – усмехается классный лидер. «Будет, – утверждает учительница литературы. – Вы будете иначе мыслить, говорить другим языком. Вы пойдёте на другую работу. Выберете себе в друзья других людей. Станете другим человеком».
Какими людьми станут сегодняшние дети, утонувшие в омуте Интернета, выбравшие вместо Толстого и Пушкина, совсем иные авторитеты? Вопрос не праздный. «Луна в проводах» властно зовёт запутавшихся в виртуальной паутине подростков в мир хорошей литературы. Напоминает, что «гений слова способен медленной кладкой выстроить самое хрупкое на земле, самое ценное – человеческую душу. Потому что в подлунном мире слишком много недостроенных и заблудших душ».
«Луна в проводах» вышла в 2024 году в издательстве «Детская литература» по итогам VIII Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков.