СОЗИДАТЕЛЬНОЕ НАЧАЛО… (часть третья, первая, вторая — 18.07, 30.07. 2024)

Ольга Блюмина,

кандидат филологических наук

Рецензия на литературно-художественный альманах ЛитСоты

(главный редактор А.Е. Чернова,

ответственный секретарь А.В.Полубота, 

сост. А.Е. Чернова, А.В. Полубота)

№1, М., 2023, 352 с.

часть третья

Постоянная рубрика «Букет» представлена в альманахе именами Татьяны Дугиль, Александры Потёмкиной, Евгения Крымова, Анатолия Сорокина и других.

Доктор философских наук, философ и писатель Владимир Варава на одной из встреч с участниками клуба «ЛитСоты» говорил о взаимосвязи русской литературы и философии, рассматривая развитие философской мысли с XIX века, времени открытия человека, когда наступает крах европейской университетской философии, которая была потеснена философией отныне более литературной.

            Трудно не согласиться с Гансом Гадомером, немецким философом, на которого ссылается Владимир Варава, что западную академическую философию, пришедшую в упадок в первой трети XIX века вытесняют философы-писатели: Кьеркегор, Ницше, французские романисты Золя, Стендаль, Бальзак, но более всего – русские писатели Гоголь, Достоевский, Толстой. И с тем, что именно последние задали новый вектор в культуре, когда функцию философии начинает выполнять литература. C XIX века тенденцию эту продолжили Чехов, Бунин, Распутин… Безусловно и то, что Достоевский фактически предвосхитил Ницше и оба они оказали значительнейшее влияние на формирование текста нового типа – философию, выраженную языком художественной литературы. Действительно, роль русской литературы в её связи с философией отчётливо проявилась тогда, когда русские писатели заставили читающий мир биться над разрешениями философских проблем в их книгах. Русская философия практически смыкается с литературой. Литература же невозможна без философии, конечно, если речь идёт о подлинно талантливых авторах в обеих областях. Владимир Варава говорит: «При изучении Достоевского тайна человека только ещё больше углубляется. Вопросы не исчезают, а увеличиваются. Вот это и есть философия».

            Ещё одна встреча в клубе «ЛитСоты» была с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным. Тема разговора: «Образ русских полководцев в литературе».

Истоки ментальности народа невозможно определить какой-то определённой суммой факторов. Мы только можем найти и описать возможно большее их количество. Фундамент русской духовности, внутренней русской силы и русского своеобразия заложен в том числе теми особенностями русской истории, о которых говорит Дмитрий Володихин: Наша история – это история военного лагеря. Который должен был на разных границах отбивать врагов и постоянно трудиться.

            Труд хлебопашца, возделывающего непокорную землю и ратный труд – две основные ипостаси средневекового русича. И то и другое требовало постоянного напряжения воли и работы ума.

            Автор говорит о том, что Святая Русь начинает сиять в, казалось бы, невыносимо тяжёлые, гибельные времена татаро-монгольского ига, когда главным становится вопрос: либо Русь жива и ты жив в ней русским, либо Руси нет, но тогда и тебя тоже фактически нет. Одним из огней этого сияния становится монашество: Сергий Радонежский, Стефан Пермский и другие явились настоящими маяками для уставшего, разочарованного народа: Русский народ видит: есть люди, которые презрев всё материальное, идут в леса, чтобы жить ради Господа Бога.

            Итак, историк выделяет две составляющие Святой Руси:

  1. Это монашество, ставшее нравственным светочем для русского народа, которое, уйдя в глухие леса, в заболоченные земли, непроходимые дебри, основывая там пустыни и монастыри, способствовало развитию промыслов, появлению дорог

и т.д. в самых отдалённых местах территории Руси.

  1. Это князья. Далеко не всех князей, безусловно, можно назвать опорой святости Руси, и всё же те, которые беззаветно служили своему народу и претерпевали за своё христианство и самоотверженною службу разного рода мучения, являют собой славу Руси и её ментальную сердцевину: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Дмитрий Донской. Я бы ещё не забыла и Михаила Тверского.

И даже после решительных и окончательных побед требовалось постоянное, непрекращающееся напряжение – удержать завоёванную свободу, независимость. Раз ты завоевал, то, будь добр, стой на воротах с оружием и защищай смертным боем <…>, но таков был долг.

В разделе «Ключевые события» представлено несколько фрагментов деятельности участников клуба «ЛитСоты».

Любовью к Русскому Северу, к его природе, к культурному колориту была продиктована поездка в далёкие Апатиты в 2017 году. В этой поездке участвовали не только писатели: Алексей Полубота, Анастасия Чернова, Григорий Шувалов, но и режиссёр Ярослав Ломакин, влюблённый в свои родные края талантливый мурманчанин, широко известный северной документалистикой. Его лирико-философские фильмы о Кольском крае побеждали на множестве конкурсов. Каждый кадр этих фильмов одухотворён не только режиссёрским талантом, но и подлинной любовью к бескрайним северным просторам. Это та искренность, которую невозможно имитировать, подделаться под неё. На этой встрече мурманской киностудией «Скальная, 20» был представлен фильм Ярослава Ломакина «Полюбить Белое море». Это, я бы сказала, величавая в своей грусти история о поморском селе Оленица.

Алексей Полубота, секретарь Комиссии по сохранению творческого наследия Николая Тряпкина и главный вдохновитель её деятельности, с присущим ему талантом и тонким психологическим проникновением пишет о том, как работает эта Комиссия. Это небольшой очерк об установке знака памяти Николаю Тряпкину в деревеньке Первитино, где поэт был крещён. Многое сделано за годы работы Комиссии, но главное, на мой взгляд, это глубина понимания Алексеем, почему, для чего это всё, масштабный охват первопричин и перспектив. Большинство из которых лежит в области понимания духовного, а не поверхностно-событийного. В том числе и понимание себя, своей причастности к целому, именуемому Россией. Например, отвечая на возможный вопрос, для чего Комиссия поставила памятный знак Николаю Тряпкину в «тверской глуши, в существующей только на картах деревне Первитино Старицкого района», где в храме Иконы Казанской Божьей Матери в очень далёком 1918 году «новорождённый младенец из соседней деревни Саблино был крещён и получил имя в честь святителя Николая Мирликийского», Алексей пишет: «(скажу от себя, хотя уверен, что большинство моих разделяют эту мысль) всегда в деятельности по возвращению широкому читателю имени Николая Ивановича для меня на особом месте была попытка хоть чем-то помочь родным местам поэта в тверской глубинке. Это та самая сердцевина земли русской, на которую пришлось столько бед за последние сто с лишним лет… почему же так скудно, на столь унизительном пайке содержится земля, которой мы обязаны возникновением большой России?! Почему именно здесь больше всего разрушается памятников истории и культуры? Вопросы эти уже не первый год остаются без ответа. А нам остаётся лишь делать то, что мы можем. Например, напомнить о великих уроженцах этой земли». Чтобы не затемнять собственными интерпретациями мысль, которую ёмко и полновесно, проникнув через полог очевидного, выразил Алексей Полубота, ещё раз процитирую его: «И пусть здесь скромный знак увидят немногие. Но они не скользнут по нему взглядом, как скучающие, пресыщенные достопримечательностями, туристы. Знак может стать маяком надежды для тех, кто мечтает о возрождении корневой России, возвращении к русской самобытности. А ведь Николай Тряпкин – поэт, который в стихах всю жизнь, где исподволь, а где и прямо за эту самобытность ратовал. И как раз поэзия его содержит в себе созидательное начало, которое так нужно нашему народу и нашей земле сегодня».

Воспоминанием звучит интервью Анастасии Черновой порталу «Луганск 1» о поездке в этот город делегации из России в 2018 году. Необходимость таких поездок подтверждена (теперь уже с уверенность можно об этом сказать) самим временем. Ведь именно творческая часть русского общества первой протянула руку помощи русским людям Донбасса. Именно они одними из первых перестали замечать существование каких-либо границ между Русским Донбассом и Большой Россией. Как в географическом, так и в духовно-культурном плане.

Именно наши писатели, подняв однажды знамя Единого Русского мира, ни разу не опустили его и, тем более, не бросили.

В интервью Анастасия Чернова говорит именно об этом – здесь живут русские люди.

Русские писатели приветствовали результаты референдума ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей как долгожданное событие. Буквально сразу на площади Донецкой Народной Республики в Москве, перед посольством США, собрались члены Союза писателей России, участники клубов «Словороссия» и «Соты»… Анастасия Чернова, Ольга Блюмина, Руслан Кошкин, Алексей Полубота, Людмиов Семёнова, Александра Потёмкина, Григорий Шувалов…

<…>

Писатели почтили память многих тысяч героев и мучеников, погибших за то, чтобы Донбасс устоял и был возможен освободительный поход русской армии на Украине.

Прав Алексей Полубота, сказав о том, что в самые тяжёлые времена, когда судьба Донбасса постоянно висела на волоске <…>, чаша весов склонилась в итоге в сторону спасения русских людей <…>, в этом есть заслуга русских писателей, которые все эти годы создавали произведения в поддержку соотечественников.

В литературном мире Донбасса есть два поэта: отец и сын. Александр Сигидастарший, и Александр Сигида – младший. Младший совсем недавно получил тяжелейшее ранение в боях за Родину. Врачи долгое время боролись за его жизнь. Он выжил. Конечно, здоровье его сильно подорвано таким серьёзным ранением. Надеемся, что молодой организм всё же возьмёт своё и укротит недуг. Наверняка, отныне основным оружием молодого воина-поэта будет слово.

В альманахе – стихи его отца. Отца сына-героя. Стихи эти написаны в 14-15 гг. – в самом начале необъяснимо жестокой войны против своих, развязанной одурманенной Украиной.

Режет морозом по коже музыка ржавых петель

(сделался фразой расхожей список немирных потерь).

 

Лица соседей суровы – тут по-другому нельзя

(дети, родители, вдовы да ополченцы-друзья…).

 

Слёзы смахнули подруги – нервы запели струной

«За боевые заслуги перед родной страной».

            Не могу не пожелать альманаху доброго пути и продолжения в виде новых выпусков. Чтобы бумажный вариант хотя бы отчасти отражал современные литературные потоки, которые соединяются в многогранном проекте «Журнал новой русской словесности «ЛитСоты»».

Читайте также: