6. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ПОСТМОДЕРНИЗМА
Русская литература периода постмодернизма ХХ века; литература XXI века.
- Писатели-постмодернисты: Б.А.Пильняк, П.Флоренский, А.Н.Толстой, Борис Васильев, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский, Л.М.Леонов
- Другие направления в литературе ХХ века. «Городская проза».
- Другие направления в литературе ХХ века. «Лагерная проза».
- Другие направления в литературе ХХ века. «Деревенская проза».
- Поэзия литературы 2 пл.ХХ века.
- «Экологическая» проза литературы 2 пл.ХХ века.
- Обзор литературы последних десятилетий.
- «Русский Буккер».
I. «Литература «сорокалетних»: темы и жанры»
1. Творчество В. Крупина, В. Личутина, В. Маканина, А. Кима, А.Курчаткина, Р. Киреева.
– Отражение в литературе реалий и настроений эпохи застоя и предперестроечного времени.
– Тема профессиональной и личной нереализованности, тип героя-неудачника.
– Тема кризиса «среднего» возраста.
– Образ Москвы и тема столичной жизни.
– Жанровое своеобразие.
II. Литературный процесс 90-х годов ХХ века.
1. Процесс «возвращения» литературных произведений.
2. Художественное исследование деформаций социализма в 30-40-х годах и вклад литературы в духовное их преодоление. (В.Дудинцев «Белые одежды», А.Рыбаков «Дети Арбата», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая…»).
3. Появление неоклассической, метафорической и «другой» прозы.
4. Основные тенденции развития поэзии: концептуализм и метаметафоризм.
III. Современная литература: темы, проблемы, имена, тенденции
1. Неоклассическая, метафорическая и «другая» проза как основные направления развития эпической литературы.
2. Постмодернизм как направление, стиль и метод.
3. Метаметафоризм и концептуализм как ведущие тенденции современной поэзии.
4. Поэзия Д.А. Пригова. Лирика Б. Рыжего.
5. Современная драматургия: театр.doc, фестиваль «Любимовка».
5. Творчество Н. Коляды, Л. Петрушевской, Е. Гришковца, братьев Пресняковых, В. Сигарева, К. Драгунской.
Поэзия литературы 2 пол. ХХ века.
I. Поэзия 2-й половины ХХ века: «тихая лирика», «стадионная» поэзия, философская лирика»
1. Зарождение «стадионной» поэзии.
2. Творчество А. Вознесенского.
– Новаторство в области формы и стиля.
– Жанровое своеобразие поэзии.
– Поэзия Е. Вознесенского. Гражданский пафос и политическая тематика.
3. Поэзия Б. Ахмадуллиной. Поэтическое новаторство.
4. Стихотворения Р. Рождественского.
5. «Тихая лирика» Н. Рубцова и А. Прасолова.
– Тематический диапазон (природа, родина, семья).
– Звукопись и светопись в поэзии.
– Развитие традиций С. Есенина и новокрестьянских поэтов.
6. Философская лирика А. Тарковского.
II. Творчество И. Бродского.
1. Традиции и новаторство в лирике И. Бродского.
2. Проблема художественного метода.
3. Тематический диапазон поэзии.
4. Тип лирического героя.
5. Причины эмиграции.
6. Темы и образы эмигрантской лирики.
7. Сборники: «Стансы к Августе», «Осенний крик ястреба», «Пейзаж с наводнением».
Другие направления в литературе ХХ века. «Деревенская проза».
I. Общий обзор «Деревенской прозы»
1. Художественное своеобразие деревенской прозы. Темы, идеи, проблематика, нравственно-философские искания.
2. Творчество Б. Белова. Повесть «Привычное дело» как программное произведение деревенской прозы. Романы «Кануны» и «Год великого перелома».
3. Творчество В.П.Астафьева. Нравственная проблематика рассказов и повестей Астафьева.
– Тема войны в творчестве Астафьева.
– В.Астафьев – писатель военного поколения.
– Начало творческого пути. «Последний поклон».
– Изображение народа и жанровое своеобразие произведения. Лиричность автобиографического героя.
– Повесть «Пастух и пастушка» – новаторское произведение о Великой Отечественной войне, о народном характере. Гуманистическая сущность астафьевской концепции войны.
– «Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология героев.
– «Печальный детектив». Новизна жизненного материала и героя.
II. Творчество В.М. Шукшина»
1. Феномен Шукшина: многообразие дарований.
2. Философская проблема народной нравственности и правды как центральная в прозе, кинодраматургии, режиссерской и актерской работах Шукшина.
3. Изображение жизни народа как краеугольного камня вселенной.
4. Творчество Шукшина и «деревенская проза»: притяжения и отталкивания.
5. Тип «чудика», его идейное содержание и средства изображения.
Другие направления в литературе ХХ века. «Лагерная проза»
I. Общий обзор «Лагерной прозы».
1. Понятие антисталинской литературы и лагерной прозы.
2. Исторические предпосылки возникновения лагерной прозы.
3. Концепция лагерного мира А. Солженицына и В. Шаламова, суть спора-переписки 60-х годов. Публикация писем.
4. Творчество А. Солженицына, В. Шаламова, Е. Гинзбург, А. Жигулина, Г. Владимова.
II. Творчество А.И. Солженицына.
1. Драматизм творческой и человеческой судьбы А.И.Солженицына.
2. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».
– Тема совестливости и достоинства.
– Система образов: противостояние людей и «псов клятых».
– Сюжетные и композиционные особенности рассказа.
– Своеобразие художественного языка.
3. Традиции житийной литературы в рассказе «Матренин двор».
– Система образов: противостояние людей и «паразитов несочувственных».
– «Матренин двор» в контексте «деревенской прозы» 60-70-х годов.
– «Простой человек», жертва жестокого обездушивающего мироустройства как объект изображения, как тип личности в рассказах Солженицына.
– Разные грани русского национального характера: трудолюбие, доброта, сердечность, способность притерпеться к аду героя рассказа «Один день Ивана Денисовича», праведничество героини рассказа «Матренин двор».
4. Традиции русской классической литературы в романе «В круге первом».
– Пространственно-временная организация («крайнее уплотнение времени» (Ж.Нива) романа. Система образов в романе. Центральные персонажи романа (Нержин, Сологдин, Рубин) как выразители разных концепций исторической судьбы России.
– Сатирическое освещение образа Сталина. Семантическая многослойность названия произведения.
– Марфинская «шарашка» как первый круг гулаговского ада.
5. Жанровая природа повести «Раковый корпус».
– Сочетание конкретно-исторической реальности и аллегории в поэтике повести. Символический характер образа «ракового корпуса».
6. «Архипелаг ГУЛАГ» как «самый выдающийся, самый мощный обвинительный акт политическому режиму».
– Систематический обзор преступлений правящего режима против своего народа в «опыте художественного исследования» А.Солженицына.
– «Архипелаг ГУЛАГ» как «энциклопедия» советской каторги.
Композиционное своеобразие и поэтика книги.
– «Человеческое измерение» как точка отсчета в исследовании советской карательной системы.
– Образ Автора в книге «Архипелаг ГУЛАГ».
Обновление традиционной реалистической поэтики в эпопее «Красное колесо».
– Использование жанровой формы летописи.
– Проблематика и идейное содержание произведения.
– Композиционная многослойность, «повествованье в отмеренных сроках», метод «узловых точек» («Август четырнадцатого», «Октябрь шестнадцатого», «Март семнадцатого», «Апрель семнадцатого»), сочетание документального и художественного.
8. Место А.Солженицына в историко-литературном процессе второй половины ХХ века.
Другие направления в литературе ХХ века. «Городская проза».
I. Общий обзор «Городской прозы».
1. Художественное своеобразие городской прозы.
2. Понятие локального текста и его проекция на городскую прозу.
3. Тип героя-интеллигента городской прозы.
4. Творчество Ю. Трифонова, А. Битова, В. Семина, Г. Семенова,
Ю. Нагибина, И. Грековой. (По выбору студента).
II. «Творчество Ю.В. Трифонова»
1. Поиски стиля и метода в 50-60- годы.
2. Повесть «Обмен» как произведение, открывшее новый этап в творчестве Трифонова.
3. Поэтика «московских» повестей («Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь»). Антисталинская тема в повести «Дом на набережной»).
4. Роман «Старик» как сочетание городской и исторической линий творчества Трифонова.
П.Флоренский, А.Н.Толстой, Борис Васильев, М.М.Пришвин, К.Г.Паустовский, Л.М.Леонов.
I. Публицистические и философские начала утопии о. Павла Флоренского «Предполагаемое устройство…»
Напишите и защитите полемическую ответную статью на трактат отца Павла (Флоренского).
II. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый».
Чем роман обогатил ваш читательский опыт? В какой мере расширил ваши знания о Петре и его эпохе?
Какие традиции Пушкина в решении темы Петра Первого продолжил и развил А.Н. Толстой?
Чем объяснить обращение писателя к Петровской эпохе в 30–40 годы ХХ столетия? В чем сказалась актуальность этой темы?
Каковы черты своеобразия исторического романа А. Толстого по сравнению с особенностями других произведений известных вам произведений этого жанра?
Приведите примеры исторической живописи в романе «Петр Первый».
Покажите образцы лаконизма в передаче пейзажей и портретов у А. Толстого.
Как язык романа помогает автору передать колорит Петровской эпохи?
Если вы видели фильм «Петр Первый», попытайтесь определить удачи и просчеты кинематографистов в экранизации одноименного толстовского романа.
III. Произведения Бориса Васильева и Михаила Пришвина по выбору.
IV. Постмодернистская и возвращенная литература: К.Паустовский.
1. Географические и художественно-публицистические произведения Константина Паустовского.
1. Анализ повести «Кара-Бугаз» и «Колхида».
2. Анализ публицистической повести «Золотая роза».
3. Произведения Паустовского о природе.
4. Социально-психологические повести Паустовского и их модернистические особенности.
V. Леонид Леонов и его классические произведения.
1. Роман «Русский лес»: социальные и общественные проблемы, отразившиеся в произведении.
2. Повесть «Вор»: психологический анализ главных образов, образ автора в произведении.
3. Сказка «Бурыга». Эпические, социальные и фольклорные начала в произведении.
4. Роман-наваждение «Пирамида». Основная идея произведения.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Русская литература периода постмодернизма ХХ века; литература XXI века.
Контрольная работа № 1:
Напишите и защитите полемическую ответную статью на трактат отца Павла (Флоренского).
Контрольная работа № 2 и 3:
1. Примите участие в семинаре по истории литературы XXI века.
2. Напишите и защитите публицистическую статью о современном развитии отечественной литературе.
3. Укажите взаимовлияние художественного и публицистического творчества, приведите примеры конкретных сопоставлений.
4. Выскажите свое мнение о творческом методе современной художественной литературы. Подтвердите конкретными примерами.
5. Укажите наиболее оригинальные в жанровом отношении произведения литературы XXI века. Прокомментируйте подробно одно из них.