ПРАВО БЫТЬ РУССКИМ ПИСАТЕЛЕМ

Людмила СЕМЕНОВА

Обзор 4 номера белгородского альманаха «Пересвет»

Литературно – художественный альманах «Пересвет», идея которого возникла около года назад и была реализована усилиями белгородской администрации и региональным отделением Союза писателей России, с достоинством выдержал четвертое издание. Сейчас уверенно можно утверждать, что «Пересвет» занял достойную высоту в российском литературном процессе. Мир раскачивается политическими играми, люди, зараженные искусственной бациллой, пребывают в животном страхе, казанский студент, возомнивший себя «сверхчеловеком», запрограмированный искусственным разумом, устраивает взрывы и стрельбу в собственной школе. В обстановке паники и нестабильности крепнет тенденция к «новомодной литературе», где всячески выпячиваются и художественно обыгрываются недостатки строя, просчеты политиков, утрируются национальные черты характера. Используются хорошо отработанные литературные приемы, прежде всего сарказм, основанный на русофобских взглядах и подрывающий государственность изнутри. А белгородские писатели незыблемо стоят на своих позициях. Они пишут и издают подлинно патриотические произведения. Безусловно, при внимательном критическом взгляде, можно отыскать недостатки в некоторых текстах: вторичность тем, стилистическую бедность в прозе, банальность рифм, несоответствие размеров в поэзии. Но! В каждом стихотворении и прозаическом произведении присутствуют авторское видение мира, попытка передать художественный замысел через собственные переживания. А это всегда интересно, потому что искренне и неподдельно. Другое достоинство альманаха – гражданская позиция авторов. Она выражается в обращении к историческим событиям, в осмысленном здравом взгляде на текущие проблемы, в переживании за ближнего. Белгородцев не касаются модернистские тенденции. Они уверены – традиция настолько богата и многогранна, что им есть и всегда будет, что поведать читателю. Без словесной эквилибристики и литературных экспериментов, а ясным, точным, правдивым и прочувствованным русским словом.

О животных на полях Великой Отечественной войны написано много. Из последних интересных документально-художественных открытий хотелось бы отметить творческую работу калининградского писателя Лидии Довыденко «Животные в годы Великой Отечественной войны». Но вот пронзительную историю о судьбе лисенка на донбасской войне я прочла впервые у Сергея Бережного в «Пересвете». Проза Бережного стремительна, насыщена деталями, но при этом очень живописна. Беспросветная война на Донбассе и судьбы людей и животных, вовлеченных в эту чудовищную историю. Не огрубели души ополченцев: они спасли раненого лисенка, выходили его, а он потом, ценой своей жизни, в критическую минуту боя, защитил ребят. Писателю Бережному очень здорово удаются портретные характеристики. Вот ополченец Боцман «ломанул брови шалашом», вот он погладил «цевье автомата Калашникова ладонью с шахтерскую лопату». А вот он мечтательно всматривается в усыпанное звездами антрацитовое донбасское небо. Рассказ «Рыжик» — замечательный пример литературы для подростков. Идея  и содержание рассказа способны через сочувствие к братьям меньшим внушить и соучастие к судьбе человека на войне.

Тему подросткового максимализма затронул в своем рассказе «Поликарповна» Виктор Ершов. Совесть и раскаяние не чужды тем, кто узнает реальные дела и подвиги своих дедов. В дневниках хуторянина Петра Мальцева «Записки с хутора» сильно исповедальное начало. Возникает ощущение прикосновения к сокровенному, поэтому ожидаешь продолжения, как письма от задушевного друга.

В традициях советской детской литературы написан рассказ «Картуз» Вячеслава Колесника. Честным, благородным героям Гайдара, Алексина хотелось соответствовать. Но в реальной жизни чаще встречались антигерои-подростки. Пример тому – правдивая неприукрашенная советской моралью повесть Железнякова «Чучело». Рассказ Колесника живо напоминает носовские «Огурцы». Помните историю принципиальной мамы, отправившей своего ребенка ночью на совхозное поле вернуть ворованные огурцы? Ребята из рассказа «Картуз» тоже идут поживиться кавунами на совхозную бахчу. Неминуемо их ждёт расправа – сторож натравил на пацанов служебную собаку. Спасаясь от погони разъяренного пса, мальчик теряет новенький картуз, только что подаренный отцом. Оригинальна и интересна концовка рассказа.  Маленький растерянный герой ожидает и страшится нагоняя родителей за воровство. А, узнав подробности происшествия, отец и его кум, разъярились на сторожа с его непомерно жестоким наказанием за детскую шалость. Вместо поругания, отец встал на защиту сына, и в свою очередь, рассчитался со сторожем. Конечно, принципы морали надо беречь, но куда деться от родительской любви и отцовского всепрощения? Не в этом чувстве ли кроется оберег для чести? Ведь любовью и терпением можно внушить больше нравственных понятий неокрепшей душе, чем жестоким порицанием.

«Коля-лыжник» Александра Тарасова возвращает читателя в послевоенную жизнь. Главный герой, заведующий хозяйственной частью школы, мастер на все руки и вместе с тем, любитель выпить, балагур. Когда в школе случился пожар, он бросается в огонь и спасает двух девчонок. От ожогов сам Николай Иванович вскоре умирает. И только на похоронах все узнают, что он был героем Великой Отечественной.

Эпиграфом к рубрике «Слово Донбасса» в альманахе я бы взяла четверостишие Анаиты Агабекян из ее стихотворения «Гражданская…»

Не любовница, не подруга,

Хоть гражданская – не жена…

В этом адовом первом круге,

Безраздельно царит война.

О войне пишут луганские и донецкие писатели: Медведенко Андрей, Нечипорук Иван, Полякова Виктория, Хапланова Елизавета… Пушут так, что щемит сердце. Владимир Казмин еще раз художественно передал трагедию детей Донбасса. Полнятся сонмы ангелов на небесах. Поэт Андрей Шталь за антимайдановские стихи претерпел весь классический набор фашисткой мести: содержание в тайной тюрьме СБУ, пытки, голод. Языковой (мовный) вопрос на Украине сегодня достиг апогея. Андрей Шталь задает риторический вопрос в стихотворении «Мова»: «Но что делать с писавшим по-русски Шевченко?» От нынешних правителей мы вряд ли дождемся ответа.

Войной изранены не только люди, но и природа Донбасса. «Снарядные осколки сродни одряхлевшим хищникам», — так начитается рассказ Юрия Хобы «Комендантский час». Талантливый взгляд художника, местами фотохудожника, на пейзажи Донбасса. И глубокий взгляд на чувства и отношения. Изранено сердце героя, он не решается совершить серьезных действий в отношении к понравившейся женщине. Но в этой нерешительности – не слабость, а благородство. Завораживает скрытое «томление» рассказа. И возникает теплая симпатия к герою.

В рубрике «Наши гости» представлены многочисленные регионы: Санкт-Петербург в лице поэта Валентина Голубева, Харьков —  Александр Минаков, Черкассы (Украина) – Олег Слепынин, Республика Северная Осетия – Алания (Дзасохов Музафар, Кодзати Ахсар, Скотдаев Эльбрус), Москва – Сергей Котькало, Алексей Грибанков, Владимир Силкин, Анастасия Чернова, Алексей Полубота, Шапкина Галина, Широглазов Андрей).

Сергею Котькало мастерски удаются диалоги героев на малорусском наречии. В них – судьбы, история, жизнь, переборы от печалей к радостям, от обид к взаимопониманию.

Символично название рассказа прозаика, кандидата филологических наук Анастасии Черновой «Верну-у-у-сь!» Герой, попавший в плен на войне, смог вернуться в родное вологодское село к жене через много лет, уже заимев на чужбине другую семью. Филолог Чернова – собиратель фольклора на вологодской земле, услышала от одной древней старушки историю пленённого солдата, которая и вдохновила ее на художественное произведение. Об этом рассказе стоило бы написать отдельное исследование, столько в нём пластов содержательных и языковых. Мистические моменты, будоражащие воображение читателя, корнями уходящие то в народные языческие верования, то в православное христианство, то в советское прошлое с его реалиями и перегибами в сознании человека. Рассказ написан с тонким юмором и в сказовой манере. Получаешь наслаждение от чтения – слог плотный и одновременно воздушный, как небо и земля в едином схождении, например глубокой и темной вологодской ночью.

Основной мотив в стихах члена Союза писателей России, участника боевых действий, полковника милиции Алексея Грибанкова – преданная сыновья любовь к Отчизне. Словно сын делится с матерью своими чаяниями. Образ матери незримо сливается с образом Родины.

Сквозь боль трагедии войны неизменно прорывается лирическое светлое начало в поэзии Алексея Полуботы и Владимира Силкина. Как же иначе, если есть и ждут тебя любимая, друзья.

В рубрике «Страница белгородских литераторов» представлена очень сильная проза Светланы Горбачевой. Очерки «Незаметные герои непонятной войны» и «Боль души моей» правдивы, точны деталями, полны искренними, глубокими переживаниями. Светлана Горбачева – волонтёр, организатор гуманитарной помощи Донбассу. Ее дневниковые записи – это рубцы на сердце самого автора. Здесь ощущаются и чуткое гуманное отношение к людям, и мудрое переосмысление происходящего, и ясно осознанное, но не злое понимание жизни. Незаметные герои непонятной войны, о которых Светлана Горбачева поведала нам с простой человечностью. Света Чинякова, молодая красивая женщина, мать, жена, в мирной жизни диджей, а в военном настоящем Донбасса —  овладела боевым оружием, была ранена и контужена, ей приходилось дежурить на блокпосту, развозить гуманитарку бойцам и мирным жителям. А еще она увековечивает память погибших ополченцев – устанавливает мемориальные доски. И побеждает бюрократию чиновников, которые ставят препоны, только взглядом «глаза в глаза». Ее взгляд отличается прямотой и твердостью, потому что ее глаза и сердце видели смерть этих ребят. Тетя Валя из Зайцева, что под многострадальной Горловкой, героиня другого рассказа, вспоминает: « Тяжело было зимой. Окна в школе все разбиты. Кругом сугробы намело. Холодина. Сидели, прижавшись спина к спине. Хлеба не было. Выручала картошка. Между обстрелами пробирались к своим домам, приносили, у кого какие запасы были…» Завет тети Вали: «Надо жить и верить. Надо детей растить. Петь им колыбельные, желать им счастья, и чтобы не знали они слова «война», и чтобы все люди, какой бы ни были они веры, национальности, культуры, были людьми…»

Задумайтесь! Это не о Великой Отечественной, это о нашей войне на Донбассе. Название этой статьи – реминисценция цитаты Светланы Горбачевой «Они защищают свое право быть русскими!»

В этой же рубрике очерк Александра Вайнгольца «На смоленском направлении» посвящен герою Отечественной земляку Балабану Георгию Афанасьевичу, могилу которого удалось найти недавно.

Интересны чеченские дневники «Подземный госпиталь» Геннадия Алёхина от первоисточника. Алёхин – военный журналист, участник боевых действий, друг и собеседник героев «непридуманных войн». Примечательным для меня оказался один из эпизодов чеченской войны, рассказанный Алёхину командиром Алексеем Ефентьевым, более известным по радиопозывному «Гюрза». Пленный чеченец был отпущен на волю по обоюдному согласию ребят. Они прожили с ним какое-то время и простили. «Чеченец всем улыбался: блестя чернотой зрачков, что-то бормотал на своем языке, и слезы катились по покрытому слоем пыли лицу». Почему же нельзя было простить нашего полковника Юрия Буданова? Недокументальные штрихи к его портрету дает Алёхин в очерке «Разжалован и убит». Человек, психически надломленный, сорвавшийся и непрощённый своими по крови и духу. После прочтения очерка, мне захотелось, как матери или жене, оказаться в его тюремной камере, чтобы приголубить, пожалеть, поплакать вместе с ним над своими и его грехами. Но поздно. Убит. Почему же мы милосердны к врагам и так безжалостны к родным?

Владимир Калуцкий в эссе «Светлый дым» проясняет этимологию слова «воскресенье» и рассказывает о его новоприобретённом значении во время крещения Руси. Много мифотворчества в этой статье, по моему мнению, но в знании реальных фактов истории и компетентности в области языкознания историку и краеведу Калуцкому не откажешь.

В альманахе также представлены заслуживающие внимания материалы о писателе Александре Владимировиче Станкевиче (автор Николай Карташов) и о малоизвестном герое Отечественной войны 1812 года Филиппе Кузьмиче Дерожинском ( автор Анатолий Кряженков).

В интервью председателя Союза писателей России Николая Иванова «Без права на славу» для «Российского писателя», которым и открывается 4 номер альманаха «Пересвет», есть один важный, на мой взгляд, тезис: « Я председатель Союза писателей и буду отстаивать интересы нашей организации». Отстаивать есть что: чистоту отечественной литературы, как основу для духовного воспитания нации. В этом утверждении и несгибаемость руководителя и твердость убеждений писателя. Не тем же ли самым занимаются редакторы «Пересвета»? Поддерживают отечественную традицию в литературе, определяя достойное место писательскому труду. Категория «гуманности», почти утерянная в современном цифровом медийном пространстве, присутствует во всех произведениях «Пересвета». В добрый путь, уважаемые авторы. Ваше творчество – служение на благо Отечества.

 

 

Читайте также: