КОНЦЕПТ «ПЕЧЬ» В ЛИРИКЕ НИКОЛАЯ ТРЯПКИНА

Ольга БЛЮМИНА

Печь – традиционный концепт русской народной культуры. Толковый словарь так определяет слово «печь»: 1. Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Комнатная п. Русская п. (большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой). Лежать на печи (также перен.: бездельничать; разг.) 2. Устройство или сооружение для обработки чего-н. нагреванием. Пламенная п. Электрическая п. Плавильная п. Доменная п. (для выплавки чугуна). Сушильная печь. Обжиговая п. [1, с. 516].

Сочленённые в русской  национальной концептуальной системе  два слова, номинируют  два класса концептов: предметный (печь)  и религиозный (алтарь). Очевидно, что границы между классами концептов расплывчаты, поэтому концепт алтарь относится и к классу предметных концептов тоже. Именно благодаря этому его пограничному семантическому положению появляется метафорическое отождествление  в русской языковой картине мира концептов алтарь и печь. Смысловой объём концепта печь расширяется за счёт добавления сакральных семантических компонентов. В русской национальной культуре печь воспринималась как некий элемент обрядовой культуры. Традиционно нерегулярное образное народное уподобление семантических компонентов концепта «практическая  значимость» и «ритуальная обусловленность» в лирике Николая Тряпкина в результате актуализации семы «регулярные, повторяющиеся действия, имеющие особый, духовный смысл»,   приобретает системный, устойчивый, целостный характер, репрезентирующий  одну из характерных особенностей русской национальной картины мира, формируя тем самым новое языковое представление  в лингвальном мире поэта. 

Поэтический концепт печь в языковой художественной реальности Н. Тряпкина и есть (выделено нами – О.Б.) одновременно и печь и алтарь, соединённые стереотипной ситуацией, представляющей собой набор ритуальных действий. Ведь разжигание печи происходит по одной и той же схеме (ассоциированной с действиями священника перед алтарём).  Повторяемость, регулярная воспроизводимость и, следовательно, ритуальность этого действия усиливается сходством компонентов значения печь – «центр дома», алтарь – «главная часть храма». Затопляется печь, приближается ночь // И смешаются – печь, ночь //А в душе моей свет // А врази мои – прочь // И тоска моя – прочь, прочь // И тоска моя – прочь, прочь // Загорается дух. Занимается дых. («А на улице снег»)

В ассоциативном поле концепта интегральный признак повторяемости эксплицируется в предложении Затопляется печь, приближается ночь, где пресуппозицией будет невыраженное знание о том, что вечером в доме непременно будут разжигать печь.   Синтаксический параллелизм и повторы формально подчеркивают систематичность производимых действий. Настоящее время русского глагола демонстрирует некие повторяющиеся процессы или ситуации (в трактовке В.И. Теркулова [5]): затопляется, приближается. То, что традиционное действие в предложенной лингвальной ситуации приравнивается к священнодейству отражено в смысловом сопоставлении «причина-следствие» лексем дух-дых, ночь (в колоративном компоненте значение с дополнительным признаком «отсутствие света») – свет. Семантическая дискретность здесь преодолевается с помощью употреблённых в одном предложении слов печь, ночь. В строке И всё там над печкой в старинном порядке («У смеркшего дня, у стихающих кринов») уже на уровне значения слова порядок — «правила, по которым совершается что-нибудь» осуществляется актуализация стереотипности ситуации, в которую помещён концепт печь.

В катрене Пускай весь дом беда перевернёт, // И труд не впрок, и всё – наоборот. // И кажется, в нетопленной печи // Хоть поселяйся филин да кричи («Хозяин») нарушение отлаженности, правильного постоянства человеческой жизни  усилено именно словоформой «печи» с атрибутивным признаком «нетопленной».

И снова —  предзимняя мгла // И снова – скрипенье ствола // И вот уже вечер залёг // И снова гудит камелёк. («И снова гудит камелек»). Здесь мы видим, что закономерность, повторяемость, ритуальность ситуации представлена лексическими повторами (и снова). В номинативное поле концепта алтарь включается синоним камелёк. Интересно встраивание систематичности бытовых действий в ближайшем малом пространстве (в доме) в контекст общего течения жизни: предзимняя мгла, вечер залёг.

Таким образом, поэт выводит сокрытый, периферийный смысл концептов алтарь и печь и соединяет их в одном культурном фрейме. В результате чего предметы внеязыковой реальности получают новые ценностные компоненты значения в поэтическом лингвальном пространстве.

 

 

Список литературы

  1. Ожегов. С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 с.
  2. Постовалова В.И. Божественное Откровение в религиозной коммуникации  // Логический анализ языка. Информационная структура текстов разных жанров и эпох / Отв.ред. Н.Д. Арутюнова. – М.: Издательство «Гнозис», 2016. – 632 с. С. 277-289.
  3. Теркулов В.И. https://studopedia.info/2-105604.html (дата обращения 02.09.2018)
  4. Теркулов В.И. Номинатема : опыт определения и описания / В. И. Теркулов / научн. редактор М. В. Пименова. – Горловка : ГГПИИЯ, 2010. – 306 с. – (Серия «Знак – Сознание – Знание»). – Вып. 1.
  5. Теркулов В.И. Поэтические концепты (на примере концепта Разин у В. Хлебникова) с. 32 // Герменевтический круг: текст — смысл – интерпретация: сборник научных статей. Вып. 2. – Армавир: РИO  АГПА, 2013. – 240 с.
  6. Тряпкин Н.И. Горящий водолей / Н.И Тряпкин.­­­ – М.: Мол. гвардия, 2003. – 493 с.

 

Читайте также: