СТРАТЕГИЯ ВОСПРИЯТИЯ СУПРЕМАТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ

Нина ИЩЕНКО

СУПРЕМАТИЧЕСКИЕ ПАЛИНДРОМЫ МАЛЕВИЧА

Авангардная живопись впервые в истории искусств создала новый тип картины совершенно особой палиндромической структуры, где краски на полотне изображают не какие-то предметы реальности, а сам принцип существования реальности. Решающую роль в создании авангардной живописи сыграл Казимир Малевич, его практические и особенно теоретические работы в жанре супрематизма.

Краски на полотне изображают не какие-то предметы реальности, а сам принцип существования реальности.

Вопрос о том, что же изображено на картине, можно рассматривать с точки зрения автора и с точки зрения зрителя. Если мы проводим анализ с позиции автора, нам требуется разобраться с замыслом художника, понять, какой смысл он хотел выразить своей картиной. В случае рассмотрения картины с позиции зрителя самым важным является интерпретация зрителя, те эстетические смыслы, которые увидел в картине зритель.

Малевич. Супрематическая живопись летящий аэроплан

Первый подход реализуется в классическом искусстве, в картинах, которые имеют смысл и изображают реальные предметы или реальные отношения между воображаемыми предметами. Даже если ни один зритель не понимает картины академической живописи, в ней заложен определенный смысл, который в принципе можно расшифровать. При анализе авангардного искусства подход с точки зрения автора нужно применять с учетом зрительского восприятия.

Зритель воспринимает картину, имея некоторый опыт общения с искусством, усвоив существующие в обществе в его время нормы эстетического восприятия. С этими нормами зритель и соотносит ту картину, которую предлагает ему авангардный художник. Однако с точки зрения бытующих в обществе норм прекрасного, задающих границы восприятия художественного произведения, картина авангардиста не изображает ничего. Одна из стратегий восприятия супрематической живописи зрителем – попытка интерпретации того факта, что он пытается получить эстетические эмоции от объекта, который не является произведением живописи и ничего не изображает.

Вторая стратегия восприятия супрематической картины – попытка сосредоточиться на тех ощущениях, которые она вызывает, следить за потоком ассоциаций, как можно шире открыть дверь разнообразным интерпретациям, заглянуть таким образов в собственное подсознание или попытаться вписать картину в какой бы то ни было культурный контекст, без оглядки на то, что задумывал или хотел сказать автор.

Зритель сам становится соавтором произведения

Выбирая этот путь, зритель сам становится соавтором произведения. Именно эту цель и ставил себе Малевич – вовлечь зрителя в творчество, в пространство интерпретаций, заставить создавать свои варианты прочтения картины. Как говорит современный исследователь Никита Сироткин, особенность авангардного произведения в том, что оно дает возможность создать бесконечное количество интерпретаций. Это верно как для литературы, которую исследовал Сироткин, так и для авангардной живописи, которую создал Казимир Малевич.

Теперь можно использовать подход к толкованию авангардного произведения с точки зрения авторов. Теоретические работы авангардистов, как поэтов, так и художников, и в первую очередь Казимира Малевича, позволяют сказать, что замысел создания авангардного произведения и состоит в том, чтобы помочь зрителю освободиться от имеющихся у него норм интерпретации, эстетических категорий, культурных ценностей. Увидев относительность этих норм, зритель должен понять, что он и сам может творить ценности, создавать эстетические эмоции совместно с художником, используя для этого тот материал, который в рамках других живописных концепций не имеет никакой эстетической ценности.

В результате получается, что картина оказывается посредником между двумя мирами. Один из этих миров – окружающая реальность, которая постоянно меняется, никогда не остается постоянной, выламывается за любые рамки и непрерывно обновляется. Второй мир – это внутренний мир зрителя, в котором сам зритель становится источником бесконечных интерпретаций одного и того же произведения, ни одна из которых не постоянна и не обязательна. Супрематическая картина выступает как медиатор между двумя принципиально одинаковыми реальностями, каждая из которых определяется принципом вечного изменения.

Перед нами так называемая палиндромическая модель авангардного искусства, в которой изменение мира отображается в картине художником, и такое же изменение оказывается результатом восприятия картины зрителем. На двух концах цепи оказываются одинаково устроенные реальности. Этот аспект авангардного искусства приводит к тому, что два мира отождествляются.

Отсюда тезис авангардистов о том, что искусство отжило свой век и теперь художник должен преобразовывать саму жизнь. Сама жизнь становится материалом изображения и его результатом. В этом причина того, что авангардисты не только в России, но и в других странах принимали участие в революционных проектах и стремились преобразовать жизнь, работая в сфере архитектуры и дизайна.

Уравнивание искусства и действительности приводит к тому, что эстетическим объектом может стать что угодно, включая жест и поступок художника, которому для силы воздействия на зрителя теперь не нужно рисовать, нужно потрясти и запустить движение ассоциаций в поле интерпретаций. Автор показывает зрителю самого себя как воплощенную эстетическую ценность. Малевич назвал автора в этом случае движущейся церковью.

Авангардная живопись стала прародительницей искусства постмодерна, заложив принципы создания гипертекстов в звуках, словах и красках

Итак, в теории и практике супрематизма Казимир Малевич сумел воплотить новый тип картины, имеющей палиндромическую структуру. Супрематическая картина соединяет две сферы, структурированные общим принципом постоянного изменения: реальный мир и внутренний мир зрителя. Авангардная живопись стала прародительницей искусства постмодерна, заложив принципы создания гипертекстов в звуках, словах и красках. Положения, разработанные Малевичем, лежат в основе современных течений искусства, а также пограничных направлений, синтезирующих разные сферы: живопись, музыку, компьютерные игры, телевидение, кино.

 

Читайте также: