ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: ПРОГРАММА

Вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи литературоведения. Структура и функции художественной литературы
1. 1. Литературоведение как наука.
2. 2. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
3. 3. Проблемы текстологии.
4. 4. Связь литературоведения со смежными дисциплинами.
5. 5. Состав литературоведения.
6. 6. Взаимосвязь литературоведения с лингвистикой, историческими и искусствоведческими дисциплинами.
7. 7. Понятие поэтики. Виды поэтик.
8. 8. Основные категории теоретической поэтики.
9. 9. Специфика искусства.

Тема 2. Мир произведения. Художественный образ.
10. Литература как вид искусства.
11. Понятие художественного образа.
12. Типы образности.
13. Литературное произведение как художественное целое.

Тема 3. Художественное произведение. Тема, идея и пафос художественного произведения.
14. Литературное произведение как художественное целое.
15. Содержание и форма художественного произведения. Их единство.
16. Понятие содержательной формы.
17. Основные категории содержания литературного произведения. Тематика. Проблематика. Идея.

Тема 4. Сюжет, фабула, композиция художественного произведения.

18. Художественный мир и композиция литературного произведения.
19. Структура образа персонажа.
20. Предметная детализация образов.
21. Речь как предмет изображения.
22. Понятие о лирическом герое.
23. Особенности композиции лирических, эпических и драматических произведений.
24. Сюжет и фабула литературного произведения.
25. Компоненты сюжета. Типы сюжетов.
26. Особенности сюжета в эпическом и драматическом произведении.
27. Проблема лирического сюжета.
28. Сюжет и мотив.

Тема 5. Роды и жанры литературы .
29. Литературные роды.
30. Жанры литературы и их классификация. Понятие о канонических и неканонических жанрах.

Тема 6. Язык и речь в литературе и журналистике.

31. Классификация стилей. Нормативные стили канонических жанров.
32. Стиль художественного произведения.
33. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. Стиль автора.

Тема 7. Основы стиховедения.
34. Стиховедение. Основные понятия науки о стихе.
35. Системы русского стихосложения.
36. Метр и ритм. Константа стиха. Клаузула.
37. Рифма. Типы рифмы. Рифмовка. Типы безрифменного стиха.
38. Стопа. Виды стоп.
39. Строфа. Виды строф.
40. Силлабо-тоника. Основные размеры. Отклонения от метрической схемы.
41. Тоническая система стихосложения. История тоники в России.

Тема 8. Литературный процесс как смена направлений. Смежные поля функционирования литературы и журналистики. Литература и СМИ.
42. Литературный процесс.
43. Понятие о методе и направлении в литературе. Направление, течение, школа.
44. Влияния и заимствования. Традиции и новаторство в литературе.

 

Содержание курса 

1. Предмет и задачи литературоведения. Структура и функции художественной литературы Система основных литературоведческих терминов и понятий. Литературоведческие институции. Литературоведение и журналистика.
Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины. Текстология. Поэтика и методология литературоведения как основные составляющие теории литературы.
Основные методологические направления в литературоведении. Вклад Аристотеля в теорию литературы. Лессинг и его труды в области теории литературы. Мифологическая школа и ее традиции. Культурно-исторический метод. Компаративизм. «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского. Психологический метод (труды А.А.Потебни, Э.Эннекена и др.) и его «изводы» (фрейдизм, юнгианство). Биографический метод и его представители. Формальный метод, ОПОЯЗ. Социологический метод и его «наследие». Концепция М.М. Бахтина, ее влияние на мировую гуманитаристику и современные споры вокруг нее. Структурно-семиотический метод. Труды Ю.М. Лотмана. Постструктурализм и новая критика. Понятие постмодерна (методология и практика), основные имена. Современное состояние литературоведения как сети разнонаправленных и взаимопересекающихся теоретических концепций.
Специфика искусства. Литература как вид искусства. Происхождение искусств из первобытного синкретизма. Эстетические, онтологические параметры литературы. Сфера, предмет и основные функции художественной литературы и журналистики (в т. ч. коммуникативные и информативные). Семиотическая концепция моделирования мира в литературе. Мифологический генезис литературы. Художественная литература как вид искусства. Достоверность и вымысел/фикциональность. Миметические теории. Образность и условность художественной литературы. Теория образа. Типология образа. Мифопоэтическая образность и архетипы. Вербальный образ в журналистике, его эстетическая составляющая. 

2. Мир произведения. Художественный образ. Литературное произведение как художественное целое.
Семиотическая концепция литературного текста. Понятие контента и структурно-композиционной специфики журналистского текста.
Художественный образ как конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Виды образов: индивидуальные, характерные, типичные образы.
Образы-мотивы и топосы и рамки индивидуальных образов героев.
Архетип как общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение, мифологические образы.
Произведение как продукт эстетической активности автора. Категория авторства в литературе и журналистике. Актуальные смысловые поля понятия «Автор» («реальный», имманентный и др.) Сознательное и бессознательное в литературном творчестве. Объективность и субъективность как категории творчества. Историческое развитие идеи Автора в эстетике. Концепция «смерти автора» Р.Барта.
Литературные репутации, влияние на них журналистики. Формирование новой мифологии вокруг писателя в СМИ. Классика и квазиклассика. Литературные премии. Роль журналистики в адекватной оценке произведения экспертным сообществом и «профанным» читателем. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Современное состояние литературной критики: синхронический подход к литературному процессу, постмодернистская эссеистичность или неопозивистские стратегии. 

3. Художественное произведение. Тема, идея и пафос художественного произведения. Тема, идея и пафос художественного произведения.
Идея как основная мысль произведения, выражающаяся посредством всей его образной системы. Проблема адекватного абстрактного выражения идеи в отрыве от художественного содержания произведения.
Тема как основа, основная проблема и основной круг жизненных событий, изображенных писателем. Связь тема произведения с с его идеей.
Положение В. Даля в «Толковом словаре».
Истинный и ложный пафос художественного произведения. Пафос/модус/тип эстетического завершения.
Различные подходы к организации художественного произведения (в т.ч. конвенциональность традиционного деления на содержание и форму). Поэтика. Пространство и время. Литературный герой/персонаж. Конфликт. Точка зрения. Повествователь – рассказчик – образ автора. Авторская позиция (имманентный автор). Работы Бахтина, Лотмана, Лихачева, Успенского.
Смысловые схождения и отличия в употреблении аналогичных терминов в журналистике. 

4. Сюжет, фабула, композиция художественного произведения. Сюжет и фабула: различные концепции. Понятие мотива в литературоведении. Композиция. Описательные элементы композиции. Портрет, пейзаж, интерьер. Художественная деталь. Особые композиционные приемы. Повествовательные структуры произведения.
Сюжет как совокупность происшествий, ход событий в произведениях.
Фабула как основной конфликт или центральная интрига действия.
Определение мотива в «Поэтике сюжетов» А. Веселовского. Мотив как древнейшая первобытная форма художественного сознания. Мотив и архетип.
Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка.
Вспомогательные элементы сюжета. Внесюжетные элементы, авторское отступление, вставная новелла, эпилог.
Композиция как соответственность, взаимосвязь всех составляющих произведение частей, эпизодов, образов. История композиции. Требование «соразмерности» Аристотеля. Принцип «нитки с бусами». Теория «точек зрения» Г. Джеймса. Метод калейдоскопического построения художественных произведений. теория «потока сознания» Уильяма Джеймса. «литература потока сознания»(М.Пруст, В.Вулф, Дж. Джойс и др.)
Время и пространство художественного произведения. Хронотоп 

5. Роды и жанры литературы . Природа эпоса, лирики и драмы. Теория речи К. Бюлера: репрезентация, экспрессия, апелляция.
Речевая экспрессия (передача эмоций) как организующее начало и доминанта в лирическом произведении. Апеллятивная сторона речи в драме и эпосе. Слово как поступок.
Жанр– в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной национальной или мировой литературы вообще. Содержание понятия непрерывно изменяется и усложняется.
Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы. Эпос (эпический род), лирика (лирический род), драма (драматический род). Дискуссия о четвертом роде. Пограничные явления в литературных родах. Родовая конвергенция в литературе нового и новейшего времени. Жанр как исторически сложившийся тип произведения. Жанровое деление, проблема пограничных жанров. Жанровые критерии. Жанровый генезис и история. Понятие о канонических и неканонических жанрах. Роман как метажанр. Понятия «жанровая форма», «память жанра». Вклад Аристотеля, Буало, Бахтина в жанровую теорию. Жанры в журналистике, их специфика и общие с литературой процессы конвергенции.
Проблема исследования вида как литературной категории. Вид — устойчивый тип поэтической структуры в пределах рода литературного. Основные виды эпоса (эпопея, роман, повесть, рассказ, поэма), лирики (лирическое стихотворение, лирическая поэма, песня), драмы (трагедия, драма, комедия).

6. Язык и речь в литературе и журналистике. Язык литературно-художественного произведения. Художественная речь и ее элементы. Язык и речь в журналистике. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические ресурсы языка в литературе и журналистике.
Классификация стилей. Нормативные стили канонических жанров. Стиль художественного произведения. Стилевое влияние, стилизация, пародия, эпигонство. Стиль автора.
Тропы как изобразительно-выразительные средства. Фигуры речи. Поэзия и проза как принципы организации художественного текста. 

7. Основы стиховедения. Стих и проза. Проблема специфики стихотворной речи. «Единство и теснота стихового ряда» (Тынянов) как один из законов стихотворной речи.
Стиховедение. Основные понятия науки о стихе. Системы русского стихосложения. Метр и ритм. Константа стиха. Клаузула. Рифма. Типы рифмы. Рифмовка. Типы безрифменного стиха. Стопа. Виды стоп. Античная система стихосложения. Строфа. Виды строф. Силлабо-тоника. Основные размеры. Отклонения от метрической схемы. Тоническая система стихосложения. История тоники в России. Проблема верлибра. Маргинальные системы отечественного стихосложения. «Информативный» и эстетический потенциал прозы и стихов в журналистике 

8. Литературный процесс как смена направлений. Смежные поля функционирования литературы и журналистики. Литература и СМИ. Литературный процесс. Понятие о методе и направлении в литературе. Направление, течение, школа. Влияния и заимствования. Традиции и новаторство в литературе. Концепция литературной эволюции Ю. Тынянова.
Составляющие историко-литературного процесса. Автор, читатель, критик, журналист. Литературные манифесты (в т.ч. в СМИ) и творческая практика. Формы бытования произведения в генетическом аспекте (авторская рукопись, ее формы, список, публикация).
Бытование литературы в периодической печати и интернете. Электронные носители против традиционных (бумажных) носителей художественных, критических и публицистических текстов: выбор читателя. Разность эстетических и информационных потенциалов традиционного (книжного) и электронного бытования литературы.
Стратегии продвижения литературы и роль журналистики. Рыночные механизмы в историко-литературном процессе, роль мифологизирующих стратегий, в т.ч. в СМИ. Журналистские интерпретации художественных произведений, популярные биографии писателя и влияние на них неомифологии. Воздействие журналистских и критических интерпретаций на историко-литературный процесс. Понятие беллетристики. Детская литература и журналистика: грани художественной и публицистической образности. Массовая культура и литература постсоветского общества. «Традиционные» и «новые» явления в современной литературе.
«Толстые» литературно-художественные журналы, их историческая судьба. Литературная критика в журналах. «Глянцевые», просветительские, научно-популярные и научные издания: диапазон литературных публикаций и публикаций по теории литературы.

 

Тематика рефератов, докладов.

1. Писатели-журналисты в истории и культуре России XVIII -XXI вв.

2. Журналистика в пространстве русской литературы XVIII века. (Н.И. Новиков, Н.М. Карамзин, Екатерина II и др.)

3. Продвижение литературы с помощью журналистских стратегий в первой половине XIX в. (О.И. Сенковский, Н.А. Полевой, Ф. В. Булгарин).

4. Отечественные журналы и литературные битвы XIX века в аспекте гражданских и эстетических проблем общества («Московский телеграф», «Телескоп», «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Современник», «Отечественные записки» и др. – на выбор)

5. Отечественные журналы и литературная борьба конца XIX — XX вв. в аспекте гражданских и эстетических проблем общества (от журналистских концепций А.С. Суворина – до А.Т.Твардовского, Г.Я. Бакланова и др.- на выбор)

6. Отечественные журналы и литературный процесс конца XX – начала XXI — вв. в аспекте гражданских и эстетических проблем современного российского общества.

7. Блоги: журналистика или новая социально-эстетическая практика?

8. Традиционные жанры литературы и журналистики: за и против. Жанр фельетона в современной журналистике. Стихотворные и прозаические фельетоны современных СМИ и традиция отечественной сатиры.

9. Сетевые литературные журналы: альтернатива или «споспешествование» «толстым» журналам?

10. Виртуальные библиотеки, их структура, статус, наполнение.

11. Кого можно назвать визионером (К.Г.Юнг) в отечественной литературе и журналистике?

12. «Колонка автора/редактора»: идиостиль, функции.

13. Актуальные жанры журналистики: «новое» или «хорошо забытое старое»?

14. Реферативный анализ «Литературной газеты» (ценностные ориентиры, постоянные рубрики, авторы, стилистика – за тот или иной период).

15. Реферативный анализ» журнала «Литературная учеба» (ценностные ориентиры, постоянные рубрики, авторы стилистика – за тот или иной период).

16. Реферативный анализ любого журнала в сфере культуры и образования (ценностные ориентиры, постоянные рубрики, авторы, идиостиль – за тот или иной период).

17. Сетевой проект «Журнальный зал»: история, сегодняшний день.

18. Литературные премии и их освещение в СМИ.

19. Литературная критика «вчера» и «сегодня» (периоды — по выбору).

20. Жанр хроники в современных журналах.

21. Актуальные социально-политические ТВ- проекты: жанры, стиль и идиоститль (речь и невербальные средства, характер диалога с собеседниками и пр.)

22. Спортивна журналистика: жанры, теле/радио проекты, идиостиль. Приемы выразительности речи.

23. Журналистика в области «гламурных» СМИ: проблема художественного вкуса, эстетической целесообразности. Жанры, теле/радио проекты, идиостиль. Приемы выразительности речи.

24. Журналистика в области культуры: аспекты стиля. Культурноориентированные рубрики в многопрофильных СМИ: их композиция, идиостиль. Приемы выразительности речи.

25. Журналистские провокации. Дезинформация, сплетня, «утка»: стилистика, роль заголовка, выразительных речевых средств и пр.

26. Вербальные и невербальные средства в журналистике: их соотношение в печатных СМИ, и теле- и радиожурналистике.

27. Репортаж и очерк: документальное и художественное начала.

28. Образы литературных героев в контенте современных отечественных СМИ.

29. Литературные реминисценции/цитаты в названиях материалов СМИ: функции и эстетические возможности.

 

Читайте также: