РОЛЬ ДЕТАЛИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Роль детали в художественном произведении
Мастер-класс Анастасии Черновой для победителей конкурса «Лето Господне»

На мастер-классе были рассмотрены разновидности детали, ее значение, а также способы разработки навыков художественной зоркости. Деталь или подробность создает зримый образ, который запоминается читателю, воздействует на его чувства. Еще А.П. Чехов писал: «Хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина. <…> Например, у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки».
Какие же детали бывают? Внешние – описание дома, жилища героя, его одежды, окружающего интерьера. Здесь важно все: и пестрые коврики, и мерцающий огонек свечи, и причудливый узор на стекле. Примеры деталей приводились из книги «Чудо воскресения», которая включает пасхальные рассказы современных писателей.
Внутренние, или психологические, детали связаны с настроением персонажа и его переживаниями. Они были рассмотрены на примере стихотворений Анны Ахматовой.

Также Анастасия рассказала о типах «записных книжек писателя», почему они нужны и как развить наблюдательность, соприкасаясь с другими видами искусств. Например, можно делать специальные творческие упражнения на развитие зоркости. Обогащать свою художественную палитру посещая выставки и картинные галереи. Не случайно некоторые стихи Блока сравнивают с пейзажами Нестерова – по приглушенности колорита и настроению. А что если попробовать написать рассказ, используя сочетания цветов любимого художника? Для этого нужно внимательно присмотреться к ритмике мазка, в каких цветовых сочетаниях дает он свои сюжеты.
Еще один путь к детали – через музыку. Но это отдельная большая тема. А вот то, что очень важно и можно начать прислушиваться прямо сейчас – это деталь речевая. Редкие слова, необычные выражения и словосочетания – в копилку писателя идет все.
Анастасия Чернова показала книгу – «Толшменская картина мира», в которую она включила Вологодский фольклор, записи бесед с местными жителями. Участники семинара узнали некоторые редкие слова, а также название емкости, из которой кошка пьет молочко.
На основе разговорной речи пишутся сказы. В конце встречи ребята прочитали сказ Бориса Шергина «Апельсиновое дерево», а также поделились своим литературным опытом, рассказывали, как складываются их собственные сочинения, что вдохновляет их на творчество.

 

Анастасия Чернова

Анастасия родилась в Москве

Читайте также: