КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВ: ВОСПРИЕМНИК
М: «Первая Образцовая Типография», 2013
Книга о героях нашего времени
Только что, в 2014 году, московское издательство «Академика» выпустило в свет роман Константина Александровича Алексеева «Восприемник», действие которого разворачивается с 1998 и оканчивается Пасхой 2013 года. Этот, привязанный к главному для человеческого рода празднику, финал закономерен. Ведь роман являет нам картину воскресения, духовного возрождения нашего современника, прошедшего трудную школу борьбы как со своими страстями, так и с внешним злом. Эта борьба наполнена тяжелыми поражениями и трудными восстаниями из бездны греха, и знакома всякому христианину, хотя бы пытающемуся встать на путь духовного делания.
Автор книги (1971 года рождения), который служит в настоящее время в МВД в чине подполковника, ветеран боевых действий, знает не понаслышке о том, что описывает.
К.А.АлексеевОн взялся за трудный и необычный для русской литературы сюжет – дать картину воскресения человеческой души. Потому что классика XIX века давала скорее намеки на него (как в «Преступлении и наказании» Достоевского) или вела вовсе по ложному пути (как в «Воскресении» Толстого). Гоголь, а затем Чехов, могли представить зло во всей его отвратительной обыденной пошлости. Но описать воскресение души, происходящее не через перемену места жительства, а благодаря только внутренним, незаметным для внешнего взгляда, процессам в душе человека, в лоне Православной Церкви, нам кажется, не удавалось русским классикам. Но не потому что им было это «не по зубам», а просто время тогда еще не пришло.
Быть может, придирчивые литературоведы найдут какие-то недостатки в романе К.А.Алексеева – такова их работа. Мы же считаем более важным указать на неоспоримое его достоинство – опытное знание внутреннего состояния человека, отважившегося (ожидая Божией помощи) на духовный труд. Для мирянина это не столько молитва, сколько противостояние злу в жизни семейной, профессиональной, общественной, политической.
Автор романа сумел показать, что общественно-политические процессы современности имеют духовную подоплеку. Что существуют откровенные служители зла, устраивающие свои мрачные ритуалы для посвящения людей в «глубины сатанинские». И если такой человек делает, по-видимому, добро, оно всегда оборачивается бедствиями в частной и общественной жизни.
Автор показал на конкретных примерах, что внешняя борьба со злом, когда игнорируется духовная ее составляющая, обречена на неуспех. Напротив, когда человек начинает уповать не на свои силы и способности, а единственно на Бога, доказывая это упование соответствующими действиями, все получается наилучшим образом.
Казалось бы: какая связь существует между исповедью (как Таинством) отдельного, не особенно значительного по своему положению в обществе, человека и политическими событиями современности? Какая связь между исповедью и пожаром с человеческими жертвами? Какая связь между минутным малодушием героя и расстрелом майором милиции покупателей супермаркета? Однако К.А.Алексеев наглядно показал, что эта связь существует.
К.А.АлексеевОсновные действующие лица романа – офицеры, рядовые работники милиции-полиции, военнослужащие внутренних войск, политики и журналисты, творческая московская интеллигенция, православное духовенство. За некоторыми вымышленными персонажами без труда угадываются всем известные персоналии, масс-медиа и т.д.
Роман называется «Восприемник». За этим словом скрывается офицер спецназа МВД, самоотверженно отстаивающий интересы Российского государства как на южных его рубежах, так и в самом сердце – в Москве. Этот человек, живущий во плоти, является ангелом-хранителем своего крестника, через восприятие которого ведется повествование. Если бы не его чуткость, последний не раз мог бы погибнуть – не только временной, но и вечной смертью. В Св. Писании сказано: «без всякого прекословия меньший благословляется большим». Отсюда – и название. Меньше присутствующий в повествовании одухотворяет его. Ему, восприемнику, – и честь.
Затронуты в романе и проблемы приходской жизни. Притом, безпощадно обличается предательство Православия со стороны некоторых, к счастью, немногочисленных, либеральных священнослужителей. Безпощадно же обличается и ставшее профессиональным фарисейство некоторых активных прихожан, которые научились молиться напоказ и при этом быть организаторами омерзительнейших преступлений.
Таким образом, роман «Восприемник» многопланов и насыщен смыслами. Он – о современных подвижниках не в монашеских кельях, но в миру, выходящих из самой гущи русского народа. Это роман о подлинных героях нашего времени, которые существуют среди нас.
Иерей Сергий Карамышев, публицист