ЭДУАРД КАЗАРЯН: МОЕ ТВОРЧЕСТВО СБЛИЖАЕТ АРМЕНИЮ И КАЗАХСТАН

Эдуард Казарян – казахстанский скульптор, работающий в жанрах от камерной до монументальной скульптуры рассказывает о своем творчестве, семейных традициях, а также про автограф и последний аккорд, карандашный рисунок бабушки, один ливерпульский скандал и  путь настоящего художника. 

Уважаемый Эдуард, в 1998 году я получил подарок, изданный в Алматы каталог ваших работ и мне очень понравились репродукции ваших работ. Далее я следил за вашим творчеством в интернете и очень рад, что в Казахстане нашего соотечественника считают одним из наиболее интересных скульпторов современности.

Действительно, благодаря каталогам и особенно работам у меня есть много друзей и ценителей моего творчества. Порой мне кажется, что я присутствую во всех местах и странах, где есть в коллекциях мои работы и даже контактирую с людьми, которые их видят.

Около пяти лет назад в Алматы вы открыли собственную мастерскую-студию, где ежегодно проводится около 20 выставок. Какое место она занимает в культурной жизни города?

 Да, этой осенью «КазарянART центру» исполняется шесть лет. Эта галерея с самыми широкими задачами, большая часть которых в планах, а также художественная студия и др. Не сразу решился дать такое имя нашему центру, но как всё получится, отвечать, в конце концов, мне. Тем более сейчас для меня особенно ценно, что известное своими культурными событиями в Казахстане место ассоциируется с Арменией.

Одна из известных ваших работ – скульптура The Beatles. Несколько лет назад точная копия скульптуры появилась возле паба на родине битлов в Ливерпуле. Казахстанская сторона потребовала снести британскую скульптуры как результат плагиата. Чем закончилась эта история?

Действительно, эта история, как возмутительна, так и комична. Никогда бы не подумал, что пару лет назад в Англии с её строгими европейскими порядками в искусстве создадут плагиат со скульптуры Битлов в Алматы уставленной лет 15 назад. Но факт остаётся фактом. Честно говоря, не имею большого опыта в решении подобных вопросов и пока не знаком с юристом, знающим, как надо поступать, так что вопрос пока в подвешенном состоянии.

Ваш тезка из Еревана – ныне покойный известный микроминиатюрист Эдуард Казарян (или Тер-Казарян) создавал кинетические микроскульптуры. Расскажите о ваших же кинетических скульптурах.

Мои родители рассказывали, что ещё до моего рождения прочитали статью об Эдуарде Казаряне, нашем скульпторе миниатюристе, и позже даже написали ему письмо, о впечатлениях от его творчества и рассказали, что своего сына тоже назвали Эдуардом, но ответа не получили. Но я всегда восхищался его работами и даже помню, как в одном интервью он написал с юмором, что для него главное не чихнуть, когда делаешь микроскульптуру.

В мире Вы представляете искусство Казахстана, однако в 2011 г. были награждены «Золотой Медалью» Министерства культуры Армении за вклад в развитие армянской культуры. Чем выявляется ваша принадлежность двум культурам?

Один из вырезанных моментов в фильме режиссера Георгия Данелия «Мимино», это когда герои Мкртчана и Кикабидзе едут в лифте с японской делегацией, и японцы между собой произносят фразу: «Эти русские все на одно лицо».

Конечно, внешний зритель часто воспринимает всё поверхностно. В действительности всё намного многообразнее, и это прекрасно. Я родился в Казахстане и во многом своё мировоззрение о жизни получил здесь, вместе с тем детские путешествия с родителями в Армению, учёба на первом курсе художественного училища им. Фаноса Терлемезяна в Ереване, общение с друзьями и родственниками, время, проведенное на Севане, долгие прогулки на Кармир Блуре, конечно, это всё во мне. В Казахстане и в Армении у меня много близких друзей. До определенной степени зная обе культуры и считая их своими, думаю, что моё творчество сближает Армению и Казахстан.

Конечно, на своих зарубежных выставках я выступаю как казахстанский скульптор армянского происхождения, и надеюсь мои работы являются еще одной гранью, как искусства Казахстана, так и Армении.

                                                                                                                      

Искусствовед Екатерина Резникова как-то сказала, что вы – мастер со своим узнаваемым стилем и языком. А кто-нибудь заметил ли более конкретный язык вашего искусства?

Индивидуальность и непохожесть на других для творческих людей всегда была одой из основных задач, и сейчас этот вопрос не менее важен. Тем не менее, не смотря на то, что в мире очень много художников, считаю для этого не нужно прикладывать какие-то особые усилия. Понятно, что мы не в безвоздушном пространстве и рядом есть авторы с работами которыми невольно соотносишь свои, так же как и они не могут не замечать тебя, но это не собьет никогда, если ты идёшь своей дорогой.

Откуда ваши предки и как они оказались в Казахстане?

Мои родственники со стороны отца в основном из города Севан и села Варсер. В начале 50ых вся семья в сталинские репрессии была выслана в Сибирь, Алтайский край. Мой папа совсем ребенком прошёл все эти испытания и у него очень много рассказов об этом времени. При этом он не потерял оптимизм и очень тепло вспоминал людей, с которыми они жили и даже ни раз ездил навестить эти места.

Мама же родилась в Казахстане, в городе Чу. Её родители были врачами и трудились там, где было нужно в то время. С маминой линии мне достались русские и греческие корни. А встретились и поженились мама с папой в Армении на курорте «Джермук» и потом приехали в Алмату, где жила мама. Если, конечно, вкратце.

Видимо, служить искусству – у вас в семье. В Ереване я познакомился с вашим братом Рубеном Казаряном, который работает в кинематографии. А другие?

 

Наша мама всегда хорошо рисовала и фотографировала, помню её неразлучной с фотоаппаратом Зенит. И с братом мы как бы разделили эти стези, я скульптор, а он закончил видеожурналистику и снимает много фильмов, в основном на социальную тему. Бабушка тоже всю жизнь рисовала, хотя была педиатром, заслуженным врачом Казахстана. Как-то подарили мне карандашный рисунок своей бабушки. Это был профессионально выполненный пейзаж. С папиной стороны тоже были близкие к искусству люди, и хотя он большую часть жизни проработал на руководящих должностях в торговле и общественном питании, первую закалку он получил трудясь на заводе.

На обложке вышеупомянутого каталога ваш подпись стоит на армянском. Иногда мы видим также ваши инициалы на армянском…

С 1991 года на всех своих работах я ставлю автограф и это мои инициалы или фамилия на армянском. Автограф для меня так же неотъемлемая часть произведения, своего рода последний аккорд и твоя ответственность перед временем. Алфавит я выучил в Армении и немного могу писать и читать. Конечно, мой словарный запас дает мне возможность говорить максимум на бытовые темы, а освоить глубоко язык остается моей мечтой.

Среди деятелей изобразительных искусств армянского происхождения Казахстана мне известны имена Елены Карамаловой и Володи Григоряна. Сейчас кроме вашего имени, я знаю имя художницы и керамиста Елены Григорян. Есть ли другие?

Также могу вспомнить Санасян Саркиса Мануковича. Армянское искусство в государственном музее имени Абылая Кастеева в Алматы представлено рядом художников, таких как Иван Айвазовский (Ованес Айвазян), Мартирос Сарьян, Минас Аветисян, Акоп Акопян и другие армянские авторы.

 Так как наша газета выходит в Бостоне, читателям будет интересно узнать, что ваши произведения были выставлены в Армянской библиотеке и Музее Америки. Кто организовал эту вашу выставку и какие у вас воспоминания?

 В армянской библиотеке в музее Америки мне довелось выставиться дважды. В первый раз 1993 году графическими работами и второй, в 1994 году, бронзовыми скульптурами и графикой. И очень горжусь этими выставками. Очень запомнилось само здание музея и очень богатая коллекция ковров и других предметов, связанных с Арменией. В то время руководил музеем Гэри Линд-Синанян.

Но в Армении, насколько я знаю, у вас еще не было выставки, несмотря на наличие посольств в обоих странах. Конечно, организовать выставку скульптур – дело не из легких, но все же считаю, что давно пора…

 Надеюсь эта выставка всё же когда-нибудь состоится. Удивительно то, что она планировалась уже не раз и уже были определены места для экспозиции и решен ряд организационных вопросов. Может виноват мой максимализм, поскольку я считал, что недостаточно просто сделать выставку, а нужно привести крупные работы и желательно больше, то есть хотел выставиться масштабным проектом, а такая выставка требует больших вложений и усилий. Возможно стоит пересмотреть это и начать с малого. Возможно.


Справка: 

ЕРЕВАН / АЛМАТЫ – Эдуард Казарян – казахстанский скульптор, работающий в жанрах от камерной до монументальной скульптуры. Родился в 1964 г. в Алматы, в 1991 г. окончил Алма-Атинский Государственный театрально-художественный институт. С 1992 г. провел более шестидесяти персональных выставок в Казахстане и за рубежом, участвовал в коллективных проектах, арт-фестивалях, международных арт-резиденциях, выступал членом жюри казахстанских и международных художественных конкурсов, куратором Eurasia Sculpture Biennale, Almaty Kinetic Art Festival, представлял Казахстан в международном проекте Reviving Humanity Memorial. Эдуард Казарян – Лауреат первой независимой премии «Тарлан» за 2000 г. в номинации «Новое имя – Надежда» в области изобразительного искусства.

В 2012 г. — Лауреат национальной премии «Человек года» в номинации «Народная любовь и творческие достижения». В 2018 г. основанное скульптором художественное пространство Kazarian Art Center было удостоен специальной награды Оргкомитета ежегодной евразийской премии «Выбор года» в номинации «За творческие достижения, значительный вклад в развитие культурной среды, продвижение изобразительного искусства». В 2019 г. Казарян был награжден медалью Министерства Культуры Казахстана за вклад в развитие культуры страны. Его произведения находятся в коллекциях музеев Казахстана, Франции; Испании, выставлялись в США, Израиле, Польше, Нидерландах, России, Бельгии, Великобритании. Его основные материалы – бронза, керамика, сталь. Одна из основных идей его творчества – это размышления на тему мира, человека, семьи, а также бесконечной связи всего живого в природе. Эдуард Kазарян является автором целого ряда монументальных произведений и паблик-арт проектов в городской и природной среде. Он также известен своими гобеленами, графическими листами, и авторскими ювелирными украшениями. Сферой, позволяющей постоянно экспериментировать, Казарян считает выставочную деятельность. Она дает возможность всегда по-новому подавать произведения, в том числе через концептуальные проекты — хэппенинги.

Читайте также: