НЕУНЫВАЮЩАЯ ПОЭЗИЯ НИКОЛАЯ ТРЯПКИНА И ВАСИЛИЯ КАЗАНЦЕВА
В конце ноября в Реутове состоялось событие неординарное для литературной жизни Подмосковья, да и всей России. На литературно-музыкальной и краеведческой встрече «Лети, мой вечный Конь!» вспоминали сразу двух выдающихся поэтов 20 века, живших в этом городе – Николая Тряпкина и Василия Казанцева. Встреча была организована Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России совместно с Союзом писателей России.
Сегодня в СМИ принято муссировать имена в основном медийных персон, устраивая шоу даже из их ухода в мир иной. Однако реальный вклад многих из этих персон в культурную сокровищницу России, мягко скажем, сомнителен. Чего не скажешь о Тряпкине и Казанцеве. Сегодня их имена известны в основном узкому кругу ценителей литературы, но ещё в конце 20 века наиболее прозорливые литературоведы, в частности, глубокий литературовед и мыслитель Вадим Валерианович Кожинов, причисляли их клучшим поэтам 20 века не только в России, но и мире. (Кожинов был знаком с литературами самых разных народов мира, мог читать в подлинниках произведения на наиболее распространённых европейских языках и имел право на такие выводы).
Имя Николая Ивановича Тряпкина в последние годы всё-таки было на слуху хотя бы среди тех, кто следит за литературной жизнью в России: проводились фестивали и встречи, посвящённые его памяти, издавались альманахи с анализом его творчества, ставились памятные знаки, после длительного перерыва вышли сразу две книги избранных стихотворений «Звёздное время» и «Скрип моей колыбели». Основная заслуга в этом принадлежит Комиссии по творческому наследию Н.И.Тряпкина при Союзе писателей России. А вот имя Василия Казанцева, умершего в феврале этого года звучало гораздо реже. Главным образом из-за исключительной, я бы сказал благородной скромности поэта. Автор этих строк не раз общался с ним и предлагал устроить литературные встречи в его честь. Однако Василий Иванович неизменно отказывался. Никогда не отправлял он своих стихов на литературные конкурсы, а однажды даже отказался от одной престижной премии, которая, как говорится, сама шла к нему в руки. Отказался только из соображения, что не ценил творчества известного поэта, в честь которого эта премия была учреждена. Зато все последние годы жизни в своём поэтическом затворничестве Василий Казанцев работал над своими стихами. Пытался довести до совершенства старые, писал новые. В итоге над своим последним лично составленным сборником «Взлёт» он закончил работать, будучи уже полуслепым, незадолго до смерти. Именно эта поэтическая книга, увидевшая свет несколько месяцев назад, впервые была представлена на встрече в Реутове.
Приехали почтить выдающихся земляков-реутовчан известные писатели, литературоведы из Москвы, Подмосковья и даже Донецкой Народной Республики.
Большую часть зрителей на встрече составляли молодые люди, учащиеся реутовского колледжа «Энергия». И это не может не радовать, поскольку сегодня именно подрастающее поколение реже всего можно увидеть на литературных мероприятиях. А ведь неискушённому читателю даже при желании крайне трудно самостоятельно в переполненном мишурой интернет-пространстве найти настоящую современную литературу.
Открывая встречу её ведущий поэт, секретарь правления Союза писателей России Алексей Полубота отметил: «Реутову повезло, что в зрелом возрасте здесь жили и создавали свои шедевры такие поэты. Со временем, я уверен, город будет гордиться этим».
Воспитанник Николо-Архангельского храма города Балашихи Алексей Николаев прочитал одно из самых пронзительных стихотворений Николая Тряпкина «Песнь о лучшей собаке».
Уроженец Архангельской области поэт Валентин Суховский рассказал о том, как много лет назад навестил Николая Ивановича в Реутове. Тряпкин к тому времени был признанным мастером среди своих коллег по цеху. Да и в широком кругу ценителей поэзии его имя уже было известно. Начинающему поэту Суховскому запомнилось, как Николай Иванович обрадовался его подарку – настоящей северной бруснике. И ещё обрадовался тому, что его гость сохранил свой северный особый говор. Ведь именно с Русским Севером сам Николай Тряпкин связывал начало своего пути в поэзии.
Валентин Суховский прочитал своё стихотворение «Памяти Николая Тряпкина», написанное по впечатлениям той встречи.
Город Реутов в солнечных бликах.
Дверь открыл мне известный поэт.
И в руках моих видит бруснику,
И пролился из глаз его свет.
Вспомнил северных рек побережья
Он в годины великой войны,
Если было предзимье бесснежным,
То брусника сбывалась, как сны.
И желанным был вкус кисловатый,
Когда в хлебе клеверный цвет.
«Да, мы жили тогда трудновато:
Ждали с фронта великих побед».
И запел он, как будто былину,
И фольклором звенели стихи,
Что все беды и трудности минут,
И простит Бог народу грехи.
Добрый взгляд, Николай, свет, Иваныч,
Я запомнил, и в Царствии Том
Память, словно небесная манна,
Словно северный окоём.
Алексей Полубота коротко рассказал молодым зрителям о космических мотивах в творчестве Николая Тряпкина.
«Наверно, среди находящихся в зале, есть любители фантастики, и в частности, одного из великих писателей 20-го века фантаста РэяБредбэри, — отметил ведущий. — Казалось бы, что общего между фантастом, писателем западной цивилизации и поэтом-почвенником из Советского Союза? А общее было и немало. Не случайно, у РэяБрэдбери есть знаменитый сборник рассказов «Марсианские хроники», а Николай Тряпкин написал поэтический цикл под названием «Стихи о марсианах». Он и сегодня звучит очень актуально, потому, что Тряпкину, как и Брэдбери, важно донести до читателя мысль о хрупкости нашей планеты перед лицом техногенного прогресса. Поэт своими стихами как бы предупреждает, что если человечество не сумеет найти гармоничной формулы взаимоотношений с окружающим миром, погибнет не только природа. В мире не останется места для творчества, для полёта души».
Полубота прочитал одно из стихотворений Тряпкина на эту тему.
То ли это в космосе,
то ли это здесь…
Говорят, особые
городишки есть.
Всё кругом бетонное –
Солнце и вода.
И в котлах реакторных
варится еда.
И горит над городом
атомный закат,
и стоит над городом
атомный солдат.
То ли это в космосе,
то ли это здесь,
только, знаю, чувствую –
непременно есть!
И что в этом городе
с мэром заводным
даже делать нечего
песенкам моим.
Первый секретарь правления Союза писателей России Геннадий Иванов, рассказал о том, что сейчас в разных городах России возникают «аллеи признания», в которых жители увековечивают память о выдающихся земляках.
«Я думаю, если в Реутове возникнет такая аллея, то, конечно, на первом месте там будет академик Владимир Челомей, но и для таких поэтов, как Николай Тряпкин и Василий Казанцев место обязательно должно найтись. Со всей ответственностью заявляю – это выдающиеся поэты 20 века», — сказал Геннадий Викторович.
Иванов так же рассказал о главном свойстве личности и поэзии Василия Казанцев. Несмотря на страшные катаклизмы, происходившие и в его жизни, и в жизни всей страны Василий Иванович оставался певцом радости. Он умел находить счастье в том, что многим кажется малозначительным – в шорохе листвы, в солнечном свете из-за облаков.
«Для молодых сегодня кажется, что прочитать книгу – очень трудно, вы оправдываетесь тем, что якобы нет времени настроиться, вникнуть в авторский мир — сказал Геннадий Иванов. – А вот смотрите, как проникновенно пишет Казанцев о счастье прочитать хорошую книгу:
Я жду счастливейшего мига,
минуты радостнейшей той,
когда счастливейшая книга
раскроется передо мной.
Я мига жду нетерпеливо,
чтобы читать её начать.
Жду мига, чтоб неторопливо,
чтоб медленно её читать.
Я жду, я жду, я жду восторга,
В сиянье солнечного дня.
… И выше, выше всех восторгов —
Мысль, что и книга ждёт меня».
Кандидат филологических наук, докторант Донецкого национального университета, доцент Московской финансово-юридической академии Ольга Блюмина отметила особое отношение Василия Казанцева ко времени.
«Хотя он не отличался религиозностью, он мыслил категориями вечности. Я видела, как поэт уходил из жизни, и меня поражало, как спокойно он к этому относится, — рассказала она. – При этом он совершенно не суетился, не беспокоился от того, что пока не удаётся издать его последнюю, им составленную поэтическую книгу. Как будто знал наперёд, что она всё равно выйдет. И это действительно случилось – точно стало известно, что сборник «Взлёт» увидит свет в день похорон Василия Ивановича и одновременно в день его рождения – 5 февраля этого года. Так несколько мистически сошлись жизнь и смерть в конце жизненного пути поэта».
Вообще мироощущение Казанцева, считает исследователь, настолько гармонично, что даже печаль он воспринимает как одно из необходимых условий итоговой гармонии. И в этом смысле он, конечно, наследник пушкинского мировоззрения, предельно ёмко выраженного в стихотворении «Если жизнь тебя обманет».
Ольга Блюмина в подтверждение своих слов прочла несколько стихотворений Василия Казанцева. И среди них:
«Глубина и прозрачность в природе.
Успокоился лес, не шумит.
В опустевшем лесу на колоде
Человек пригорюнясь сидит.
Но кручина его – не кручинна,
А легка и добра. И светла.
И летуча. Она беспричинна.
Неизвестно откуда пришла.
Шелест, свет в ней и дальняя сойка.
И блестящая, тонкая нить.
И печали в ней ровно настолько,
Чтобы счастью – законченным быть.
Литературовед, кандидат искусствоведения, реутовчанка Светлана Молчанова акцентировала внимание собравшихся на «особой интеллигентности» Василия Казанцева. «И не важно, что он родился в сибирской деревне. Интеллигентность это не только высшее образование, это свойство души», — сказала Светлана Владимировна. Она так же отметила классическую законченность лучших стихотворений Казанцева и привела в пример стихотворение «Исаакиевский собор».
Пройду сквозь гулкие колонны –
И весь, плечами и спиной,
Почую, как они огромны,
Как небесплотны надо мной.
И внутрь войду. В нетленном блеске
Над клетками истёртых плит,
Как хор согласный, грянут фрески,
И золото, и малахит.
И свет бездонный, как из окон,
Прольётся, древностью дыша.
И неожиданно высоко
Взлетит смущённая душа.
На встрече звучали и песни на стихи Николая Тряпкина. Молодой рок-музыкант, корреспондент «Трибуны ВПК» Владимир Клыканов положил на музыку стихотворение «Как людей убивают». По его словам, несмотря на то, что стихотворение написано почти 60 лет назад, оно абсолютно актуально и сейчас, а потому может найти отклик в душе у многих молодых людей. Певица Надежда Колесникова замечательно исполнила несколько композиций в классическом стиле и завершила встречу народной «Летела гагара». Хочется верить, что народ не забудет своих выдающихся поэтов, и в будущем будут рождаться новые народные песни на стихи, как Николая Тряпкина, так и Василия Казанцева.
Алексей Верхоянцев