ТВОРЧЕСКИЕ ИСТОРИИ ХУДОЖНИКОВ ЮРАСОВЫХ

Вновь осиротела земля. Не стало светлого человека и замечательного художника Юрия Юрьевича Юрасова. Над многими своими проектами он работал вместе с женой, Ириной Витальевной.
Последняя книга, которую иллюстрировали Юрасовы-«Великие княжны Романовы-истинные русские царевны» (издательство »Символик», автор-Анастасия Чернова) вышла совсем недавно. Это издание посвящено памяти художника.

СОТЫ пообщались с Ириной Витальевной, узнали подробности творческого пути Юрия Юрьевича, а также некоторых семейных открытиях.

Ирина Витальевна, расскажите про творческий путь Юрия Юрьевича?

Он закончил Ворошиловградское художественное училище, затем поступил во ВГИК на отделение мультипликационного фильма в мастерскую В.В.Курчевского, известного режиссера, сценариста, талантливого педагога .После окончания ВГИКа( 1989г.) Юрию Юрьевичу дали приглашение в Белоруссию, на анимационную студию «АБЦ». Там он проработал около пяти лет, затем, когда Союз развалился, мы перебрались в Россию и осели в Саратове. В Саратове Юрий Юрьевич стал театральным художником-постановщиком. Работал в театре оперы и балета ,в театре драмы, но главной и любимой стала работа в театре кукол «Теремок».

Затем образовалась удаленная работа в Москве. На студии телеканала «Радость моя» он делал рисунки к притчам, рассказам. И параллельно создавал иллюстрации к книгам и календарям для издательства сестричества во имя святителя Игнатия на Лазаревском кладбище. Предложение поработать над книгой об Александре Невском застало его уже в реанимации.

Поделитесь, пожалуйста, как он работал над книгой о царских дочерях?

С удовольствием взялся за эту работу. Темой он начал интересоваться очень давно, еще работая в Минске, когда об императорской семье почти не было сведений, кроме советских измышлений. Как-то раз привез книгу Жильяра (учителя французского языка, наставника Цесаревича Алексея –ред.) о семье Царя Николая Второго. И настолько был потрясен тем несоответствием, что говорили о семье святого Царя с тем, о чем написал Жильяр, который непосредственно жил и общался с ними. Какой чистоты и святости были эти люди. Это настолько поразило Юрия Юрьевича, что он задумал сделать серию живописных или графических работ о царской семье. Душой воспринимал и Царя, и все те трагические события, которые произошли в истории нашей страны .Вообще историю он понимал, как след промысла Божьего в жизни людей, интересовался связью времен ,историей и ее прорастанием в наши дни.

Какую технику использовал Юрий Юрьевич в своих работах?

Техника смешанная, многослойная, чем-то близкая к технике старых мастеров, но в графическом варианте. Найденная в карандаше композиция постепенно « проявляется» цветными карандашами уточняется, углубляется по тону и цвету. Затем по местам света и объема делается «подкладка», составленная из клея и гуаши. Затем, как у старых мастеров идут лессировки (тончайшие прописки). Это акварель или тушь, а часто и то и другое послойно. Эта техника позволяет управлять объемом, дает воздушность.

Над иллюстрациями вы работали вместе. Как это происходило?

Мы, действительно, выполняли работы вместе. И вместе учились. И вместе в театре работали, и книги вместе делали. Юра был главным. Он решал композиционные моменты, бывало, что и вместе обсуждали… Иногда бывали несогласия, но обычно подсказывали друг другу ,как лучше сделать. Это обогащало работу, т.к. каждого есть свои сильные стороны. Ведь у мужчин и женщин разное видение.

А в чем выражается разное творческое видение?

Мужской подход-решение целого, а женский глаз внимательнее к деталям. Вот, например, нарисовать битву Александра Невского с Тевтонским войском, передать динамику боя, красоту движения, передать необходимую жесткость для этой темы женщине сложно. Нам ближе нарисовать что то милое, доброе, теплое. А женский интерес к деталям помогает украсить работу.Еще вы работали вместе над куклами.

А здесь как строился процесс?

Создание куклы для спектакля-довольно сложный процесс, в котором участвует много творческих людей. Режиссер с художником обсуждают стиль спектакля и какие куклы, какой системы нужны именно в этой постановке. (Тростевые, перчаточные, марионетки, штоковые). Сначала художник делает эскизы декораций и кукол. Потом лепит из пластилина головы персонажей, режет из дерева ручки, ножки. В спектакле» Человек из Ламанчи» куклы были полностью вырезанные из дерева, этого требовала стилистика спектакля. Трудно поверить , что они были вытесаны Юрой обычным топором. Конечно, позже у него появился профессиональный инструмент для резьбы по дереву.
Потом подключаются бутафоры, механик по куклам, швеи. И кукла вновь возвращается к художнику. Юре нравился этот этап работы, ведь после росписи кукла «оживает» . Однажды один гость театра увидел куклу, героиню из спектакля  «Морозко» и сказал: «Эта кукла-просто образ святой». Несколько наших кукол находятся в музее театра Образцова.

 
Я, как правило, занималась костюмами кукол и актеров. (Во ВГИКе училась на отделении костюма). Было очень много эксклюзивной, ручной работы. Когда напряженно ищешь решение творческой задачи, то его можно найти где угодно. Например, технику изготовления бумажных лепестков нашли в бабушкиной кулинарной книге (в разделе «как украсить банкетный стол»). В нашем случае была проклеенная ткань, но именно эта технология помогла создать необычное платье для маленькой феи.

Кто из художников был близок Юрию Юрьевичу?

Он любил очень разных художников разных времен. Самым важным для него была искренность художника в своем творчестве. От Рембрандта до Виктора Попкова. Очень любил хороших примитивистов. Нравился такой самобытный художник, как Ефим Честняков. Сам Юрий Юрьевич любил писать пейзажи, особенно с водой ,был прекрасным портретистом.

 

Что самое важное для художника, для творчества?

Художник-проводник Божественной красоты. Интересно только то, что ему откроется, что он пропустит через свое сердце, и покажет это другим. И то, что искренне. Без этого ничего нового не рождается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анастасия Чернова

Анастасия родилась в Москве

Читайте также: