ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОТКРЫТИЯ ТЕАТРА АЛЕКСАНДРА ВАМПИЛОВА

Матросова А. А.
г. Москва
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Научный руководитель: к.ф.н., старший преподаватель кафедры Чернова А.Е.


Аннотация: В статье уделяется внимание тематике творчества А. Вампилова, новаторским тенденциям его драматургии, особым художественным средствам. Также рассматривается жанровый синкретизм пьес.
Ключевые слова: Александр Вампилов, драматургия, пьеса, парадокс, характер персонажей, жанровый синкретизм.

Творческая жизнь Александра Валентиновича Вампилова укладывается примерно в двенадцать лет, девять из которых отдано созданию драматургических произведений. В 1962 году ему впервые удалость стать участником творческого семинара в Малеевке, на котором он представил две первые вышедшие из-под его пера одноактные пьесы: «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща». Это было время «оттепели» – период активного расцвета русской литературы, отечественного театра и культуры. И, соответственно, время новых авторов русской драматургии.

Александр Вампилов достаточно быстро смог определиться с тематическим содержанием своего творчества. Им являлись: дом, семья, простой быт, проблема выбора, прозрения. Одной из особенностей стиля писателя стала простота сюжета: автор искусно вплетал в обычную, даже повседневную, историю, ценную мысль и трепетное переживание, которые оставляли послевкусие настоящей жизни и подлинных чувств. Более точно эту вампиловскую составляющую описывает А.Г. Румянцев: «В творчестве любого писателя впечатления бытия художественно преображены. Судьбы и характеры окружающих его людей, жизненные ситуации, которые он наблюдал или о которых узнал от других, – все это причудливо переплетается с вымыслом и становится материалом для новой реальности, создаваемой воображением художника» [4].

Вампилов стал первым советским драматургом второй половины XX века, который описывал самую настоящую жизнь общества, используя для этого метод, согласно которому изображается отдельно взятый человек со всеми его заботами, мечтами и печалями. Насущность проблем, раскрываемых Александром Валентиновичем, сближает читателя и героев пьес. Такая философия повседневности открывает зрителям глаза на подлинную сущность обыденных явлений, помогает взглянуть на себя со стороны.

А что делает Вампилов, чтобы показать этот «взгляд со стороны»? Что нового открыл он для своего времени? Человек в его пьесах – это закрытый с психологической точки зрения, качественно выверенный, яркий образ; однако зрителю он представляется близким и открытым. Автор не ставит цель описать всю глубину характера персонажа. Для изображения героя будет достаточно интонации (авторской), хорошо подобранных особенностей внешности, идеально очерченного словесного образа, показывающего диффузию внешнего и внутреннего состояния человека. Например, для того, чтобы показать читателю героя, являющегося писателем, Вампилову достаточно обозначить, что это «молодой человек в черном костюме с бледным лицом. Испачканные в чернилах руки он заложил за спину и шевелит там большим пальцем». [1, с. 449] Для того, чтобы дать почувствовать силу спокойствия и уюта, ему достаточно сказать, что «жена сидела на диване и вышивала болгарским крестом» [1, с. 407 ].

Также запоминающейся чертой театра Александра Вампилова является жанровый синкретизм, а именно соединение некоторых частей комедии, трагедии, мелодрамы, водевиля, гротеска и сатиры. Композиционному строю пьес характерна кольцевая структура; завершенность каждой сцены; прием антитезы. Особой смысловой нагрузкой наделена система символов, которые представлены в виде кольцевых символов-лейтмотивов. Одной из главных особенностей средств отражения позиции автора являются ремарки, насыщенные психологическими наблюдениями. Язык пьес Вампилова максимально близок к разговорному, в репликах героев применяются просторечные слова и выражения. Это позволяет передать определенно-исторические реалии эпохи.

Отражение провинциального быта в пьесах Александра Валентиновича можно назвать двухарактерным, потому что «провинция» для писателя имеет эмоционально-нравственный характер, а не территориальный, а быт является чем-то независящим от человека, чем-то сложившимся самостоятельно, и одновременно представляется как жизненный уклад, строящийся самим человеком на фундаменте традиций и с воздействующими на них культурными факторами того времени. С одной стороны, провинциальность быта у художника находится в центре иронии и иногда сатиры, что обусловлено нравственной и эстетической низостью различных вампиловских персонажей – обитателей предместий, окраин, жителей больших промышленных городов и маленьких таежных поселков. С другой стороны, провинциальный быт в произведениях Вампилова является ощутимой составляющей своеобразной лирической стихии, явно наделенной покоем, поэзией природы, песен, словом, тем, от чего пробуждается человеческая душа и совесть.

Подобная атмосфера, лишенная суетности, позволяет героям обдумать собственные действия, пересмотреть основу своего бытия, отыскать правильные нравственные ориентиры, снова обрести себя. Писатель Валентин Распутин, размышляя о творчестве Александра Вампилова, отозвался так: «Зритель, приходя в театр на Вампилова, невольно подпадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь — его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, — в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта. И когда говорят о “театре Вампилова”, следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес, которую театральная условность словно бы даже еще и увеличивает, а не снижает» [2]. Постановки по пьесам Александра Вампилова раскрывают зрителям их собственный мир с помощью понятных и удачно подобранных ситуаций и деталей. Его произведения приближены к простому человеку и одновременно каждое содержит художественные открытия.

Список литературы

1. Вампилов А.В. Избранное. – М.: Искусство, 1984. – 585 с.
2. Гушанская Е.А. Александр Вампилов. Очерк творчества. [Электронный ресурс ] // Советский писатель, Ленинградское отделение, 1990. – URL: http://www.russofile.ru/articles/article_23.php (дата обращения 12.04.21).
3. Моторин С.Н. Жанровая специфика пьес А.Вампилова [Электронный ресурс ] // Идейно-художественный комплекс «театра Вампилова» – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-pies-a-vampilova/viewer (дата обращения 10.04.21).
4. Румянцев А.Г. Вампилов. [Электронный ресурс ] // М.: Молодая гвардия, 2015. – URL: https://www.rulit.me/books/vampilov-read-455129-1.html#section_1 (дата обращения 13.04.21).

Читайте также: