5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Русская литература ХХ века (до периода постмодернизма)

  • «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители.

  • Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература».

  • Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма.

  • Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы.

  • Литература периода ВОВ. Писатели-журналисты.

ВОПРОСЫ 

196. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Русская литература 20-90-х годов XX века: основные закономерности и тенденции. Переход к модернизму.
197. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Символизм. Старшие и младосимволисты. Андрей Белый: роман «Петербург».
198. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. А.А. Блок как поэт Серебряного века и представитель символизма.
199. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Творческий путь А.Блока: лирика, эпос, драматургия.
200. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Акмеизм и его представители. Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмин. 
201. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Программные статьи представителей акмеизма.
202. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Судьба и творчество Н.Гумилева и О.Мандельштама.
203. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Футуризм и его представители. И.Северянин, Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Каменский, В.Хлебников. «Пощечина общественному вкусу».
204. «Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Эгофутуризм Игоря Северянина.
205. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. В.В. Маяковский. Попытка творческого новаторства. Лирика В.В.Маяковского. Основные этапы творчества.
206. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Сатира Маяковского. Особенности театра Маяковского.
207. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Сергей Есенин. Биография и этапы творчества.
208. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Сергей Есенин. Эпическое и драматургическое наследие.
209. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой.
210. Серебряный век» русской поэзии и его основные представители. Жизненный и творческий путь Марины Цветаевой.
211. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Первая волна писательской эмиграции. Обзор.
212. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Леонид Андреев.
213. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Иван Бунин.
214. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». А.И. Куприн.
215. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». . Иван Шмелев. «Возвращение».
216. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Михаил Осоргин.
217. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Алексей Ремизов.
218. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Борис Зайцев.
219. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Писатели-изгнанники. «Возвращенная литература». Саша Черный.
220. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Общее понятие о методе социалистического реализма. Максим Горький.
221. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Литература в России после 1917 года. Многообразие литературных групп и направлений.
222. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Советские писатели – представители метода социалистического реализма. Николай Алексеевич Островский.
223. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Советские писатели – представители метода социалистического реализма. Александр Александрович Фадеев.
224. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Советские писатели – представители метода социалистического реализма. Исаак Бабель.
225. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Советские писатели – представители метода социалистического реализма. Михаил Зощенко.
226. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Советские писатели – представители метода социалистического реализма. Илья Ильф и Евгений Петров.
227. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Литература соцреализма. Михаил Шолохов и его творческое наследие.
228. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы. Е.И.Замятин и его знаменитая антиутопия.
229. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы. В.В.Набоков (1899 — 1977); Писательская и эмигрантская судьба.
230. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы. Андрей Платонов – писатель особой оригинальности.
231. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы. Михаил Булгаков. (Жизненный и творческий путь. Драматургия).
232. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы. М.Булгаков. Повести и романы. «Мастер и Маргарита».
233. Три ветви русской литературы 1 половины ХХ века. Представители «задержанной» литературы. Б.Л.Пастернак; стихотворения, роман «Доктор Живаго», переводы.
234. Литература периода ВОВ. Писатели-журналисты. Константин Симонов: художественное и публицистическое наследие.
235. Литература периода ВОВ. Писатели-журналисты. Илья Эренбург: журналист, переводчик и писатель.
Тема 6. Русская литература периода постмодернизма ХХ века; литература XXI века.
236. Творческая индивидуальность Ч.Айтматова.
237. Первая волна писательской эмиграции. Леонид Андреев. Иван Бунин. А.И. Куприн.
238. Творчество и судьба писателей первой волны эмиграции. Иван Шмелев. «Возвращение». М.Осоргин и А.Ремизов. Б.Зайцев и Саша Черный.
239. В.В.Набоков (1899 — 1977); Писательская и эмигрантская судьба.
240. Советские писатели – представители метода социалистического реализма. Николай Алексеевич Островский. А.А.Фадеев.
241. Представители «задержанной» литературы. Исаак Бабель. Михаил Зощенко. Андрей Платонов – писатель особой оригинальности.
242. Представитель «задержанной» литературы. Михаил Булгаков. (Жизненный и творческий путь. Драматургия). Повести и романы. «Мастер и Маргарита».
243. Литературный соцреализм в годы ВОВ: Александр Трифонович Твардовский. Константин Симонов: художественное и публицистическое наследие. Илья Эренбург: журналист, переводчик и писатель.
244. Б.А.Пильняк (1894 — 1938). Обзор творчества писателя, особенности писательского метода.
245. А.Н.Толстой (1883 — 1945): судьба писателя в советской России; историзм творчества.
246. Борис Васильев: своевременность творчества писателя.
247. М.М.Пришвин века (1873 — 1954) – мастер философской прозы в литературе 20 века. К.Г.Паустовский (1892 — 1968); литературная и публицистическая деятельность писателя.
248. Л.М.Леонов (1899 — 1994). Этапы творчества; жанровое многообразие.
249. Обзор литературы последних десятилетий. «Русский Буккер».
250. Другие направления в литературе ХХ века. «Лагерная проза». Представители «лагерной прозы» в русской литературе ХХ века.
251. Другие направления в литературе ХХ века. «Деревенская проза».
252. Иосиф Бродский – представитель третей волны русской эмиграции. Б.Ш.Окуджава (1924 -1997); поэтическое творчество, романы. Творчество и эпоха В.С. Высоцкого.
253. Экологическая тематика в русской литературе ХХ века.

КОЛЛОКВИУМ 

Творческая судьба Ивана Бунина. Анализ произведений по выбору.

I. И. Бунин в 1910-е годы.

1. Расширение тематики творчества:

— тема мещанства («Хорошая жизнь», «Петлистые уши»),

— буржуазной цивилизации («Господин из Сан-Франциско»),

— колониализма («Братья»). Внесоциальное, общефилософское, эстетическое решение социальных тем. Стиль философской прозы И.Бунина 1910-х годов – преобладание субъективного над объективным.

II. Тема смерти в творчестве Ивана Бунина.

1. Гибель России и смерть отдельного человека. Смерть как разрешение всех противоречий: («Преображение», «Митина любовь», «Чистый понедельник»).

2. Духовная и физическая смерть в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

III. Тема любви у И.А.Бунина.

1. Цикл рассказов «Темные аллеи». Воспевание не платонической, а чувственной любви, окруженной романтическим ореолом.

2. Любовь как озарение, «Солнечный удар».

3. Произведения, в которых любовь едва брезжит и никогда не сбудется («Старый порт»), где томится не узнанная («Ида»), где переходит в страсть («Убийца»).

Творчество В.В.Маяковского. Дореволюционное творчество. Революционные стихи. Поэма «Облако в штанах». Драматургия: «Клоп», «Баня», «Мистерия –Буфф».

I. Лирика В.В.Маяковского. Раннее творчество.

1. «Пощечина общественному вкусу» как футуристический манифест. Авторы, история создания, основное содержание.

2. Стихотворный цикл «Я».(1913), («Скрипка и немножко нервно», 1914), («Нате!», 1913), («От усталости». 1913). Эпатаж и страдания лирического героя.

3. Поэма «Флейта-позвоночник»: религиозные и молитвенные мотивы.

4. Стихи трагическо-лирического настроения: «Эй!», «Ко всему», «Дешевая распродажа», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», «Россия». Поэмы «Война и мир» и «Человек» — библейские мотивы в поэзии Маяковского.

II. Лирика революционного и послереволюционного периодов.

1. Эстетическая программа Маяковского в двадцатые годы: стихи о поэте и поэзии: «Разговор с фининспектором о поэзии», 26, «Сергею Есенину», 26, «Послание пролетарским поэтам», 26, «Во весь голос», 29.

2. Вера в силу социалистических преобразований в стихотворениях «Товарищу Нетте…», 26, «Рассказ о Кузнецкстрое…». 29, «Стихи о советском паспорте», 29.

3. Ленинская тема в лирике Маяковского — «Мы не верим», 23, «Комсомольская»,24, «Разговор с товарищем Лениным», 29. Лиро-эпический характер поэмы «Владимир Ильич Ленин», 24, композиция и стиль произведения.

4. Стихи для детей: «Что такое хорошо…», 25, «История Власа…», 26.

5. Поэмы «Люблю», 22, «Про это», 23 – революция и любовь, сегодняшнее и вечное в трактовке поэта. Поэма «Хорошо!», 27 — программное произведение Маяковского. Её структура, лирический герой. Картины революции, гражданской войны и мирной жизни.

III. Сатира Маяковского.

1. Обличение бюрократизма: «Прозаседавшиеся», 22; мещанства — «О дряни», 21; стихи о загранице — «Блэк энд уайт», 25, «Небоскреб в разрезе», 25, «Прощанье», 25 и другие.

2. Особенности театра Маяковского: его агитационный, зрелищный характер, плакатность, элементы фантастики, гипербола и гротеск.

3. Революция как новое сотворение мира, образы земного рая, человека-бога, всемирного потопа в «Мистерии-буфф».

— Комедия «Клоп»,

— Пьеса «Баня».

Творческий путь А.Блока. Фронтальный опрос по поэме «Двенадцать». Лирика Блока. Драматургия. Статья «Интеллигенция и революция».

I. Лирика А.А.Блока.

1. Прочитайте поэму А.А.Блока «Двенадцать». Подготовьтесь к фронтальному собеседованию по содержанию и основным идеям произведения.

– образ Христа, идея поэмы, отношение Блока к революции.

– «музыка революции» в блоковском понимании этих слов.

– характер сложной полифонической симфонии в поэме, в которой центральный мотив – вихрь и метель.

– конфликт двух стихий – Хаоса и Гармонии.

2. Одно из самых знаменитых и загадочных стихотворений Блока «Незнакомка». Сюжет произведения. Трансформация образа «Прекрасной Дамы» в стихотворении.

Цикл стихов 1907 г. «Снежная маска». История любви к актрисе театра Коммиссаржевской Н.Волоховой и отражение этих биографических мотивов в цикле.
Основная тема поздней поэзии Блока — тема России. Цикл «На поле Куликовом». Обращение к истории России. Россия «нищая» и «униженная» в цикле. Ощущение близости великих перемен. Грядет новая битва.
В 1909 г.. Цикл «Итальянские стихи». Основная тема – искусство.
Страшный мир города в сихах 1909–1916 гг. Цикл «Страшный мир». Бессмысленное круговращение в произведении «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Поэма «Соловьиный сад». (Не случайно Блока часто называли певцом «Соловьиного сада»). Определить мотивы раздумий поэта о смысле жизни, о трагической невозможности совместить долг и личное счастье.
Поэма 1916 г. «Возмездие». Сюжет произведения.
Последняя поэма – «Скифы». Россия – сфинкс. Антиномия уходящей и новой культуры.
II. Драматургия А.А.Блока.

1. Проанализируйте по своему выбору любое драматическое произведение А.А.Блока.

2. Составьте конспект статьи А.А.Блока «Интеллигенция и революция».

Творчество А.А.Ахматовой. Основные сборники: «Вечер», «Четки», «Белая стая». Анализ «Поэмы без героя». Анализ поэмы «Слава победителю». Фронтальный опрос по поэме «Реквием».

I. Лирические сборники А.А.Ахматовой.

1. Структура сборника «Вечер», история создания; художественное чтение произведений сборника.

2. Структура сборника «Четки», история создания; художественное чтение произведений сборника.

3. Структура сборника «Белая стая», история создания; художественное чтение произведений сборника.

II. Эпические произведения Анны Ахматовой.

1. Время создания, исторические предпосылки и основное содержание «Поэмы без героя».

2. Время создания, исторические предпосылки и основное содержание поэмы «Слава победителю».

III. «Поэма А.А. Ахматовой “Реквием”».

1. История создания поэмы “Реквием”.

2. К вопросу о жанре и композиции поэмы.

3. Современный и фольклорный планы. Библейский план в поэме А. Ахматовой “Реквием”.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Русская литература ХХ века (до периода постмодернизма)

Контрольная работа № 1:

Составьте конспект статьи А.А.Блока «Интеллигенция и революция»

Контрольная работа № 2:

Творчество Евгения Замятина.

1. Попытайтесь нарисовать схему управления Единого Государства и докажите, что оно тоталитарное.
2. Перечитайте главу «Великий инквизитор» в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и найдите параллели с романом «Мы» Е. Замятина.

Контрольная работа № 3:

Изучите статью, сделайте выписки из неё:
Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова / Булгаков М. Собрание сочинений в 5 томах. – М., 1990. – Т.3. – С. 573–609.

Контрольная работа № 4:

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1. Любили ли мастер и Маргарита друг друга?

2. Проблема шариковщины в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и её современное звучание.

Контрольная работа № 5:

Напишите и защитите статью на одну из предложенных тем:
1. Прошлое и настоящее в поэмах А.Т. Твардовского «За далью – даль» и «По праву памяти».
2. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского («Две строчки», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война…», «По праву памяти»).

Контрольная работа № 6:

Напишите реферат на одну из предложенных тем:

Трагический смысл поединка Натальи с Аксиньей и с эпохой смуты.
Психологизм романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Язык романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Читайте также: