РОДОМ ИЗ НЕПРИДУМАННОГО
Александр Орлов вошел в литературу стремительно, как метеор. Когда я писал рецензию на его замечательный сборник прозы «Кравотынь», — я и не предполагал, что он поэт ничуть не меньший, чем прозаик. Войти в литературу сразу, со своей темой и своим голосом, не подражая никому – случай сам по себе редчайший, почти исключительный. «Своё мировидение» — это главное. Его нельзя позаимствовать или выиграть в лотерею. Его надо выстрадать. И тогда приходят: и свои темы, и свой взгляд. Ему в ту пору, — в год опубликования его первой прозаической книги не было и тридцати. И вот он ярко выделяется на общем фоне писателей, несомненно, значительных, а сборники стихов и прозы его заметили (и отметили) сразу. Написана не одна книга, получен не один престижный диплом и даже «Золотой Витязь».
Мощны, дремучи, непрерывны
Господствуют вокруг леса.
Ветра им складывают гимны,
В них слёзы прячут небеса.
Луна и солнце в карауле
При столкновении эпох
Туманы сонные раздули,
Храня всё то, что создал Бог
…И тогда уже, с первой его книги рассказов, основанной на подлинном материале, — он ярко и основательно утверждал истины незыблемые. Истины, ради которых стоит жить, и умереть. А уж тем более – стоит писать об этом книги. Поэзия А. Орлова продолжается в традиции его прозаической, но афористично, метафорически и, я бы сказал «внезапно». Для меня, как для опытного и «стреляного» писателя, по крайней мере… Таковы его «Дорогобуж», «Житник», «Жихарь». Стихотворения Орлова сюжетны, даже автобиографичны. Но прежде всего они обобщают пережитое, они «типичны», то есть при всей их сюжетной, смысловой и поэтической самобытности – они затрагивают само существо жизни многих и многих читателей.
И тем ярче, и громче звучат строки его поэтической исповеди, — тем живее и значительнее, что — сегодня, в наше странное и двуличное время, многими забыты самые базовые, основные понятия. Понятия, необходимые для подлинного сбережения истории. Это касается особенно семейной, частной и самой, казалось бы, дорогой. Особенно – любви к своей земле, родине, матери. Оспаривается сама способность к самопожертвованию, подвергаются сомнению честь и совесть. Понятие подвига и добровольной жертвы воинской, — эти несомненные истины предаются не то чтобы забвению, а даже оспариваются. И противостоять этому, сегодня, как это не странно — нужно иметь довольно-таки твердые убеждения, даже смелость.
Как сегодня все молча, неспешно и робко
Без молитвы семейной, не морщась, едят.
И какая же страшная эта похлёбка!
И в окно улетает мой горестный взгляд.
(Стихотворение «Трапеза»)
Или:
Сам себе приказал: зубы стисни,
Пусть весь мир на мгновенья замрёт,
Вздрогнет смерть от сияющей жизни,
Что о всех знает всё наперёд.
Я её расспрошу всё о прошлом,
О непреданных гласу грехах.
Пусть к моим прилипает подошвам
Всех казнённых замоленный страх.
Может показаться странным, что и в поэзии, и в прозе сегодняшней – созданы такие «условия», что — несомненно и бесспорно утверждать истины Евангелия – небезопасно для творческого пути, для имени. Между тем, подлинная поэзия живёт. «И дышит почва и судьба» по своим, никому не ведомым правилам и законам. Увидеть и понять может это только, по словам Ивана Ильина «поющее сердце»…
Смиренная вода немых озёр,
Читал я «Отче наш…», сжимая чётки,
И ощущал твой вековой надзор
Над звёздами в небесном околотке.
И слышалось мне пение уключин
И тихий шёпот каждого гребка,
Я был с тобой, Смоленщина, созвучен,
Ты для меня близка и далека.
Я шёл во тьме на смоляной долблёнке
На берег дальний, где среди купав
Уснуло время, позабыв о гонке,
Неравный ход событий задержав.
И радовался я проплывшей рыбе,
Тому, что впереди родная твердь,
И берегу свиданий в недосыпе…
Именно талант противостояния и самостояния, твердыня духа сегодня — дорогого стоят. И вот он, Орлов, не то что прямо, во весь рост, как в атаку (даже с неким вызовом и не без щеголеватой аристокатической выправки) идет против дзотов и минометного огня, против этого «течения», не заигрывая и не покупаясь ни на какие преференции, не поддаваясь. Можно говорить (или не говорить) о его мастеровитости и умении подать материал. Но я предпочитаю говорить в этой очень короткой врезке своей, — говорить о том, что считаю самым главным в его творчестве, то что Фёдор Достоевский называл «всеотзывчивостью русской души»:
Не жил я в эпоху насильных коммун,
В курганах не взрыл артефакта,
Но слышал, как сладко поёт гамаюн
В чащобе Смоленского тракта.
И в пенье дремотном, красив и блажен,
Явился мне край вечной смоли,
Где люди не терпят лукавых измен
И лечат в молитвах мозоли,
Где с детства мой дед выходил на покос,
Отца ждал у графского сада,
И первой щетиной в отряде оброс,
Кровь немцев смывая с приклада.
Откуда ушёл, ничего не забыв,
Ушёл навсегда поневоле,
Скрывая на сердце болящий нарыв
С подсушенным привкусом соли.
Творчество же – и это понимаешь лишь с годами, творчество — не всегда риск, и не всегда вызов огня на себя. Многие автора, и не без таланта благополучно отсиделись в окопах. Многожды отмечены за свое потворство фиглярам либерального духа. Мы видим это, мы отчетливо, наблюдаем этот липкий и мокрый туман соглашательства. Вот уже четверть века. И кажется порой, что наше время, затеряно навсегда, навечно в этом желтом и сыром тумане секуляризма и релятивизма, но это только кажется. Мы обложены некими пределами, писатели-почвенники и поэты, печальники о земле своей и воины. Мы рассеяны по мировым просторам литературы, и острО, и опасно ходим, понимая что коварная и ножевая армированная колючая лента стережет нас. Спираль Бруно или Егоза-Кайман. Едва зазеваешься – споткнешься и очнешься искалеченным. Оболганным. Забытым и никто не вспомнит ни твоей отваги в прошлом, ни твоих заслуг. Время нынешнее – весьма и весьма противоречивое, время – которое придется переосмысливать и переоценивать ещё очень и очень долго, даже и после того, как оно минует. Быть может и после того даже, когда мы ясно и Божьим промыслом осмыслим эту систему координат, по окончанию и полному завершению. И творчества, и самой жизни. Но даже и в этих условиях Орлов собирает своих единомышленников, — собирает в круг верных. Лечит раны и неверие своим творчеством, убеждением и своей верой. А это – уже не просто черта воина и витязя, — это главная черта командира и офицера. Вера в Бога и «умение держать спинку» прямо – подлинно черта аристократов духа. Где? Да вот здесь же, на этой тертой в войнах, на политой кровью земле:
Где в года мировых пятилеток,
Не подвластный безбожным властям,
Проезжал мой расстрелянный предок
По дорогам из кочек и ям,
Где округа извечно смолиста,
Где все жили во имя труда,
Где встречали с войны гармониста
Божий крест и победы звезда.
…А пока… пока — мы явственно видим, слышим, чувствуем границу обложенного минами поля русской литературы. И мы всегда возвращаемся нашей родовой памятью к дорогому, светлому, честному и простому, оболганному русскому. Смоленскому. Ржевскому. Иногда – с незахороненным до сих пор останкам воинов. Мы все равно вернемся туда навсегда, в то родное поле нравственного притяжения, к той пристани тихой, отеческой, — куда и зовёт, и ведет нас всё творчество Орлова. Хоть и жизнь, и история наша непроста. Трагична и кровава наша история.
Смоляне
Барин
Павлу Епифановичу Орлову
Фуражка конвоира сбилась набок,
И прадед вдруг задел ногой ведро,
И защемило чуткое нутро,
И раскатились три десятка яблок.
И были скороспелые плоды
Так зелены, коричневы, пунцовы,
В семье к аресту были не готовы,
Но прадеда шаги всегда тверды.
Скрипя, прощались прочные ступени,
И свет из дома плыл ему в лицо,
И падали под ноги на крыльцо
Три строгие, подтянутые тени.
Дела велись по-пролетарски бойко,
Был оглашён бесчинный приговор.
Он был, как ветер, холоден и скор.
Решала в полутьме чекистов тройка.
И высшая ему досталась мера,
И меток был комбедовский стрелок,
Когда нажал на спусковой крючок,
И засмердело дуло револьвера.
А сколько было на Руси таких,
Которых до рожденья звали «барин»,
И каждый был хранителем окраин,
И оставался в памяти живых.
Где он лежит? На дне какого рва?
Как успокоить родовую совесть?
Поэму написать мне или повесть?
Ведь память моя русская жива.
И всё же, перефразируя Пушкина, повторяем мы снова и снова, строки из письма его к Чаадаеву: «…- но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал.
«Именно сборник стихотворений «Епифань» (Издательский центр «Азбуковник» 2018) – не то что напоминает, а говорит, шепчет, порою кричит нам об этом.
Подтверждают, эту мысль «краеугольные камни» в основании стихотворной кладки Орлова – строфы его, рифмы, образы. Они незыблемы, неколебимы. «И повеяло ветром, и потекли потоки, но дом на каменном фундаменте устоял». И тогда, читая, понимаешь, что этот его собственный голос, о котором я говорил в начале этой главки о творчестве Орлова, — этот собственный голос – его оружие. Его меч. Я говорю так: слово его – это его именное оружие. Им самим выкованное, порой – и в спешке, в стремлении успеть, чтобы не промахнуться. Его, как называют военные вооружение – его «изделие». И в передрягах, и в боях этой жизни… (Что, и это надо признать, — более всего и всегда ценилось и ценится в творчестве, — то, — что «выстреливает» собственным почерком, голосом, интонацией) – и незаменимо – неповторимо. Ни для кого.
… Словно нимб, вокруг летали мошки
Над её покрытой головой.
Я был между миром и войной.
А в портфеле нежные матрёшки
О любви шептались фронтовой.
Убеждения его не продекларированы. Исток их — из родовой памяти. И никак по-иному, автор никогда и не смог бы сказать. Никак. Иначе и не передаваема была бы – ни эта боль за родную Смоленщину. Ни трепетное отношение к земле, к вере отцов. Боль за веру Православную, — ту — на которую, необходимо признать это, при всей кажущейся свободе нынешней, — и именно сегодня – век гонений. Век нажимов и призывов. К сдаче, подлогам и трусости. Век вербовки в строй безнравственных отказников, «самострелов» и дезертиров. И при том – не бедствующих, не стыдящихся и не таящихся, а напротив даже, — благоденствующих в этом своем вызове традициям и выстраданной нашей истории.
И сдаются. И отказываются от сопротивления.
Не могу представить себе автора не как воина. Так и вижу его по книге «Епифань» — всегда готовым к бою. За родную Смоленщину, за храм, что сверкает золотыми куполами в его родовом гнезде. И при всем при этом, главном — какая бережливость автора к детали, внимание к родовой памяти. А только она может продиктовать такие строки:
Мне хлестали дожди правду жизни не раз
Сквозь туманы, чей запах был горек,
Но не верил я в неба унылый показ,
Шёл на свет, как за правдой историк.
И слезливые тайны некошеных трав,
Что изрезаны вдоль редколесьем,
Мне шептали о том, что искатель был прав
И что все мы с рождения грезим.
И я шёл напролом по неровностям луж,
Не терпел сам к себе оговорок,
И меня осуждала пытливая глушь
Под присмотром волков и тетёрок.
И когда в захолустье я сделал привал,
Мне открылись холодные звёзды.
И одну я всю ночь напролёт согревал,
И воспели любовь алконосты.
Он пришел, надолго. Навсегда. Словесная партитура его удивительно широка. Творческая одаренность редка и бесспорна. И хотя в регистре используемых им звуков и образов он намеренно осторожен и избирателен, и на первый взгляд, не так уж широк как, — он умеет добиться и добивается результатов поразительных.
Среди небывалого разгула нынешнего секуляризма и релятивизма, именуемого (почему-то) сегодня «свободой», — при нынешней безыдейности и беспринципности в культуре, а порой и просто попустительстве и предательстве. При поругании самих основ и русского самоопределения, когда театр поражает цинизмом представленных «работ» худруков, когда и читатель, и зритель так запутаны, что жизнь кажется совершенно обессмысленной, — книга «Епифань» Орлова бесценна. Он появился удивительно во время. Как оппонент бездарностям, как боец и воин. Не случайны в этом смысле и его награды-витязи. Свои всё-таки сумели оценить. Оптимистична и основательна в этом смысле и сама поэтическая книга «Епифань». Веками проверенные, крепкие и устойчивые традиции, правила душевного и духовного человеческого общежитиЯ – незыблемы. Самим временем — оправданные законы по которым укореняется дух, альтруизм, жертвенность — играют и в его прозе, и в его поэзии (в особенности) главную партию. Отзвуки вспыхивают в его книгах новыми, присущими ему – неповторимыми красками и оттенками.
…Благородство и преданность родине, любовь к матери и к отцу, преданность родовой памяти, — он умеет так оттенить и возвысить, что они предстают как само собой разумеющееся, врожденное качество человека. А предательство воспринимаются читателем его книг – ещё темнее. Смугло и чужеродно, — чем в те (слава Богу) не частые пока ещё моменты, которые омрачают жизнь. Уясняешь и понимаешь это не сразу. За чтением «Епифани». И понимаешь, что книга эта — исключительно редкое явление в сегодняшней (оторванной от человека и его «сердечной работы», далекой от «воспитания чувств») – литературе. И она могла появиться и выйти в свет лишь по одной причине: автор сам (и в жизни) непримирим к предательству, вражде, корысти, жадности и злобе. Он лечит читателя. Отогревает замерзшие сердца.
Летний дождик подобен прилепе,
Я ему всё поставлю в вину,
Он зовёт вслед за ним в лесостепи.
Как поверить ему, болтуну?
Разделить с ним священные яви,
Доверять ему звёздные сны
И молиться в столетней дубраве,
Где слова преподобных слышны?
Что он может? Он краток и мелок,
И в слезах его мой дождевик,
И в грушовой тиши скороспелок
Он к траве, не прощаясь, приник.
Что бы, и как бы не рассказывали нам толмачи от литературы о «чистой», безыдейной, «искусства для искусства» ради литературе… Или о «лирическом герое», никак будто бы не связанном с автором, — или о лирическом герое, этаком экскурсоводе по местам, упоминаемым сюжетом и по тексту… Все это, конечно, надумано. Как преподаватель истории и гражданин своей страны, автор, как никто другой, судя по его стихотворениям и прозе, понимает, что, перефразируя известное: «если ты не займешься своей историей и её изучением, начиная с себя, с семьи, — то твоей историей и твоей семьёй займется кто-то другой». И это отнюдь не из добрых побуждений. Что мы сегодня и видим.
Каждый пишет (и всегда так было) – из себя. И Орлов – не исключение. Преподаватель, воспитатель, поэт, прозаик и историк, — он много видел, много путешествовал и много знает. У него есть что сказать читателю из того, что стоит внимательно и послушать, и запомнить. Он оснащен багажом немалым. Что называется «семь футов под килем». И эта удивительная генетическая родовая память, которая заставляет и его, и нас вместе с ним, вновь и вновь возвращаться в те давние, в те героические и страшные времена, когда рвались снаряды на полях сражений, и героизм великого народа сверкал в масштабах теперь совершенно невообразимых. Когда – то голод, то недород, то раскулачивание, то — братоубийственная гражданская… А затем и ВОВ – прокатилась по стране, и калечила души, разрушали семьи, — рвали кровные связи и узы, а народ, как это не удивительно, был способен и проявлял себя как великий народ империи… И… — да так, по таким сюжетам развивались – и жизнь, и смерть. Так, как порой и ни один писатель не придумает.
Поэзия его пронзительна. Она очаровывает особой музыкой. Внутренней, и поэтической, и смысловой. Она и трагична (без ложного пафоса), и не надумана. И — правдива, потому уже, что истоки её – из семейных преданий, из того что было пережито, а не заимствовано. И это главное отличие книги — от того ширпотреба, которые сегодня предлагают лотки книжных киосков. Пережито на деле: дедом, отцом, матерью, бабушкой-«раскулачкой», оставленной на волю случая, а точнее – на верную голодную смерть, с малыми детьми.
…Он, Александр Орлов, весь родом из непридуманного. Он честен и прям перед читателем. И в памяти, и в слове, обращенном к нам. А это главное и самое дорогое в творчестве. Главное для нас, для читателей сделано автором – читая книгу «Епифань», мы причастны Творчеству.
Василий КИЛЯКОВ