ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА: УРОК ИСКУССТВА
УРОК ИСКУССТВА
Автор проекта Яковлева Е.А.
Ты помнишь, Алеша?
Интегрированный урок-концерт, посвящённый памяти русского солдата-освободителя
Цель урока: Показать значимость памятника Алеше в Болгарии для памяти потомков путем вовлечения учащихся в концертную деятельность. Задачи урока:
Образовательные задачи:
в течение урока учащиеся должны узнать:
1. Историю создания памятника
2. Историю защиты памятника в 90 годы ХХ столетия
3. О символичности памятника для русского и болгарского народов
4. Запомнить виды памятника с разных точек обозрения
Развивающие задачи:
1. Развивать художественно-творческое и ассоциативное мышление
2. Развивать зрительную память
3. Развивать навыки вокально-хорового мастерства
4. Развивать дикцию
5. Развивать навыки исполнительства на музыкальных инструментах
6. Формировать умение держаться на публике.
7. Формировать эмоциональную отзывчивость к событиям ВОВ
8. формировать навыки коллективного творчества
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать патриотические чувства
2. Воспитывать чуткость
3. Воспитывать уважительное отношение к Памяти о ВОВ.
Оснащение урока:
1. Мульти-медиа аппаратура
2. Наличие муз. инструментов: фортепиано, гитара.
Ход урока:
1 учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Наш сегодняшний урок посвящен одному из величайших памятников
Второй Мировой войны. Памятнику, символизирующему мощь и героизм непобедимого русского солдата-освободителя.
Артем: Умирая, не умрет герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!
Звучит песня Э. Колмановского (1 куплет) под презентацию.
Белеет ли в поле пороша,
Пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша
Иль гулкие ливни шумят,
Стоит над горою Алеша,
Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша,
В Болгарии русский солдат.
Чтец 1
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.
Чтец2
…А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!
1учитель (на фоне музыки). Перед вами памятник русскому Воину-освободителю, находящемуся в болгарском городе Пловдив. Его
прозвали «Алешей» – несмотря на то, что памятник был поставлен в честь неизвестного солдата.
2 учитель Инициатива создания этого монумента целиком исходила от болгарского народа. «Алёша» истинно народный памятник. Еще
в 1948 году у жителей болгарского города Пловдив родилась идея соорудить на холме Буранджик (он же «Холм Освободителей»)
мемориал в честь советских воинов и 9 мая была сделана символическая кладка основания памятника.
В 1949 году был объявлен общеболгарский конкурс проектов будущего памятника, в котором приняли участие десять творческих
коллективов, состоявших из именитых болгарских скульпторов, художников и архитекторов. Так как уровень заявленных работ был
высок, комиссия не смогла сразу принять решение о том, что же будет стоять над Пловдивом. После долгих споров выбрали два
варианта: «Красный богатырь» и «Победа». Авторам обоих был дан год на доработку, и в 1950 году комиссия остановила свой выбор
на «Красном богатыре», которого создал коллектив под руководством Васила Радославова.
1 учитель Первым делом на месте будущего памятника был возведен макет в натуральную величину, который тут же выявил
определенные недостатки – по задумке авторов монумент должен был состоять из трех элементов, но выяснилось, что на фоне неба
они сливаются и композиция теряет свою красоту.
2 учитель В итоге было решено оставить только воина. Этот вариант и был утвержден в июне 1950 года.
Васил Родославов со своими соратниками-скульпторами Любомиром Далчевым, Тодором Босилковым и Александром Ковачевым приступили
к работе над железобетонным памятником, который в итоге был водружен на 6-ти метровый постамент. Памятник представляет собой
11-ти метровую железобетонную скульптуру советского солдата, смотрящего на восток. Памятник облицован Среднегорским сиенитом
и гранитом с горы Витоша,(иллюстрация на экране) а так же украшенный барельефами «Советская армия бьет врага» (автор Георгий
Коцев) (иллюстрация на экране) и «Народ встречает советских воинов» (автор Александр Занков) ,(иллюстрация на экране). К
монументу, стоящему посреди большой смотровой площадки ведет широкая лестница (авторы архитектурно-планировочного решения —
Борис Марков, Николай Марангозов, Петр Цветков) ,(иллюстрация на экране).
1 учитель 7 ноября 1957 года памятник был торжественно открыт и сразу стал символом города Пловдив.
Вот как написал об этом Роберт Рождественский:
Р. Рождественский
Отсюда видно далеко-далеко.
Горизонт —
почти невесом.
Как Ангел-хранитель солдат Алеша
Над Пловдивом
вознесен…
Ты выглядишь этакой глыбой сонной,
Которой не нужны слова.
Ты хмурый в камне.
А был ты веселым!
И от речей
уставал…
2 учитель Почему Алеша?
1 учитель Вот как писал пловдивчанин Николай Бузин в журнале «Огонек» спустя 10 лет после водружения памятника:
«Совершенно неожиданно для авторов памятника и для пловдивчан в общественном пространстве зазвучало имя «Алеша»! Именно
такое, звонкое и в то же время нежное имя получил неизвестный русский парень в каменной гимнастерке, накинув плащ на могучие
плечи и устремив добрый взгляд в синюю даль. Кто и когда стал его “крестным” — так и не удалось установить за все эти
десятилетия…».
2 учитель Спустя много лет мы узнали о живом прототипе памятника.
Таковым называют рядового сборной роты 3-го Украинского фронта Алексея Ивановича Скурлатова, который в 1944 году
восстанавливал телефонную линию Пловдив — София. В Пловдиве Алексей Иванович подружился с рабочим телефонной станции Методи
Витановым. Есть версия, что именно Методи Витанов передал фотографию Алексея скульптору Василу Родославову и тот создавал
памятник, основываясь на этом изображении.
1 учитель Методи Витанов написал на постаменте: «Альоша». Написано было мелом, а из души не стерлось — с тех пор каменного
воина никто иначе не зовет…
Инстр. «Алеша» как фон.
2 учитель Кстати, Алексей Скурлатов долгие годы об этом не знал. И даже слушая по радио ставшую столь популярной и в
Болгарии, и в России песню «Стоит над горою Алеша…», он и не догадывался, насколько этот памятник связан с ним.
1 учитель Но эта версия не подтверждена и существует на правах легенды.
2 учитель Алеша — это собирательный образ простого русского солдата, принесшего победу болгарскому народу… Простого русского
солдата:
Муз. А. Александров «Вставай страна огромная»
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук, ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
Музыка В. Баснера, слова: М. Матусовского
На безымянной высоте.
1 учитель Искренне любя Родину, русские солдаты защищали мир.
«Алеша» напоминает нам о ратных подвигах российских воинов-освободителей. Он является символом исторического братства двух
народов – русского и болгарского, скрепленного кровью, общностью судеб, взаимным уважением и любовью.
2 учитель Умирая, наши солдаты искренне верили, что несут свободу и независимость, верили, что спасают жизнь и будущее
народу…
1 учитель И не только русскому народу, но и другим, родственным народам. Ибо все мы люди. И интерес у нас один – сохранение
мира во всем мире.
ВЕНОК ДУНАЯ
Музыка О. Фельцмана
Слова Е. Долматовского
Вышла мадьярка на берег Дуная,
Бросила в воду цветок,
Утренней Венгрии дар принимая,
Дальше понесся поток.
Этот поток увидали словаки
Со своего бережка.
Стали бросать они красные маки,
Их принимала река.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет он красив и ярок.
Встретились в волнах болгарская роза
И югославский жасмин.
С левого берега лилию в росах
Бросил вослед им румын.
От Украины, Молдовы, России
Дети Советской страны
Бросили тоже цветы полевые
В гребень дунайской волны.
Дунай, Дунай,
А ну, узнай,
Где чей подарок!
К цветку цветок
Сплетай венок,
Пусть будет он красив и ярок.
1й учитель. Так пели в Советском Союзе. В начале девяностых годов Союза не стало… Мы стали свидетелями невообразимого:
«Все кончено!» —
Жестокая фраза.
Мы беспечно бьем
Времени вазу….
Даты вех –
Хрупкой памяти эхо –
Счесть за грех
И распять на потеху. (И. Нехамес)
1 учитель В период охлаждения российско-болгарских отношений в начале 90-х годов местные националисты развернули антирусскую
кампанию и потребовали снести каменного Алешу. Вандалы обливали монумент черной краской, а мэр Пловдива Спас Гырневски
объявил его своим личным врагом и поклялся разобрать этот «символ коммунизма». Когда же стало ясно, что снести памятник будет
не так-то просто, Гырневски и его сподвижники решили переделать его в гигантскую бутылку кока-колы.
Инстр. Вставай, страна огромная как фон.
2 учитель И вот тут болгарский народ показал, на чьей стороне правда – были организованы мероприятия в защиту памятника, были
круглосуточные дежурства у «Алёши», на площади города одна за другой проходили демонстрации в его защиту. Русские ветераны,
проживающие в Болгарии, пригрозили публично сжечь себя, если памятник Алеше будет уничтожен.
Члены Отечественной партии труда решили организовать сбор пожертвований, чтобы выкупить землю, где расположен холм Бунарджик
с памятником. А местная пенсионерка Ани Минчева всерьез надумала «усыновить» знаменитого Алешу. Дабы решить этот юридический
казус, одинокая женщина даже наняла адвоката. Старушка хотела завещать Алеше свою квартиру в центре Пловдива. Бабушка Ани
полагала, что денег, вырученных от аренды, вполне хватит для поддержания памятника советским воинам-освободителям в
пристойном состоянии…
2 учитель Снести памятник Алеше националистам не удалось. Когда-то русский солдат спас Пловдив, теперь благодарные жители
Пловдива спасли его… Памятник удалось отстоять.
Инстр. «Алеша»
1 учитель Так, говоря словами поэта Константина Ваншенкина, и «стоит над горою Алеша – в Болгарии русский солдат». И будет
стоять, пока живы братские чувства болгар к народу России. Это дань Памяти, Памяти Победы русских героев…
Поэт Роберт Рождественский в Память о войне создал поэму «Реквием», где очень просил нас:
Чтец 1:
Помните!
Через века,
через года,-
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда,-
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
жизнью
просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте
достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся,-
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,-
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полет,-
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет,-
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звездам
ведя корабли,-
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
никогда,-
заклинаю,-
помните!
2 учитель Давайте помнить, помнить не то, что хотят многие былые и нынешние политики, а что хотели, простые русские парни,
погибая на чужбине.
Автор текста и музыки: Михаил Максимов — участник войны «Синий платочек».
Чтец 2:
К. Симонов
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1 учитель. Уже давно отгремел салют Победы, а солдат не вернулся. Пропал без вести или погиб. Проходит год за годом: Уже не
ждет невеста, уже братья и сестры живут своей жизнью… И только горячий лед материнских слез снова и снова обжигает душу
вечной памятью… А слова Николая Некрасова тому подтверждение:
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве… (Н. Некрасов)
Чтец 1:
Баллада о матери
Слова А. Дементьева
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она все продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она…
Много лет, как кончилась война,
Много лет, как все пришли назад,
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село
Мальчиков безусых не пришло.
Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино и стар, и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать.
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг
И пронесся материнский крик.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Словно сын ее услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой,
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась — вдруг он упадет,
Но сквозь годы мчался сын вперед.
Алексей, кричали земляки,
Алексей, просили, добеги.
Кадр сменился, сын остался жить,
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить,
Просит мать о сыне повторить.
И в атаку снова он бежит
Жив, здоров, не ранен, не убит.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок.
Алексей, Алешенька, сынок
Словно сын ее услышать мог.
Дома все ей чудилось кино,
Все ждала вот-вот сейчас в окно
Посреди тревожной тишины
Постучится сын ее с войны
Чтец 2:
Баллада о без вести пропавшем
А. Дольский
Меня нашли в четверг на минном поле.
В глазах разбилось небо, как стекло.
И все, чему меня учили в школе,
В соседнюю воронку утекло.
Друзья мои по роте и по взводу
Ушли назад, оставив рубежи.
И похоронная команда на подводах
Меня забыла в среду положить.
И я лежал, и пушек не боялся,
Напуганный до смерти всей войной.
И подошел ко мне немецкий Гансик,
И наклонился тихо надо мной.
И обомлел недавний гитлерюгенд,
Узнав в моем лице свое лицо.
И, удивленный, плакал он, напуган
Моей или своей судьбы концом.
О смерти не имея и понятья,
О жизни рассуждая, как старик,
Он промотал молитвы иль проклятья,
Но я не понимал его язык.
И чтоб не видеть глаз моих незрячих
В земле немецкой, мой недавний враг,
Он закопал меня, немецкий мальчик,
От смерти думал откупиться так.
А через день, когда вернулись наши,
Убитый Ганс в обочине лежал.
Мой друг сказал: «Как он похож на Сашу!
Теперь уж не найти его, а жаль!»
И я лежу уже десятилетия
В земле чужой. Я к этому привык.
И слышу — надо мной играют дети,
Но я не понимаю их язык
Муз. Яна Френкеля Сл. Р. Гамзатова
«Журавли» (На экране кадры из фильма М. Калатозова «Летят журавли»)
Дети:
-Ты помнишь Алеша?
— Ты помнишь, Алеша?…
Ученик:
-А помните вы?
Дети:
-Да, помним и мы!
Музыка Эдуарда Колмановского Слова Константина Ваншенкина
АЛЕША
2 учитель Спасибо за внимание. Урок окончен.