4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА II ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Русская литература II половины XIX века.
143. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Ранний период: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды».
144. Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Ранний период: «Записки охотника» – эпос крестьянской жизни.
145. Российские романы Тургенева. «Рудин». Проблематика. Тип героя. Своеобразие конфликта.
146. Российские романы Тургенева. Дворянское гнездо». Проблематика. Конфликт.
147. Российские романы Тургенева. «Накануне». Проблематика.
148. Российские романы Тургенева. «Отцы и дети». Характер конфликта в романе.
149. Политический зарубежный роман в творчестве Тургенева («Дым», «Новь» – по выбору).
150. «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева.
151. Творчество А.Н.Островского. Пьесы раннего периода; работа в «Москвитянине». Пьеса «Свои люди — сочтемся!».
152. Анализ одной из пьес раннего периода творчества. («Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Праздничный сон до обеда» и др..).
153. Сатирические комедии А.Н.Островского пореформенного периода («Лес», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).
154. Психологические пьесы А.Н.Островского позднего периода. «Бесприданница».
155. А.Н.Островский. Обзор периодов творчества. Драматическая сказка-фантазия «Снегурочка».
156. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Писательская и журналистская биография. Работа в «Отечественных записках».
157. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.
158. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Семейная хроника «Господа Головлевы» как размышление о грядущей судьбе России.
159. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста», их обобщающий философский смысл.
160. Творчество Ф.М.Достоевского. “Бедные люди” как первый социальный роман писателя.
161. Творчество Ф.М.Достоевского. Жанр повести в творчестве Достоевского 40-х годов. (“Хозяйка”, “Белые ночи”, “Слабое сердце” и др. как “петербургские повести”).
162. Творчество Ф.М.Достоевского. “Двойник” Достоевского, его место в творчестве писателя.
163. Творчество Ф.М.Достоевского. Мировоззрение Достоевского в “сибирский” и “постсибирский” периоды. Теория “почвенничества” и ее художественное преломление.
164. Творчество Ф.М.Достоевского. Одно из произведений после ссылки, написанное до «пятикнижья»: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Маленький герой», «Униженные и оскорбленные», «Чужая жена и муж под кроватью».
165. Творчество Ф.М.Достоевского. «Пятикнижье» как философское наследие русского мыслителя. Роман «Идиот».
166. Творчество Ф.М.Достоевского. «Пятикнижье» как философское наследие русского мыслителя. Роман «Подросток».
167. Творчество Ф.М.Достоевского. «Пятикнижье» как философское наследие русского мыслителя. Роман «Бесы».
168. Творчество Ф.М.Достоевского. «Пятикнижье» как философское наследие русского мыслителя. Роман «Братья Карамазовы».
169. Ф.М.Достоевский. Речь на открытие памятника Пушкину: очерк «Пушкин».
170. Творчество Л.Н. Толстого. Ранние реалистические произведения. (“Детство”, “Отрочество”, “Юность”).
171. Творчество Л.Н. Толстого. Ранние реалистические произведения. . “Севастопольские рассказы”. Тема Кавказа в ранних рассказах Толстого и ее развитие в позднем творчестве писателя (“Набег”, “Рубка леса”, “Разжалованный”, “Хаджи Мурат”).
172. Творчество Л.Н. Толстого. Ранние реалистические произведения. Повесть “Казаки” в творческой эволюции писателя.
173. Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История создания “Войны и мира” в аспекте динамической поэтики: замысел, этапы его эволюции.
174. Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». История и поэзия: концепция “исторического жанра” и трансформация традиционной романной формы.
175. Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Духовные искания интеллектуального героя (Болконский, Безухов) как путь к истине.
176. Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Женские персонажи в романе “Война и мир” в свете толстовской эстетики и концепции человека и жизни.
177. III. (Л.Н.Толстой. Отражение в творчестве перелома мировоззрения).
178. Творчество Л.Н. Толстого. Проанализируйте произведение Толстого «Исповедь».
179. Творчество Л.Н. Толстого. Сообщение о романе Толстого «Анна Каренина».
180. Творчество Л.Н. Толстого. Сюжетная линия романа «Воскресенье».
181. Анализ публицистической статьи Л.Н.Толстого. Исповедальная публицистика: «Исповедь» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908). (По выбору).
182. Творчество Л.Н. Толстого. Драматургия. Анализ пьесы по выбору.
183. Круг поэтов – представителей «чистого искусства»: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Майков, Я.П. Полонский, А.К. Толстой. Лирический герой и образ мира в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. философский космизм Тютчева и панэстетизм Фета.
184. Поэзия последней трети XIX века (Фофанов, Случевский, Апухтин).
185. Г.И. Успенский. Поиски «правды», Анализ публицистического наследия.
186. Н.С. Лесков. Формирование творческого мировоззрения (на примере конкретных произведений: «Житие одной бабы», «Воительница» и «Леди Макбет Мценского уезда».).
187. Н.С. Лесков. Особенности образа главного героя в романе «Очарованный странник».
188. Н.С. Лесков. Комментарии к одному их произведений о художниках. («Чертовы куклы», «Островитяне», «Запечатленный ангел»).
189. Творчество В.М. Гаршина. Анализ произведений по выбору. («Четыре дня», «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова»,«Трус»,. «Происшествие». «Надежда Николаевна», «Красный цветок», «Художники», «Сказание о гордом Аггее».
190. Творчество В.Г. Короленко. «Сон Макара», «Голодный год», «Чудная» и другие произведения по выбору.
191. Творчество А.П.Чехова. Проза Чехова и тематика его ранних рассказов.
192. Творчество А.П.Чехова. Художественный мир драматургии А.П. Чехова. Пьеса А.П. Чехова «Чайка».
193. Творчество А.П.Чехова. Художественный мир драматургии А.П. Чехова. Пьеса А.П. Чехова «Иванов» и «Дядя Ваня».
194. Творчество А.П.Чехова. Художественный мир драматургии А.П. Чехова. Пьеса А.П. Чехова «Три сестры».
195. Творчество А.П.Чехова. Художественный мир драматургии А.П. Чехова. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад».

  • Творчество А.Н.Островского
  • Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
  • Творчество Ф.М.Достоевского
  • Творчество Л.Н.Толстого.
  • Поэзия «Чистого искусства»: Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой; предтечи Серебряного века.
  • Г.И. Успенский, Н.С. Лесков, В.М.Гаршин, В.Г. Короленко. Особенности творчества.
  • Творчество А.П.Чехова.

КОЛЛОКВИУМ 

Творчество А.Н.Островского: анализ одной «купеческой» пьесы, «дворянской» пьесы, пьесы про актеров, комедии, поздней психологической пьесы. Фронтальный опрос по драме «Гроза».

I. Анализ одной из пьес раннего периода творчества. («Свои люди – сочтемся», «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Праздничный сон до обеда» и др..)

1. Почему, обращаясь к миру купечества, Островский мог создавать пьесы, имеющие общенациональное звучание?

2. «Физиология» Замоскворечья в комедии «Свои люди – сочтёмся».

КОММЕНТАРИИ:

— От описания быта и нравов к вечной правде (религиозные мотивы).

— Очерковое и драматическое начала в комедии.

3. Светлые и тёмные стороны русской жизни в комедиях «Бедность не порок», «Не в свои сани не садись».

Комментарии:

— Фольклорные элементы.

— Народность языка.

4. . Дайте характеристику творческой истории драмы Островского «Гроза». (Фронтальное собеседование).

II. Сатирические комедии пореформенного периода («Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница»).

1. Почему Островский назвал свою комедию «Лес»? В чём художественно-символический смысл такого названия? (Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки).

2. Что отличает духовный мир артистов от других героев комедии?

3. Почему именно актёры делают возможной счастливую развязку в комедии Островского?

4. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты — вы»? Покажите на конкретных примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто пошловатой «театральностью».

5. В чём слабость той человечности, которую пытаются утвердить актёры? Как судьба Аксюши, героини с «горячим сердцем», оттеняет и проясняет эту слабость? )

КОММЕНТАРИИ:

— Эгоцентризм и аморализм главных героев (Гурмыжская, Улита, Беркутов, Мурзавецкая).

— Люди искусства (Несчастливцев, Счастливцев).

6. Подготовьте и защитите письменное сообщение на тему: «Что сближает и отличает Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируйте основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и «Бесприданницы». (Подумайте над вопросом: «Можно ли оправдать Ларису Огудалову в том, что она так жестоко обманывается в людях?»

7. Дайте оценку сложным характерам Паратова и Карандышева: чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не замечала?)

III. Драматическая сказка-фантазия «Снегурочка».

1. Фольклорный характер художественного мышления.

2. Мифологизм. Мир людей и мир природы.

3. Конфликт двух миров. Власть красоты. Трагедийная сила любви.

4. Царство берендеев. Проповедь милосердия. Художественные принципы Островского.

Творчество Л.Н.Толстого: анализ произведений кавказского цикла; анализ романа «Война и мир» (фронтальный опрос); анализ эпического романа по выбору; анализ одной их пьес по выбору.

I. Творчество Л.Н. Толстого. Ранние реалистические произведения.

1. Автобиографическая трилогия Л. Толстого (“Детство”, “Отрочество”, “Юность”).

– Проблематика. Рассказчик, принцип раздвоения субъекта, проблема повествования, мемуарное начало, особенности сюжета. Человек и мир в трилогии, их диалектика (социум, природа, культура, Бог). Николенька как “толстовский герой” (типологические черты).

– Диалектика души как психологический метод Л. Толстого и его зарождение в трилогии. Н. Чернышевский о раннем Толстом.

2. “Севастопольские рассказы” как художественный эксперимент писателя.

– Расскажите об участии Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя, о «Севастопольских рассказах» как итоге этого периода в жизни и творчестве писателя.

– Проблема поведения человека в экстремальных условиях. “Будничное” и “героическое” в изображении войны.

– Формы психологического анализа в рассказах, смена форм повествования, функция повествователя.

– Как изменились взгляды Толстого в период Крымской войны?

– Почему «Севастопольские рассказы» можно считать вступлением к «Войне и миру»?

– Что такое «диалектика души» и как она переходит в «диалектику характера»?

– Как связана «диалектика души» с основами христианских убеждений Толстого?

3. Тема Кавказа в ранних рассказах Толстого и ее развитие в позднем творчестве писателя (“Набег”, “Рубка леса”, “Разжалованный”, “Хаджи Мурат”).

4. Повесть “Казаки” в творческой эволюции писателя.

– Оленин и его нравственные искания.

– Автобиографический подтекст и моделирование характера.

– Оленин как толстовский герой.

– Композиция и логика авторской мысли, ее движения. “Кавказский текст”.

II. Творчество Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир».

Какие современные проблемы волновали Толстого в период работы над «Войной и миром»?
Подготовьте сообщение о жанровом своеобразии «Войны и мира», обратив внимание на особый характер связи «частного» и «исторического» в романе-эпопее?
Подготовьте выступление на тему «Композиция романа-эпопеи «Война и мир».
Расскажите о взгляде Толстого на движущие силы истории. Покажите, опираясь на примеры из текста, два состояния общей жизни людей, проходящие через всё произведение Толстого, – жизнь «миром», «всем народом», в согласии с тысячелетними христианскими ценностями, и жизнь ничем не контролируемым эгоистическим инстинктом, стадом, толпой.
Проанализируйте поведение Кутузова и поведение Наполеона в ходе военных событий. Объясните, почему Кутузова можно назвать слугой народа, а Наполеона – вождём толпы?
Какую роль в «мысли народной» играют у Толстого семейные и христианские мотивы?
Какие ценности Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного, отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость её дел и поступков?
Проведите сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем близки и чем далеки друг от друга эти герои?
Что отличает «Войну и мир» от эпических замыслов западноевропейских писателей (Бальзак, Золя)? Чем не похож характер человека в романе-эпопее Толстого на характеры героев классических западноевропейских романов (Князь Андрей в Бородинском сражении, Николай Ростов под Аустерлицем и Фабрицио Стендаля в битве при Ватерлоо)?

Напишите обобщающий доклад о романе, пользуясь следующим планом:
План:

– История создания “Войны и мира” в аспекте динамической поэтики: замысел, этапы его эволюции.

– История и поэзия: концепция “исторического жанра” и трансформация традиционной романной формы.

– Духовные искания интеллектуального героя (Болконский, Безухов) как путь к истине.

– Женские персонажи в романе “Война и мир” в свете толстовской эстетики и концепции человека и жизни.

– Героиня Толстого.

– Философия истории Л.Толстого: истоки и перспективы.

III. (Л.Н.Толстой. Отражение в творчестве перелома мировоззрения).

Проанализируйте произведение Толстого «Исповедь». Отметьте художественные и публицистические черты произведения.
Подготовьте сообщение о романе Толстого «Анна Каренина».
Раскройте сюжетную линию романа «Воскресенье».
Подготовьте сообщение об основах религиозно-этического учения Толстого. Что привлекает вас в проповеди Толстого и что вызывает сомнение или резкое неприятие?
«Толстовщина». Общая характеристика движения.
Анализ публицистической статьи Л.Н.Толстого. Исповедальная публицистика: «Исповедь» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).
IV. Творчество Л.Н. Толстого. Драматургия.

1. Специфика реализма позднего Толстого.

2. Метафорический и символический планы в поздних романах.

– Причины обращения Толстого к драматургии.

– Драматургические принципы писателя.

3. Народная драма “Власть тьмы”.

4. Сатирическая комедия “Плоды просвещения”.

5. Психологическая драма “Живой труп” в контексте творчества писателя.

6. Толстой и религиозные мыслители.

7. Художественные открытия Толстого и XX в.

Творчество Ф.М.Достоевского. Фронтальный опрос по роману «Преступление и наказание. Анализ докризисного произведения по выбору. Анализ произведения из Семипалатинского цикла по выбору. Анализ романа из «Пятикнижья» по выбору.

I. Художественный мир Ф.М. Достоевского. Анализ допереломного творчества

1. Сопоставьте «Шинель» Гоголя с «Бедными людьми» Достоевского и покажите, что нового внес Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире. Какой философско-полемический смысл вкладывает Достоевский в драматический финал романа «Бедные люди»?

2. Проанализируйте роман Достоевского по теме: “Бедные люди” как первый социальный роман писателя.

— Тема социальности и особенности ее решения: Гоголь и Достоевский.

— Макар Девушкин как тип маленького человека и литературный характер.

— Переосмысление типа у Достоевского. “Точка зрения” персонажа и специфика ее воссоздания.

— Эпистолярная форма, ее смысл и способы выражения авторской позиции.

3. Жанр повести в творчестве Достоевского 40-х годов. (“Хозяйка”, “Белые ночи”, “Слабое сердце” и др. как “петербургские повести”).

– Жанровая концепция. Типология героев.

– Мечтатель как тип Достоевского. Петербург и “петербургский текст” у Достоевского.

– Поэтика фантастического. “Литературность” как основа художественного мира и текста (реминисценции, аллюзии, мифологемы и т.д.).

4. “Двойник” Достоевского, его место в творчестве писателя. Специфика повествования.

– Семантический ряд “двойственность” – “раздвоение” – “двойничество” и его функция в раскрытии трагедии Голядкина.

– Сюжетная полифония и игра мотивировками в художественной трактовке двойничества.

– Принцип зеркальности. Природа и функции двойника.

– Фольклорно-мифологическая основа повести и ее мифопоэтическая структура.

– Тема двойника в свете западноевропейской и русской традиции.

II. Мировоззрение Достоевского в “сибирский” и “постсибирский” периоды.

1. Теория “почвенничества” и ее художественное преломление.

2. Подумайте над вопросом: как мог примирить Достоевский свою глубокую религиозность с увлечениями утопическим социализмом?

3. Творчество Достоевского Сибирского периода: “Село Степанчиково и его обитатели”, “Дядюшкин сон”, “Записки из Мертвого Дома”.

– Проблема преступления и наказания в “Записках из Мертвого Дома” (социальный, психологический, метафизический и религиозный планы). Жанровая специфика. Рассказчик, его биография и история. Двуплановость структуры. Хронотоп. Символический смысл понятия “Мертвый дом”.

– “Записки из подполья” как этапное произведение. “Подполье” и многообразие его смыслов (философский, психологический, этический, эстетический, метафизический и т.д.).

– “Подпольный парадоксалист” как тип и характер (мировоззрение, мышление, поведенческий принцип т. д.).

– “Диалектика мысли” героя, логика и аргументация в изложении идеи. Сюжетно-композиционная организация “Записок” и проблема оценки. “Подпольный парадоксалист” в ряду героев русской литературы и героев Достоевского.

4. Подготовьте рассказ о тех переменах, которые произошли с Достоевским на каторге, используя автобиографические мотивы в «Записках из Мертвого дома».

5. Попытайтесь кратко сформулировать основные положения «почвеннической» программы Достоевского.

6. Выберите и прокомментируйте одно из произведений после ссылки, написанное до «пятикнижья»: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Маленький герой», «Униженные и оскорбленные», «Чужая жена и муж под кроватью».

III. Ф.М. Достоевский. «Пятикнижье» как философское наследие русского мыслителя. Типологические принципы романов, составляющих Великое Пятикнижие.

1. Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй статьи?

2. Проанализируйте роман “Преступление и наказание» по заданной схеме.

– Социально-философская и нравственно-психологическая проблематика романа.

– Бытовой и метафизический планы романа.

– Тип героя-идеолога.

– Истоки и мотивы преступления Раскольникова.

– Социально-философское содержание теории Раскольникова и логика ее обоснования – “Двойники” Раскольникова в структуре романа и их функции.

– Способы выявления авторской позиции.

– Этико-эстетический идеал Достоевского в романе – “Вечная Сонечка”.

– Функция снов.

– Проблема жанра: полифонический роман Достоевского (М. Бахтин и современное литературоведение: диалог о Достоевском).

3. Лиричность и художественность романа Достоевского «Идиот». “Идиот”. Проблема идеала в эстетике Достоевского.

4. Проанализируйте роман “Идиот» по заданной схеме.

– Замысел о “положительно-прекрасном” человеке и его воплощение в романе “Идиот”.

– Общекультурный и литературный контексты образа “положительно прекрасного человека”. Князь-Христос и “темный мир”.

– Принцип детерминизма и принцип мотивировок в романе (семантика болезни, семантика пространства, литературные архетипы и образ князя, “цитатность” как принцип построения образа и т.д.).

– Скрытый миф в структуре романа. Сюжетный архетип и система персонажей (Мышкин и Рогожин, Мышкин и Ипполит Терентьев, Мышкин и Настасья Филипповна, персонажи и их “идеи”).

– Проблема Добра и Красоты в романе. Трагедия Настасьи Филипповны. Своеобразие героини Достоевского (тип инфернальницы).

– “Узловые сцены” романа и их смысл (“явления” героя, встреча, сцены скандалов, “поединок двух королев”, финальная сцена и т.д.).

– Символический смысл крушения миссии князя Христа Трагическая вина князя.

– Смысл финала. Реализация замысла о «положительно прекрасном человеке».

5. Историческая основа и система образов романа Достоевского «Бесы». Жанровая специфика романа-трагедии. “Бесы”: памфлет или предупреждение?

6. Проанализируйте роман “Бесы» по заданной схеме.

– Образ “больной” России. Проблема “отцов” и “детей”. Роль хроникера. Система персонажей в романе.

– Герои-идеологи и их идеи (идея человеческого муравейника, идея народа-богоносца, идея Богочеловека и др.).

– Двуплановость романа как композиционный принцип.

– Символика и ее функции в романе. Хронотоп. Мотив дороги и авторская позиция.

6. Напишите и защитите статью на тему: «Бесы» – интеллектуально-политический роман».

План статьи:

– Отцы и дети в романе, тема «бесов».

– Значение образа Николая Ставрогина.

– Библейская основа романа.

– Символика брака Ставрогина с Марьей Лебядкиной.

– «Мелкие бесы» в романе.

– Тема равенства в ничтожестве.

– Тема богоборчества.

7. «Больное семейство» в романе Достоевского «Подросток».

8. Проанализируйте роман “Подросток» по заданной схеме.

– Роман “Подросток” как роман воспитания. Форма повествования в семейной хронике.

– Идея Аркадия, ее социальные и психологические корни. Сюжет как эксперимент.

– Версилов как тип “русского европейца”, духовного странника. Два лика Версилова и их воплощение в “двойной любви”.

– Сон о “золотом веке” как гуманистическая утопия.

9. Ведущая философия «сверхчеловека» в романе Достоевского «Братья Карамазовы».

10 Проанализируйте роман “Братья Карамазовы» по заданной схеме.

– “Братья Карамазовы” как итог творчества Достоевского (синтез идей общефилософских, эстетических, этических, социальных) и его духовная биография. Карамазовщина и карамазовский вопрос в романе.

– Своеобразие героини Достоевского.

– Концепция жизни четырех братьев, их нравственно-психологический облик. “Гедонистический идеал”, путь Дмитрия Карамазова к идеалу народной нравственности.

– Сон о плачущем ребенке и его функция.

– Этическая противоречивость теории Ивана. Трагическое несовпадение ума и сердца: вера и неверие. “Легенда о Великом инквизиторе”, ее место в романе, философский, религиозный, этический и эстетический смыслы. Двойники Ивана: Смердяков и Черт. Мотив безумия, его функция.

– Образ Алеши как тип “положительно-прекрасного” человека. Иночество в романе, концепция бытия, идеалы, утопия.

– Художественная структура романа.

– Женские персонажи. “Русские мальчики” и проблема будущей России.

– Эпилог, его роль.

11. Сделайте письменный обобщающий доклад по творчеству Достоевского, используя следующий план:

– Проблема устройства мироздания, поиск путей спасения человечества.

– Бунт против основ существующего порядка, индивидуализма.

–Тема страдания детей.

– Своеобразие жанра романа (элементы мистерии, сны, житие, исповедь).

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 

«Русская литература II половины XIX века».

Контрольная работа № 7:

Напишите обобщающий доклад о романе, пользуясь следующим планом:

План:

– История создания “Войны и мира” в аспекте динамической поэтики: замысел, этапы его эволюции.

– История и поэзия: концепция “исторического жанра” и трансформация традиционной романной формы.

– Духовные искания интеллектуального героя (Болконский, Безухов) как путь к истине.

– Женские персонажи в романе “Война и мир” в свете толстовской эстетики и концепции человека и жизни

– Героиня Толстого.

– Философия истории Л.Толстого: истоки и перспективы.

 

«Русская литература II половины XIX века».

Контрольная работа № 6:

Сделайте письменный обобщающий доклад по творчеству Достоевского, используя следующий план:

– Проблема устройства мироздания, поиск путей спасения человечества.

– Бунт против основ существующего порядка, индивидуализма.

–Тема страдания детей.

– Своеобразие жанра романа (элементы мистерии, сны, житие, исповедь).

Контрольная работа № 4:

Подготовьте рассказ о тех переменах, которые произошли с Достоевским на каторге, используя автобиографические мотивы в «Записках из Мертвого дома».

Контрольная работа № 5:

Напишите и защитите статью на тему: «Бесы» – интеллектуально-политический роман».

План статьи:

— Отцы и дети в романе, тема «бесов».

— Значение образа Николая Ставрогина.

— Библейская основа романа.

— Символика брака Ставрогина с Марьей Лебядкиной.

— «Мелкие бесы» в романе.

— Тема равенства в ничтожестве.

— Тема богоборчества.

Контрольная работа № 3:

Напишите и защитите статью: «Социальные и нравственные проблемы романа «Господа Головлевы».

 

Контрольная работа № 4:

Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», напишите эссе; в нем покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных характеров, их единство с природой.

 

Контрольная работа № 5:

Подготовьте письменное сообщение на тему: «Что сближает и отличает Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируйте основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и «Бесприданницы». (Подумайте над вопросом: «Можно ли оправдать Ларису Огудалову в том, что она так жестоко обманывается в людях?»)

Читайте также: