ЛИТЕРАТУРА СПО
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Русская литература 1-й половины XIX века
Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).
Практическое занятие
Специфика литературы как вида искусства
Воспроизведение вслух и письменно основных положений, изложенных в тезисной форме на лекции. Приведение собственных примеров, иллюстрирующих эти понятия. Краткий пересказ материала.
А.С. Пушкин. Основные мотивы лирики.
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.
М.Ю. Лермонтов. Характеристика творчества.
Сведения из биографии. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.
Н.В. Гоголь «Петербургские повести»
Сведения из биографии. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе
Анализ повести Н. В. Гоголя «Портрет»
История создания, смысл названия, жанр, композиция, суть, идея, темы, проблемы в повести Гоголя «Портрет»
Самостоятельная работа обучающихся
Н.В. Гоголь «Петербургские повести»
Заучивание наизусть научных терминов. Подбор примеров из литературы изучаемого периода.
Раздел 2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Русская литература второй половины XIX века.
А.Н. Островский.
Русская литературно-критическая и философская мысль. Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60-90-х годов XIX века. Литературно — критическая деятельность либералов – западников и либералов – славянофилов, издаваемые ими журналы. Жизнь и творчество Островского, его литературно-театральная деятельность. Тематика пьес. «Гроза». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Конфликт Катерины с «темным царством». Проблема человеческого достоинства в пьесе, борьба личности за право свободно жить и любить. «Гроза» в русской критике 60-х годов. Гуманизм пьесы. Островский и театр
Практическое занятие
Практическая работа по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
1) анализ текста и выявление основного конфликта пьесы;
2)определение основной мысли текста, позиции автора;
3) формулирование проблемы, поставленной автором.
Самостоятельная работа обучающихся
А.Н. Островский «Гроза»
— прочитать пьесу «Гроза»;
— составить сравнительные характеристики героев (по заданию преподавателя);
— написать конспект статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве»
Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Роман «Обломов»
Полнота и сложность характера Обломова. Штольц как антипод Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Роман «Обломов» в русской критике. Роман «Обломов». Художественное мастерство Гончарова – реалиста. Полнота и сложность характера Обломова. Поиски положительных начал в русской литературе. Н.А. Добролюбов о романе. Роман «Обломов» и современность
Практическое занятие
Роман «Обломов» в русской критике
Анализ формы и содержания произведения. Ответ на вопросы по плану. Анализ ключевых сцен и эпизодов.
Анализ романа «Обломов»
Чтение текста романа и материала лекции. Подготовка ответов на вопросы. Составление плана развёрнутого ответа.
Содержание учебного материала
И.С. Тургенев. «Записки охотника». Антикрепостнический пафос рассказов. Романы Тургенева.
Отражение в романе общественно-политической борьбы в России в 60 – 70 г. XIX века. Конфликт дворянских либералов и разночинцев – демократов. Смысл название романа. Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Образ Базарова в системе действующих лиц. Внутренний конфликт главного героя. Авторская позиция. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа (А.И. Герцен, М.А. Антонович, Д.И. Писарев и др.). Художественное своеобразие романа. Роль и место И.С. Тургенева в развитии русского и европейского романа. Мировое значение творчества И.С. Тургенева
Практическое занятие
Роман «Отцы и дети».
Анализ формы и содержания романа. Обсуждение глав, сцен и эпизодов. Чтение фрагментов. Характеристика образной системы и системы персонажей. Анализ эпизода из романа «Отцы и дети»
Самостоятельная работа обучающихся
Система образов в романе «Отцы и дети»
Чтение статей учебника и записей лекций. Подготовка ответов на вопросы. Чтение поэзии, стихотворений в прозе.
Н.А. Некрасов. Лирика.
Некрасов о поэте и поэзии. Народ в лирике Некрасова. Новаторское изображение крестьянской жизни. Многообразие крестьянских типов. Своеобразие восприятия крестьянской общины в лирике Н.А. Некрасова. Идеал общественного деятеля в лирике Некрасова. Стихотворения «Пророк», «Памяти Добролюбова». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы-эпопеи. Осмысление Н.А. Некрасовым судеб пореформенного крестьянства –главная проблема поэмы. Крестьяне-правдоискатели и борцы. Проблема счастья в поэме. Образы «народных заступников» в поэме. Сатирическое изображение помещиков. Поэма Н.А. Некрасова – энциклопедия народной жизни середины XIX века. Краткий очерк жизни и творчества.
Практическое занятие
Письменная работа по поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Самостоятельная работа обучающихся
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо»;
— стихи по выбору наизусть
Ф.И Тютчев. А.А. Фет. А.К. Толстой. Лирика.
Выражение тончайших движений человеческой души в поэзии Тютчева. Одушевленный мир природы. Философские раздумья о тайнах мировоззрения и человеческого бытия. Эмоциональная напряженность, музыкальность и психологизм лирики поэта. «Тени сизые сместились», «Природа-сфинкс», «Цицерон», «Умом Россию не понять» и др. А.А. Фет — последовательный сторонник теории «чистого» искусства. Природа и человек в природе — главный предмет изображения в лирике поэта. Музыкальность, изящество стиля, пластичность образов как средство передачи тончащих движений человеческой души. «Музе», «Шепот, робкое дыхание», «На заре ты ее не буди» и др.
Практическое занятие
Ф.И Тютчев. А.А. Фет. А.К. Толстой. Лирика.
Анализ лирического стихотворения.
Самостоятельная работа обучающихся
Ф.И Тютчев. А.А. Фет. А.К. Толстой. Лирика.
— выучить стихотворение (по выбору студента);
— написать реферат на одну из тем: «Душа и природа в поэзии Ф. И. Тютчева», «Особенности любовной лирики Ф. И. Тютчева», «Жанровое многообразие творчества А. К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова
Самостоятельная работа обучающихся
Н.С. Лесков «Очарованный странник»
-Составить сложный план по биографии и творчеству писателя.
-Прочитать повесть «Очарованный странник».
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
«Сказки». «История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.
Практическое занятие
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»
Анализ формы и содержания произведения. Ответ на вопросы по плану. Анализ ключевых сцен и эпизодов.
Самостоятельная работа обучающихся
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
Чтение текста романа и материала лекции. Подготовка ответов на вопросы. Составление плана развёрнутого ответа на вопросы по тексту сказок.
Краткий обзор жизни и творчества Л.Н. Толстого.
«Война и мир» Л.Н. Толстого: особенности жанра. Тематика произведения. Смысл названия Значение лирических отступлений. Авторская понимание роли личности в истории: Кутузов и Наполеон. Образы русских воинов. «Мысль народная» в романе. Образ русского дворянства в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Характеристика персонажей второго плана, представляющих в романе различные слои общества. Авторские идеалы, проявление симпатии и антипатии к героям. Типы и характеры, судьбы главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Духовные поиски Болконского и Безухова. «Мысль семейная» в романе «Война и мир». Женские образы. Авторские идеалы. Особенности психологического анализа в романе («диалектика души»).
Практическое занятие
Роман – эпопея «Война и мир»
Анализ формы и содержания произведения жанра романа-эпопеи. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов. Ответ на вопросы по плану. Обсуждение романа по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Анализ романа «Война и мир»
— прочитать указанные главы романа «Война и мир», проанализировать указанный эпизод и выявить авторскую позицию;
— написать реферат на одну из тем: «Война и мир Л. Н. Толстого. Проблематика, композиция, система образов.», «Толстой и современность»
Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Своеобразие христианского гуманизма Достоевского. Жанровое своеобразие его произведений. Философская и духовная проблематика романов. Роман «Преступление и наказание». Философская и идейно — нравственная проблематика. Поиск истины — основа авторской позиции. Петербург Достоевского как символ равнодушного отношения к человеку. Социальная функция городского пейзажа. Теория Раскольникова. Проблема само ценности отдельного человека и счастья всего человечества. Социальные и философские корни теории Раскольникова. Вопрос о целях и средствах. Трагические противоречия в характере Раскольникова. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони. Место и значение образа Свидригайлова. Своеобразие художественного воплощения авторской позиции. Критическая полемика вокруг романа. Мировое значение творчества Ф.М. Достоевского
Практическое занятие
Образ Родиона Раскольникова
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Самостоятельная работа обучающихся
Художественные особенности романа «Преступление и наказание».
Чтение текста романа и материала лекции. Подготовка ответов на вопросы. Составление плана развёрнутого ответа.
А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
Своеобразие воспроизведения русской действительности произведениях А.П. Чехова. «Ионыч». Тема омертвления и гибели человеческой души. Нравственный выбор героя в рассказе. «Мелочи жизни» в изображении А.П. Чехова. Особенности «маленького человека» в прозе Чехова. Своеобразие выражения авторской позиции в рассказах. Пьеса «Вишневый сад». Жанр пьесы. Атмосфера всеобщего неблагополучия в пьесе — факт повседневного существования людей. Причины человеческой недееспособности — основная проблема пьесы. Проблема соотношения в пьесе старых и нового владельцев сада. Характеристика действующих лиц пьесы. Автор и его герои. Драматургия А.П. Чехова и Художественный театр. Роль и мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре XX века
Раздел 3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Общая характеристика русской литературы 20 века. Основные этапы и тенденции развития
Краткий обзор литературного процесса с рубежа 19-20 веков по начало нашего столетия. Главные события истории и культурной жизни России, отраженные в литературе эпохи. Первая мировая война, революции 1905 и 17 годов, гражданская война, большевистский террор, уничтожение сословий, русская эмиграция, коллективизация, сталинские репрессии, Великая отечественная война, конфронтация с западным миром периода холодной войны, период «оттепели» и «застоя», распад СССР и «перестройка», глобализация, современное обострение противоречий между национальными культурами и попыткой установления мирового порядка. Отражение в литературе процессов и событий мировой истории. Изменение в 20 веке статуса литературы как лидера в ряду других искусств и новейших технологий создания иллюзии реальности.
Практическое занятие
Традиции и новаторство в русской литературе на рубеже XIX — XX веков. Новые литературные течения. Модернизм.
Воспроизведение вслух и письменно основных положений, изложенных в тезисной форме на лекции. Приведение собственных примеров, иллюстрирующих эти понятия. Краткий пересказ материала.
Самостоятельная работа
Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм)
Конспектирование лекций. Заучивание наизусть научных терминов, подбор примеров из литературы изучаемого периода.
Серебряный век русской литературы. Культурный контекст.
Литература в культурном контексте эпохи. Понятие «серебряный век». Сопоставление с «золотым» веком русской литературы: принципиальные отличия двух эпох в духовном и эстетическом смысле. Проблема «ренессанса»: черты западного и русского возрождения в начале XX столетия. Современники о феномене Серебряного века. Тенденции развития литературы Серебряного века. Мировоззренческие ориентиры русского общества конца XIX – начала XX века. Религиозно-философские поиски (Вл.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, В.В. Розанов, П.А. Флоренский). Влияние западной философии на русских интеллигентов (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, З. Фрейд, К. Маркс и др.). Позитивные и негативные процессы в русском обществе и художественном творчестве рубежа веков. Оппозиция реалистической традиции в искусстве модернизма.
Своеобразие отечественной литературы конца 19 (1890-е гг.) и начала 20 века (до 1917 г.), получивший название «серебряный век». Изменение сознания и общественного уклада жизни России. Мировая война, получившая в нашем народе название «Великой», и революция, прервавшая традиционный путь развития национальной культуры. Парадоксальные, взаимно противопоставленные тенденции в духовной и материальной сферах бытия. Изменение и деформация общественного сознания народа, прежде всего наиболее образованной его части, во многом приблизившее катастрофу. Отражение в литературе рубежа веков обретений, открытий и заблуждений творческой интеллигенции. Активные поиски «новых духовных идеалов». Увлечение различными философскими концепциями, теорией и практикой оккультизма, масонством, революционной деятельностью. Серебряный век как время прославления в сане святых Серафима Саровского, открытие Марфа-Мариинской обители, расцвета русской религиозной мысли, духовной музыки, архитектуры и живописи, открытия в области естественных наук, роста машиностроения, отечественной авиации, флота, спорта, укрепление на мировой финансовой арене российского рубля. Одновременно Серебряный век как время расцвета теории и практики оккультизма, мистических опытов, сектантства и преклонения перед авторитетами западной философии, период откровенного и планомерного разрушения института семьи и брака, традиционной «культуры пола». Серебряный век как страница истории, запечатлевшей трагические события Порт-Артура. Попытка революционного переворота 1905 г., терроризм, судебный произвол, разгул «жёлтой прессы», дискредитирующей трон, правительство, институт церкви, армию и флот
Практическое занятие
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс».
Воспроизведение устно и письменно основных тезисов лекции. Ответ на вопросы по плану. Сопоставление материала лекции с анализом конкретных произведений.
Самостоятельная работа
Русский символизм и его истоки
Чтение текста произведения. Подготовка ответов на вопросы. Подготовка ответов на вопросы.
Феномен русского модернизма и авангарда.
Понятие о модернизме и авангарде: мировоззренческий, идеологический и эстетический аспекты проблемы.
Практическое занятие
Русский модернизм и авангард
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Русский модернизм и авангард
Основные направления модернизма в русской литературе.
Краткая характеристика основных художественных направлений и объединений Серебряного века. Символизм, футуризм, акмеизм. Реализм нового времени. Главные представители различных направлений и группировок – в поэзии и прозе. Современники и потомки о Серебряном веке русского искусства
Краткий обзор творчества А.А.Ахматовой дореволюционного периода
Поэзия Мировоззренческие и эстетические взгляды. Традиция и новаторство. Анализ произведений по выбру на разную тематику:«Любовь», «…А там мой мраморный двойник» /из цикла «В Царском селе» /, «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Сероглазый король», «У меня есть улыбка одна…», «Сегодня мне письма не принесли…», «Ты письмо моё, милый, не комкай…», «Исповедь», «Молитва» («Дай мне горькие годы недуга…», «О, есть неповторимые слова…» и др. «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мне ни к чему одические рати…» /из цикла «Тайны ремесла» /, «Важно с девочками простились…», «Мужество» /из цикла «Ветер войны/, «Подражание армянскому» («Я приснюсь тебе чёрной овцою…» и др. Наизусть 1-2 стихотворения. Обзор советского периода творчества. Особенности психологизма. Поэма «Реквием». Отражение в произведении личного жизненного опыта и судьбы народа. Духовные и нравственные критерии оценки событий автором.
Краткий обзор творчества С.А.Есенина дореволюционного периода.
Мировоззренческие и эстетические взгляды. Традиция и новаторство. Знаковые произведения. Своеобразие художественного мира лирических произведений и поэм. Постоянные образы, тематика творчества. Особенности психологизма. Анализ выбранных произведений разных жанров и тематики. Анализ произведений по выбору: «Берёза», «Выткался на озере…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Радуница», «Шёл Господь пытать людей в любови…», «Корова», «Гой ты, Русь моя родная…», «Песнь о собаке», «Осень» («Тихо в чаще можжевеля под обрывом…») и др. Обзор советского периода творчества. «Анна Снегина», «Пугачёв» — 1 поэма по выбору. «Нивы сжаты, рощи голы…», «Мне осталась одна забава…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо к матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Наизусть 1-2 стихотворения. «Русь». Своеобразие жанра, стиля, образной системы. Отражение в поэмах личности автора и культуры эпохи.
Практическое занятие
Основные направления модернизма в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм.
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических).
Самостоятельная работа
Основные направления модернизма в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм.
Чтение текста произведения. Подготовка ответов на вопросы. Подготовка ответов на вопросы.
Литература рубежа веков. Проза Бунина.
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии.
Рассказы И.Бунина
«Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», рассказы из сборника «Темные аллеи» (по выбору преподавателя). Лирико-философское решение «мужицкой» темы. Мотивы очищающего влиян родной природы. Обличив фальши современной цивилизации, бессмысленной погони за богатством. «Живопись словом» как характерная особенность стиля И.А. Бунина. Лирика: «Крещенская ночь», «Песня», «Ночь», «Одиночество» и др. стихотворения (по выбору преподавателя). Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя, экономность и выразительность художественных средств. Жизнь и творчество в период эмиграции.
Практическое занятие
И. А. Бунин «Темные аллеи»
Подготовка к написанию отзыва о рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Самостоятельная работа обучающихся
И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Разноуровневые задания по тексту.
Творчество М. Горького.
Раннее творчество М. Горького: рассказы «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти», «Старуха Изергиль». Горький – драматург. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Споры о человеке в пьесе. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение (Бубнов, Лука, Сатин). Жертвы грязного мира
Практическое занятие
М.Горький «На дне»
Письменная работа по пьесе М. Горького «На дне». Характеристика ночлежников
Самостоятельная работа обучающихся
М.Горький «На дне»
А.И. Куприн. Жизненный и творческий путь.
«Гранатовый браслет» — романтическая концепция любви. Смысл споров о сильной бескорыстной любви. Трагическая история любви «маленького человека» Желткова как своеобразный ответ на эти споры. «Олеся». Люди цивилизации и люди природы
Практическое занятие
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических).
Своеобразие реализма И.Шмелёва.
Особенности психологизма. Анализ повести И.С.Шмелёва «Человек из ресторана» (или «Неупиваемая чаша», «Солнце мёртвых», «Лето Господне», «История любовная»). Жанровая специфика. Тематика, проблематика, система персонажей, авторские идеалы.
Практическое занятие
Своеобразие реализма И.Шмелёва.
Анализ повести «Лето Господне». Беседа по картинам Б.Кустодиева.
Самостоятельная работа обучающихся
Проблематика и поэтика рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет».
Прочитать рассказ «Гранатовый браслет», повесть «Олеся»
Раздел 4. ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Литература периода революции и гражданской войны.
Образ революции и гражданской войны в русской литературе (краткий обзор): авторы (единомышленники, оппоненты) и произведения, посвященные данной тематике. Анализ художественных особенностей и содержания произведения по выбору (можно провести сопоставление нескольких произведений). Своеобразие эпохи. Идейно-политическое и эстетическое размежевание писателей. Отражение классовой борьбы в литературе Поэзия. Поиски путей художественного освоения действительности. Судьбы предреволюционных модернистских течений. Поэты Пролеткульта (В. Кириллов, А. Гастев, В. Александровский), Литературная группа «Кузница». Крестьянская поэзия периода гражданской войны. П. Орешин. Идейно-эстетические поиски В. Маяковского, Д. Бедного, А. Блока, С. Есенина. Особенности революционного эпоса. Поэмы А. Блока, В. Маяковского, С. Есенина, П. Орешина.
Драматургия. Начало реорганизации театра. Агитмассовый театр и зарождение новой драматургии. Пьесы В. Маяковского, А. Луначарского, А. Вермишева, А. Неверова, А. Серафимовича.
Эпическая проза. Становление советской прозы, борьба различных идейно-эстетических тенденций. Развитие малых жанров. Рассказы А. Неверова, А. Чапыгина, В. Шишкова, М. Пришвина, П. Романова. Произведения пролетарских писателей (Н. Ляшко, С. Семёнов и др.). Публицистичсекие и очерковые произведения А. Серафимовича, Д. Фурманова. Зарождение романа: «Два мира» В. Зазубрина, «Перевал» А. Степного, «Голый год» Б. Пильняка. Анализ произведений по выбору: А.Блок («Двенадцать»), М.Цветаева (цикл «Лебединый стан», М.Шолохов («Донские рассказы»), И.Бунин («Окаянные дни»), Б.Лавренёв («Сорок первый»),), А.Фадеев («Разгром»), Д.Фурманов («Чапаев»), М.Булгаков («Белая гвардия»), Н.Островский («Как закалялась сталь»), В.Лавров («Катастрофа»), Н.Блохин («Глубь-трясина») и др. – 1 произведение по выбору (стихотворения -2).
Практическая работа
Блок и символизм. Тема Родины в лирике Блока.
Боль и тревога за судьбу России («Россия», «Коршун» и др.). Стремление проникнуть в природу социальных противоречий старого мира («Незнакомка», «Фабрика» и др.) Тема исторического прошлого в лирике Блока. Надежда на обновление России («О доблестях о подвигах, о славе…», «Скифы», цикл стихов «На поле Куликовом»). Поэма «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Философская проблематика и символика поэмы. Сатирические образы старого мира. Неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Своеобразие поэтики А.А. Блока. Поэзия А. Блока — выдающиеся явление русской культуры. Теория литературы. Развитие понятия о художественной образности (образ-символ)
В.Маяковский. Лирика. Есенин «Анна Снегина»
Обращение поэта к проблемам духовной жизни человека.
Контрольная работа. Анализ лирического стихотворения
Раздел 5. ЛИТЕРАТУРА 30-40-Х ГОДОВ
Общая характеристика эпохи 30-х годов и ее отражение в литературе.
Политика партии в области литературы. Первый съезд советских писателей и его значение. Отражение индустриализации и коллективизации. Создание нового героя; проблема взаимоотношений личности и общества в произведениях М. Шолохова, А. Макаренко, Н. Островского, Ю. Крымова, А. Корнейчука и др. Трагические судьбы писателей и поэтов в 30-х — начале 40-х годов. Судьба народа в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама и др.Трагедия послереволюционного поколения в 30-е годы и его надежды в произведениях тех лет и в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, А. Платонов и др.). Развитие сатиры в 30-е годы в творчестве В. Маяковского, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова. Тема исторического прошлого России в творчестве А. Толстого, О. Форш, В. Шишкова и др.
М.И. Цветаева. Лирика.
Начало творческого пути. Художественное своеобразие творчества Цветаевой. Тема России, революции. Любовная лирика Цветаевой, ее художественное своеобразие драматический психологизм, сочетание любовного романа с саркастической нотой обличения мещанской повседневности, уродливых отношений, смещающих истинные человеческие ценности («Лебединый стан»). Жизнь и творчество периода эмиграции. Возвращение на Родину; последние годы жизни.
Практическое занятие
М.И. Цветаева. Лирика.
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Значение творчества Цветаевой в истории русской поэзии
Отзыв на прочитанное стихотворение.
Содержание учебного материала
Б.Л. Пастернак. Краткий очерк жизни и творчества.
Жизненный путь Пастернака и его творчество. Основные направления философской мысли Пастернака, их отражение в творчестве писателя. Стихотворения, например, «Про эти стихи», «Любить иных — тяжелый крест…», «Никто не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет». Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике (10 — 30-е годы). Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», стихотворение «Свеча горела на столе». Тема пути — ведущая в поэзии Пастернака («Стихи из романа»). Простота и легкость, присущие позднему Пастернаку. Б.Л. Пастернак — лауреат Нобелевской премии
Практическое занятие
Творчество Б.Пастернака
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Б.Пастернак «Доктор Живаго»
Чтение текста произведения. Подготовка ответов на вопросы.
Творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита»
Личность писателя, новизна тематики и направленность его творчества. Трагическая судьба произведений Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова. Отражение в романе советской действительности и глубина философской проблематики. Проблема слова и дела в романе. Тема искусства. Система образов в романе. Своеобразие композиции произведения. Проблема любви и жизни. Вечные и приходящие ценности (свет и покой, проповедь и насилие). Зыбкость человеческого существования. Тема подвига, самопожертвования и предательства. Христианские мотивы в романе. Высокий гуманистический пафос в произведении. Общечеловеческая ценность творчества М.А. Булгакова.
Практическое занятие
Роман «Мастер и Маргарита»
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Роман «Мастер и Маргарита»
— прочитать роман «Мастер и Маргарита»
Краткий обзор творчества А.Н. Толстого дореволюционного периода.
Мировоззренческие и эстетические взгляды. Традиция и новаторство. Обзор советского периода творчества. Жанровые предпочтения. Рассказы, повести, романы. Анализ произведения на выбор: «Прекрасная дама», «На горе», «Утоли моя печали», «День Петра», «Большие неприятности», «Наташа», «Петр Первый» и др. по выбору (2 произведения). Своеобразие реализма А.Толстого. Интерес к историческому материалу и его воплощение. Особенности психологизма. Анализ выбранных рассказов и повестей.
Практическое занятие
Реализм А.Н. Толстого
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов. Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по краткому плану.
Самостоятельная работа обучающихся
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Чтение текста произведения. Подготовка ответов на вопросы.
М.А. Шолохов «Тихий Дон» (обзор)
Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
Практическое занятие
Роман-эпопея «Тихи Дон» (обзор)
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
М. Шолохов «Судьба человека».
— прочитать рассказ М. Шолохова «Судьба человека»;
— прочитать 2-3 очерка А. Толстого
— прочитать одну из повестей В. Быкова: «Обелиск», «Знак беды»
Раздел 6. ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Литература русского зарубежья.
Нравственные и религиозные проблемы в неореалистическом творчестве прозаиков русского Зарубежья. Творчество И.Шмелёва послереволюционного периода. «Неупиваемая чаша», «Солнце мёртвых». «Лето Господне», «Богомолье», «История любовная» И. Шмелёва. Обзор творчества И. Бунина, Н. Нарокова («Мнимые величины»), П.Краснова («Опавшие листья», Л. Ржевского («Московские повести»). Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон-Аминадо.
Обзор поэзии русского Зарубежья. М.И Цветаева, Г. Иванов, И.Одоевцева, Е.Ю.Кузьмина-Караваева; и поэты «незамеченного поколения» (Б. Поплавский и др. поэты «парижской ноты»). Поэзия и проза «литературной молодёжи» первой волны эмиграции: творчество Б. Божнева, А. Гингера, А. Присмановой, А. Головиной, Г. Евангулова, Ю. Фельзена, Г. Газданова.
Практическое занятие
Литература русского зарубежья.
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Литература русского зарубежья.
Чтение текста произведения. Подготовка ответов на вопросы. Работа с дополнительной литературой. Обсуждение фрагментов произведения.
Раздел 7.
ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА.
Тема Великой отечественной войны в литературе.
Великая Отечественная война в прозе и поэзии. Особенности литературного процесса военного периода: ведущие идейные и художественные тенденции. Темы любви и войны в творчестве В. Астафьева. Художественные особенности поэзии А.Ахматовой военного периода. Тема «жестокой памяти». «Февральский дневник» О. Берггольц как летопись войны. Художественный мир романа В. Богомолова «В августе сорок четвёртого…». Своеобразие творчества Ю.Бондарева. Идейно-художественные особенности одного произведения по выбору студента. Своеобразие творчества В.Быкова. Идейно-художественные особенности одного произведения по выбору студента. Л. Леонов-драматург. Идейно-художественное своеобразие пьесы «Нашествие». Творческий путь В. Некрасова. Проблематика и поэтика повести «В окопах Сталинграда». Проблематика и поэтика рассказов А. Толстого («Русский характер» или «Рассказы Ивана Сударева» по выбору студента). Идейно-художественные особенности романа А. Фадеева «Молодая гвардия». Поэты «фронтового («узлового») поколения» об историческом подвиге народа. Суровый реализм военной лирики Ю. Друниной, Н. Майорова, М. Луконина. С. Орлова, С. Гудзенко, А. Межирова, М. Светлова. «Второе дыхание» военной поэзии 50-х – 60-х гг. (К. Ваншенкин, Е. Винокуров, Я. Смеляков, В. Фёдоров, Л. Мартынов, Е. Исаев, В. Боков, В. Соколов). Песенный жанр военного и послевоенного периода. Идейно-художественное своеобразие творчества А. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова и др.
Анализ произведений по выбору: Б.Васильев («А зори здесь тихие», «Завтра была война»), А.Ахматова («Ветер войны»), Ю.Бондарев («Горячий снег», «Берег»), К.Симонов (поэзия, «Живые и мёртвые»), В.Воробьёв («В окопах Сталинграда»), В.Быков («Сотников», «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Карьер») и др. – 1-2 прозаических произведений по выбору.
Практическое занятие
Тема Великой отечественной войны в литературе.
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема Великой отечественной войны в литературе.
Чтение текста произведения. Подготовка ответов на вопросы.
Творчество А.Т. Твардовского
Краткий обзор творчества А.Т. Твардовского 1940–1960-х гг. Отражение реалий военного времени в творчестве писателя. Социально-культурные, духовно-нравственные и типологические черты эволюции. Своеобразие поэтики. Мировоззренческие, гражданские и эстетические взгляды. Традиция и новаторство. Художественное своеобразие лирики. Образ войны и мирной жизни в его поэзии. Особенности создания психологических образов. Проблема художественного метода. Мировоззренческие, гражданские и эстетические взгляды. Традиция и новаторство. Художественное своеобразие лирики. Образ войны и мирной жизни в его поэзии. Особенности создания психологических образов. Анализ стихотворений по выбору. Анализ художественных особенностей и содержания стихотворений по выбору: «Я убит подо Ржевом…», «Я не знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда окончилась война…», «Памяти матери» и др.
Практическое занятие
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин».
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Поэма А. Твардовского «Василий Тёркин».
«Возвращённая литература».
Толкование понятия «возвращённая литература». Соотношение с понятием «русское зарубежье». Краткий обзор писателей и произведений этого порядка. Анализ произведений (Поэзия): Е.Ю.Кузьмина-Караваева, Г.Иванов, И.Одоевцева, «С.Бехтеев, В..Набоков, Н.Туроверов, Арс.Несмелов, И.Савин, М.Колосова и др. Анализ прозаических произведений по выбору: Б.К. Зайцев («Волки», «Студент Бенедиктов», «Тихие зори»); Б.Пастернак (поэзия, «Доктор Живаго», «Охранная грамота»); Е.И. Замятин («Мы», «Мамай», «Часы»); В.В.Набоков (поэзия, «Защита Лужина», «Камера обскура»); Н.Нароков («Мнимые величины»); П.Краснов («За чертополохом», «Опавшие листья»); И.А.Родионов («Наше преступление»), В.А.Никифоров-Волгин («Зверь из бездны», «Дорожный посох»), И.Головкина (Римсмкая-Корсакова «Побеждённые»), Б.Суворин «Фазан», Н.Рощин «Горнее солнце», Кн. Н.В. Урусова. «Материнский плач святой Руси» и др. – 1-2 произведения по выбору. Идеологические, духовные и нравственные отличия и сходства с незапрещенными писателями литературой советского периода.
Практическое занятие
Творчество Солженицына. «Матренин двор»
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема города и деревни.
-Прочитать рассказы: «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича». — Прочитать 2-3 рассказа В.Т. Шаламова
Раздел 8. ОБЗОР РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА
Русская литература второй половины XX века
Современный литературный процесс (80-е – 2000-е гг.). Основные тенденции развития. Критика и литературоведение. Новые попытки классификации направлений и течений современной литературы. «Деревенская» линия русской литературы (В. Распутин, Ф. Абрамов, Б. Можаев, В. Белов и др. Проза «сорокалетних» (В. Крупин, В. Личутин, В. Михальский, В. Маканин, Р. Киреева, А. Проханов, А. Курчаткин, В. Орлов).
Поэзия на пороге нового века. Возвращение наследия Н. Гумилёва, В. Ходасевича, Г. Иванова, И. Одоевцевой, Н. Моршена и др. Публикация неизвестных доныне произведений А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н, Клюева, С. Клычкова, М. Волошина, В. Хлебникова и др. «Тихая» лирика. Интерес к народным корням (В. Соколов, Н. Тряпкин, О. Фокина и др.) Развитие гражданской поэзии в творчестве С. Куняева, В. Коркиа, Н. Астафьевой, Б. Чичибабина и др. творчество Ю. Кузнецова. Бардовская поэзия. Рок-поэзия.
Драматургия. А. Казанцев, В. Арро, В. Славкин, А. Галин, Л. Разумовская. Новые имена (М. Дунаев, М. Угарова, Е. Гремина, А. Слаповский, К. Драгунская, Н. Птушкина, Е. Исаева и др.).
Духовная тематика в новейшей русской поэзии и прозе (Н. Блохин, Ю. Возненсенская, м. Людмила (Кононова), арх. Тихон, Ю. Сысоева и др.)
Новые тенденции в развитии русской литературы. Поляризация литературы с т очки зрения духовно-нравственного содержания. Русская и русскоязычная литература новейшего времени. Новые темы и восстановление завбытых традиций. Литература на духовную тематику и проблематику. Идейно-художественные особенности творчества одного из современных прозаиков, развивающих классические традиции (Л.И. Бородин, Г.В. Семёнов, В.В. Личутин, В.Г. Галактионова, А. Сегень, П. Краснов, Л. Сычева, и др.).
Анализ произведений по выбору: Б.Чичибабин, А. и Л. Кононовы, Л. Филатов, и ром. Роман, В.Афанасьев, и др. по выбору 1-2 стихотворения наизусть.
Современная русская литература на духовную тематику: В. Крупин («Великорецкая купель», «Крёстный ход», «Сороковой день» и др. – по выбору); Н. Блохин («Глубь-трясина», «Бабушкины стёкла», «Избранница», и др. – по выбору); Ю. Вознесенская («Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры», «Паломничество Ланселота»), архим. Тихон (Шевкунов) («Несвятые святые»), И. Богданова («Три Анны», «Фарфоровая память») и другие авторы – 1 произведение по выбору.
Творчество В.М.Шукшина
Проблематика и поэтика сборника рассказов «Сельские жители». Тема народной жизни, тема «странных людей», «чудиков» в рассказах «Сельские жители», «Чудик», «Срезал», «Микроскоп», «Упорный», «Билетик на второй сеанс», «Забуксовал», «Штрихи к портрету» и др. Проблематика и поэтика автобиографического цикла («Долгие зимние вечера», «Из детских лет Ивана Попова», «Дядя Ермолай», «Рыжий» и др.). Проблематика и поэтика и поэтика сатирического цикла («Змеиный яд», «Кляуза», «Мой зять украл машину дров» и др.). Проблематика и поэтика цикла рассказов о вдохновенных лгунах («Генерал Малафейкин», «Версия», «Беседы при ясной луне и др.). Проблематика и поэтика цикла рассказов о смерти («Как помирал старик», «Охота жить», «Горе», «Осенью» и др.). Проблематика и поэтика романа «Я пришёл дать вам волю». Особенности историзма. Образ главного героя. Проблематика и поэтика киноповести «Калина красная». Тема родового крестьянского долга. Образ главного героя. Проблематик и поэтика сказки «До третьих петухов».
Практическое занятие
В.М. Шукшин. Рассказы.
«Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев – «чудиков». Народ и «публика» как два нравственно — общественных полюса в прозе Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Самостоятельная работа обучающихся
Рассказы В.М. Шукшина
Анализ выбранного произведения
Раздел 9.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (РУБЕЖА 20-21 ВВ)
Современный литературный процесс (80-е – 2000-е гг.). Основные тенденции развития. Критика и литературоведение. Новые попытки классификации направлений и течений современной литературы. «Деревенская» линия русской литературы (В.Распутин, Ф. Абрамов, Б.Можаев, В. Белов и др. Проза «сорокалетних» (В.Крупин, В. Личутин, В. Михальский, В. Маканин, Р. Киреева, А. Проханов, А. Курчаткин, В. Орлов).
Поэзия на пороге нового века. Возвращение наследия Н. Гумилёва, В. Ходасевича, Г. Иванова, И. Одоевцевой, Н. Моршена и др. Публикация неизвестных доныне произведений А.Ахматовой, О. Мандельштама, Н, Клюева, С. Клычкова, М. Волошина, В. Хлебникова и др. «Тихая» лирика. Интерес к народным корням (В. Соколов, Н. Тряпкин, О. Фокина и др.) Развитие гражданской поэзии в творчестве С. Куняева, В. Коркиа, Н. Астафьевой, Б. Чичибабина и др. творчество Ю. Кузнецова. Бардовская поэзия. Рок-поэзия.
Драматургия. А.Казанцев, В.Арро, В.Славкин, А.Галин, Л.Разумовская. Новые имена (М.Дунаев, М.Угарова, Е.Гремина, А.Слаповский, К.Драгунская, Н.Птушкина, Е. Исаева и др.).
Духовная тематика в новейшей русской поэзии и прозе (Н.Блохин, Ю.Возненсенская, м. Людмила (Кононова), арх. Тихон, Ю.Сысоева идр.)
Новые тенденции в развитии русской литературы. Поляризация литературы с т очки зрения духовно-нравственного содержания. Русская и русскоязычная литература новейшего времени. Новые темы и восстановление завбытых традиций. Литература на духовную тематику и проблематику. Идейно-художественные особенности творчества одного из современных прозаиков, развивающих классические традиции (Л.И. Бородин, Г.В. Семёнов, В.В. Личутин, В.Г. Галактионова, А. Сегень, П. Краснов, Л. Сычева, и др.).
Анализ произведений по выбору: Б.Чичибабин, А. и Л.Кононовы, Л.Филатов, иером. Роман, В.Афанасьев, и др. по выбору 1-2 стихотворения наизусть.
Современная русская литература на духовную тематику: В.Крупин («Великорецкая купель», «Крёстный ход», «Сороковой день» и др. – по выбору); Н.Блохин («Глубь-трясина», «Бабушкины стёкла», «Избранница», и др. – по выбору); Ю.Вознесенская («Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры», «Паломничество Ланселота»), архим. Тихон (Шевкунов) («Несвятые святые»), И.Богданова («Три Анны», «Фарфоровая память») и другие авторы – 1 произведение по выбору.
Практическое занятие
Драматургия второй половины XX века.
Начальный целостный анализ формы и содержания выбранных произведений. Анализ глав, ключевых сцен и эпизодов (для эпических, драматических). Ответ на вопросы по плану. Обсуждение произведения по предложенным заранее вопросам.
Основные источники
1.Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учебное пособие для СПО / А. А. Сафонов; под ред. М. А. Сафоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 211 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9.https://biblio-online.ru/book/CFA23B21-8414-45D1-B740-16D2F0F9E10C/literatura-10-klass-hrestomatiya
2.Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия: учебное пособие для СПО / А. А. Сафонов; под ред. М. А. Сафоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2.https://biblio-online.ru/book/2281EBA8-C208-4FC6-A9CF-D449E6FB382E/literatura-11-klass-hrestomatiya
Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.]; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07655-4.https://biblio-online.ru/book/921B655A-0ADD-4E0B-B9E1-457B390D8B28/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1
3.Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.]; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 402 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07655-4.https://biblio-online.ru/book/921B655A-0ADD-4E0B-B9E1-457B390D8B28/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1
4.Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.]; отв. ред. В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаев. — 3-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 342 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07662-2 https://biblio-online.ru/book/AF410386-9594-4023-A54B-D4CBA7AFDF5A/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2
5.Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX — начала XX века: учебник для СПО / А. Г. Соколов. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 501 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2.https://biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-426514
Дополнительные источники:
1.Русская литература XIX-XX веков [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета СПО /. — Электрон. текстовые данные. — Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2016. — 116 c. — 978-5-89040-603-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59127.htm
Интернет-ресурсы:
1.Электронный ресурс «Единое окно доступа к образовательным ресурсам».
Форма доступа: http://window.edu.ru 17
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:http://schoolcollection.edu.ru/
Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов: http://ndce.edu.ru
1.http://www.bookomania.ru/unhebniki-i-posobij
Электронный ресурс «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов». Форма доступа: http://fcior.edu.ru
ru/wikipedia.org/wiki