НОВЫЕ ДЕРЕВЕНЩИКИ
Редакция «ЛитСот» открывает рубрику «Новые деревенщики».
В 2023-м году по просьбе критика Андрея Рудалева писатели Анастасия Астафьева, Наталья Мелёхина, Максим Васюнов и Артём Попов представили «манифест новой деревенской прозы». Это случилось в Москве на круглом столе в Ассоциации союзов писателей и издателей России (АСПИР) 25 мая в знаменитом особняке — Доме Ростовых. На следующий день «новые деревенщики» встретились с читателями и коллегами в редакции литературных журналов «Москва» и «ЛитСоты».
Ныне в литературу пришло целое поколение писателей, которые так или иначе обращаются к теме деревни. «Им около или чуть больше сорока лет. Имея деревенские корни, многие из них сейчас живут в городах (часто – вынужденно) и профессию имеют далекую от сельского хозяйства. Есть и те, кто родился и вырос в деревне, продолжает там жить. Есть те, кто оставил город и вернулся на родину праотцов, к земле, «к истокам». Но всем им присуще глубокое знание сельской жизни изнутри, со всеми её красотами и некрасивостями», — так начинается манифест.
В тексте развенчиваются стереотипы о деревенской прозе и утверждаются творческие принципы нового поколения. Например, опровергается клише, что деревенщики пишут исключительно о сельской жизни. «Это направление не концентрируется только на проблематике деревни, его идейно-философское ядро гораздо глубже и шире и включает в себя все общечеловеческие вечные вопросы такие, как «человек и история», «любовь и смерть», «человек и Родина», «человек и государство», «свобода и выбор», «осознание национальной идентичности», «человек и Бог», а также широкий круг бытийной экзистенциальной проблематики и.т.д.», — говорится в манифесте. Среди самых перспективных направлений развития деревенской прозы его авторы называют проблематику экологии, войны и мира, социального неравенства.
Манифест вовсе не случайно был написан по инициативе известного российского критика Андрея Рудалёва. «Литература в последнее время крайне отдалилась от того же простого человека, не старается его понять, а только лишь оперирует штампами. Необходимо также раздвинуть рамки. Деревня вовсе не для деревни, ее голос крайне важен в хоре современности», — считает он.
По мере возможности мы будем представлять авторов, которые работают в данном направлении. Мы назвали рубрику «Новые деревенщики», несмотря на негативную коннотацию, которую когда-то вкладывали в само это слово – «деревенщики». Ныне за этим обозначением стоят имена Василия Белова, Виктора Астафьева, Федора Абрамова и других классиков русской литературы. О точности терминов «деревенщики», «деревенская проза» продолжаются споры критиков и литературоведов, а также и самих писателей, однако интуитивно все понимают, о каком литературном явлении идет речь, и в наши дни эти слова воспринимаются, скорее, как обычные и привычные для всех, то есть как общепринятые филологические определения. Они более не имеют субъективных коннотаций, в том числе и негативных, как не имеют их и такие термины, как, например, «дактиль», «гипербатон», «романтизм» или «символизм». Есть явление в русской литературе, которое в прошлом веке получило название «деревенская проза», а его авторов назвали «деревенщиками», в нашем 2024 году можно сколько угодно спорить о том, как и почему это произошло, однако историю мы изменить не в силах, а вот показать настоящее деревенской прозы мы можем.
Редакция