КРИЗИС СОЗНАНИЯ

Протоиерей Геннадий РЯЗАНЦЕВ-СЕДОГИН

 

Как-то я вывел формулу, которая объясняет, по крайней мере мне самому,  процесс деградации сознания человечества. Но прежде чем говорить о ней, я позволю себе смелость заявит об одном своём наблюдении. Дело в том, что в разные эпохи человеческого существования появляются люди, наделённые художественным талантом от Бога, которых Творец использует для выражения состояния сознания народов той или иной эпохи, в которой они сами живут. Я не говорю о пророках. Эти избранники появляются крайне редко в истории человечества. Бог никуда не торопится. Что для нас тысяча лет, то для Него один день, когда Он может взглянуть на творение и на мгновение войти в него, услышав голос своего угодника:

     — Господи, доколе ты будешь терпеть сей род развращенный и прелюбодейный, истреби его!

     — Я жду, — отвечает Господь, устами другого пророка, — Когда мера их страданий, пересилит меру их беззаконий.

     И Он уходит опять на тысячу лет до очередного Потопа…

     Я говорю о тех талантах, которые живут как раз от Потопа до Потопа и свидетельствуют об этой тысячелетней истории сознания человечества. Они выражают его состояние через различные художества. Вот тоже занятная вещь. Неужели не пора отказаться от этого занятия: писать книги, философствовать, ваять, создавать картины и музыкальные произведения? Для чего они? Какой-нибудь бедный художник, Рембрандт, например, без денег на чердаке, голодный, одинокий, всеми забытый, пишет свою картину.

Рембрандт. Ночной дозор

Или другой художник пишет произведение «Мёртвый Христос в гробу» с поразительной реалистичностью! Он изображает умершего на веки вечные человека так, что более чем через триста лет русский писатель Достоевский, однажды увидевший картину за границей, вложил в уста своего идиота князя Мышкина слова: «Да от этой картины у иного вера может пропасть». И писатели, и художники, и композиторы, и философы не хотели бы жить в нищете, муках и страданиях, служа таланту, но Творец понуждает их свидетельствовать о состоянии сознания их современников! Всмотритесь в художества, аки в зеркала. И «На зеркало неча пенят, коли рожа крива».

     Теперь речь об универсальной формуле. Она строится на известном выражении принца датского Гамлета, героя трагедии Уильяма Шекспира. Принц датский, сын короля, узнаёт о том, кто является кровавым убийцей его отца. И перед ним встаёт выбор,  который заключается в следующем: отомстить за смерть отца или оставить убийцу Суду Божьему? В какое же историческое время происходят события, описываемые Шекспиром в трагедии? Это эпоха в культуре называется Ренессансом или Возрождением. Для этой эпохи  характерно то, что человек начинает сомневаться в бытии Бога. И происходит это потому, что,  достигнув огромных успехов в области философии, медицины, искусстве человек  начинает возвеличивать себя, ставить выше Творца и провозглашает себя мерилом всех ценностей. Средневековый человек нераздельно верил в Бога, доверял Ему и был Ему верен. И он не сомневался, в отличие от человека Возрождения, в бытии Творца  и во всех Его обещаниях. Гамлету, человеку Ренессанса, приходит мысль о том, что, возможно, неотвратимость Божественного наказания — это всего лишь метафора,  придуманная для воспитания людей. И в таком случае преступление, связанное с убийством его отца, останется не отмщённым. Тогда ему нужно осуществить это отмщение. Но в его генетической памяти заложена мысль о том, что если все обещания  Бога – истинная правда  и наказание не метафора, а суровый Божественный Суд в вечности, то он, Гамлет,  будет осужден этим Судом на вечные муки, после совершения убийства брата своего отца, Клавдия.  И принц Гамлет  ставит перед собой этот сложный вопрос, который известен каждому культурному человеку в мире: быть или не быть? Оставить суд над преступником Богу, который говорит: «Мне отмщение и Аз воздам»,  (то есть, за нас есть  кому мстить). Тогда остаться живым в вечности, не погибнуть, но спастись. Либо, совершив преступление убийства,  погибнуть в вечности, ибо убийцы Царства Божьего не наследуют. В этом дуализме и заключается сомнение человека эпохи Возрождения.  А союз «или» в формуле  говорит об этом сомнении.

Быть или не быть – вот она универсальная формула! Почему я  привожу эту формулу первой? Потому что она более всего известна. До этой формулы существовала другая формула, которая отражала другое содержание сознания человека. Это Средневековое сознание.  Что   характерно для эпохи Средневековья? Вера в существование Бога. Вера  в загробную жизнь после смерти и вера в неотвратимость наказания. Существует большое количество произведений, в которых осмысливается то,  как взаимодействуют  друг с другом эти два мира – мир земной и мир иррациональный. Мир реальной жизни и мир загробный. Они буквально пронизывают друг друга с пугающими подробностями явления умерших людей, свидетельствующих о существовании загробной жизни.  В этом случае известная  формула в Средневековье выглядела так: быть и быть. Союз «и» говорит в ней об отсутствии сомнения в сознании средневекового человека. Он есть здесь и будет там, в другой жизни, после смерти. Быть и быть – формула верующего сознания.

Далее появляется человек уже не с сомнениями, как в эпоху  Возрождения, а  с отсутствием и отрицанием веры. Человек,  несущий  в своем сознании нигилизм. Отрицание Бога. Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев впервые использовал  это словечко в литературе. И прививка оказалась столь сильной, что прижилась и пустила корни. Изображая нигилиста Базарова, писатель говорит его устами:

— Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет: ну, а дальше?

Иными словами, вот ты умрешь, тебя в могилу зароют, лопух на могиле вырастет и ничего больше не будет.

Базаров утверждает, что Бога нет и загробной жизни тоже нет. Человек бесконечно смертен. Подлежит естественным законам природы: смерти, разложению и тлению. И формула, характеризующая сознание человека нового времени, выглядит так: быть и не быть. Союзы «и» и  «не», выражают потерю и отсутствие веры в сознании человека.

Наконец,  в двадцатом веке появляются люди, которые несут в своем сознании не только отрицание Бога, но и отрицание самой жизни. Это состояние прямо носилось в воздухе. «Потерянное поколение», возникшее после первой Мировой воны, которое не могло осмыслить, как один христианский мир, пошёл на другой христианский мир и в этой бойне были уничтожены миллионы человек!  Пройдя через трагедию войны, люди обращаются к философии экзистенциализма (философии существования), утверждая, что жизнь,  наполненная предательством, разочарованиями, страданиями, болезнями, старостью, агонией одиночества и полным уничтожением, то есть тотальной смертью, — не является привлекательной и в ней отсутствует всякая логика. Жизнь для них – это кем-то поставленная трагикомедия, в которой они категорически отказываются участвовать.  Они перед собой ставили  вопрос тогда, почему  родители  без их на то позволения выпустили их в жизнь,  которая им глубоко противна. В ней нет никакого смысла и ей нет никакого оправдания. Там,  на том свете, — утверждали они, —  нет Бога и нет никакой загробной жизни. А от земной жизни, в которой они оказались без их ведома на то и согласия, — их мучит метафизическая тошнота. И формула, которая выражает последнее состояние сознания человечества такова: не быть и не быть, где союзы отрицают не только Божество,  но и саму жизнь. Мы подходим, таким образом, к глобальному кризису сознания! В настоящее время современные научные достижения только доказывают универсальную логику моих формул. Они показывают куда  ведут человечество современные цифровые технологии: от человека, в свободе стоящего перед Богом, к человеку в рабстве стоящего перед «убийцей искони» дьяволом.

 А искусство и служители его, в ревностном  послушании Творцу, лишь выражают скрытые от толпы процессы,  происходящие с сознанием человечества.

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

Читайте также: