АНАСТАСИЯ ЧЕРНОВА: САМОЛЕТ ПРОЛЕТЕЛ

О РАССКАЗАХ АНАСТАСИИ ЧЕРНОВОЙ

Знаю Анастасию Чернову по ее рассказам, которые всегда вызывали живой интерес при их обсуждении на нашем творческом семинаре в Литературном институте им. А.М.Горького (где она училась с 2005 по 2010 год), а так же знаю ее по публикациям в журналах, в частности, в «Нашем современнике», где она была удостоена премии имени Леонида Леонова.

Здесь, в этом сборнике, собранные воедино, рассказы ее создают мозаичную по мотивам, но вместе с тем цельную картину сегодняшних жизненных примет. Цельную – по постоянству авторского нравственного отношения к тому, о чем она пишет. Можно отметить два стилистических направления в литературной работе Анастасии Черновой – простота и усложненность. В простоте рассказа «Ветер с пыльных дорог» есть что-то даже загадочное, выводящее воображение читателя за рамки неприхотливого вроде бы текста (какое осталось впечатление у гостей и хозяев городской квартиры после отъезда первых, м.б., что-то грустное в отъединенности друг от друга, увы – черта русская!). Другой такой же отмеченный простотой, прямотой чувства рассказ «Самолет пролетел» – чистый по мироощущению, поэтичный по языку, искренний в любви к родной земле и ее людям (звучащий как некое ретро в воздухе нынешнего жестокого времени). И как прекрасно здесь детское восприятие Волги: «Разлилась Волга – в горизонт уперлась!»

Автор не чужд «экспериментирования», которое, однако, вовсе не самоцель, а служит средством психологизации, порою резкой, гротескной. Таков рассказ «Когда затухают фонари». В восприятии одинокой старухи потолок то опускается, то поднимается выше. Шумящая вода. Фантастический кот Мурзик. Не горящие фонари. Повторы эти создают ощущение надвигающейся тревоги, предчувствие «последних времен». Смещающийся потолок, смещающееся пространство, смещающийся мир. И «конец мира», которого ждет Мария Васильевна, о наступлении которого объявляет с фанатическим горением в глазах своей молодой соседке Наташе. И все это может быть понято не как «бред», «старческое слабоумие», по словам Наташи. Не только одиночество, трагедия старости. Но и реакция на то, что витает в наэлектризованном социальном мире. «Интересно, что в новостях скажут?» – подумала Мария Васильевна. – Довели государство. Доигрались. А жить-то как?»

Свой рассказ «Пустые окна» Анастасия Чернова назвала при обсуждении его на семинаре «экспериментом в нескольких линиях». Эти «линии» кажутся несколько рационализированными, а приобретением автора скорее то, что можно назвать ощущением пусть маленького – чуда.

Разве не трогательны поиски старушкой Галиной Петровной своей кошки Марты? Вообще, разве не чудо привязанность человека к животным, и гораздо более – верность последних, преданность, прежде всего, собак к человеку? Один из Отцов Церкви, Василий Великий, говорил, что животные могут служить нравственным примером для человека. Или вот жизнь природы, движения в ней, когда за «пустым окном» «ветер взметал горсти снега, и тополь гнулся к земле. Начиналась метель». Или звучащие на протяжении всего рассказа гаммы, которые, впрочем, как лейтмотив, так и балансировали бы на грани красивости, если бы вдруг не это резкое: «В дверь стучат!» Сразу же врывается что-то из реального мира, освежая и саму музыку.

Вот это ощущение живого в душе человека, как некоего чуда в наше время, и составляет ценную черту в творчестве Анастасии Черновой.

Михаил Лобанов.

Руководитель творческого семинара,

профессор Литературного института

им. А.М.Горького.

Читайте также: