ИТОГИ ЛИТЕРАТУРНОГО СЕМИНАРА В ВОЛОГДЕ

Артем ПОПОВ

Об итогах литературного семинара молодых авторов в Вологде

 

Среди множества семинаров, которые появляются в последние годы как грибы после дождя, этот стоит наособицу. Потому что уже восьмой, ставший традиционным. Это во-первых. Во-вторых, в семинаре могут участвовать авторы, начиная с 14 лет. И в-третьих, литературная учёба проходит в рамках Всероссийских Беловских чтений в Центре писателя В.И. Белова. Семинар удачно вписался в большую программу культурных мероприятий.

   

      секция поэзии

   

В этом году на семинар не поступило произведений, посвящённых деревенской тематике. Такого условия организаторы никогда и не ставили. К слову, председателем экспертной комиссии второй год выступает прозаик, критик Наталья Мелёхина, которую можно смело назвать продолжателем этого направления в современном литературном процессе. В коротком обзоре остановимся только на прозаических произведениях семинаристов.

О чём же пишут ребята? Конечно, о сверстниках, о школе, с которой связаны авторы: либо ещё учатся, либо уже работают педагогами.

«Я боюсь пауков и детей. Пауков. И детей. Но если контакта с первыми можно как-то избежать, в крайнем случае, минимизировать, то со вторыми не получится. Потому что моя профессия – учитель». Так начинает своё произведение Наталия Дробинина (г. Санкт-Петербург). Это рассказ о том, как студентка педагогического вуза проходит практику в лагере, где встречается с «очень трудным подростком» и в итоге помогает ему.

Автор обозначает одну тонкую линию: вдруг искренняя забота молодой практикантки, жалость к подростку перерастёт в нечто большее? Наталия Дробинина целомудренно разрешает внутренний конфликт: «Я невесомо целую его в лоб, как целовали в детстве меня, чтобы успокоить, и медленно вылезаю из палатки».

Решать подобные психологические и воспитательные проблемы, увы, сегодня не учат в институте. Рассказ подкупает правдой и непосредственностью, самоиронией. Наталия сравнивает профессию учителя с врачебной: «Я – хирург. Мой скальпель – слово, мой тампон – касание». Героиня делает правильные выводы: главное – не навредить.

Уверен, у Наталии Дробининой обязательно появятся постоянные читатели, своя целевая аудитория, ведь учителей в стране миллионы. А если этот рассказ прочитают подростки, посмотрят, так сказать, на себя с другой стороны? Будет вообще замечательно!

«Саня, а что бы ты выбрал: пучеглазить десять лет или чтобы медведь съел тебя на обед?». С такого вопроса начинает рассказ Роман Разживин (г. Санкт-Петербург). С первой фразы читатели попадают на крючок. Главные герои рассказа Романа – два подростка, поэтому в изобилии молодёжный сленг: нормас, ща, гон. Учителя-словесники сказали бы: так нельзя писать. А читатели-подростки ответят: нормас! Вопрос выбора слова – проблема, которая будет мучить настоящего писателя всегда.

Кажется, мы уже начали забывать страшное ковидное время, другая нынче беда. Ангелина Бабишова из Ставропольского края напомнила нам о пандемии. Ну, кто не болел ковидом? Ужас, который испытала героиня, испытывают и читатели. Отличительная особенность этого рассказа – тяжёлая болезнь показана глазами подростка. Короткие, рубленые предложения передают скачущие мысли больного с высокой температурой, да ещё потерявшего голос. Рассказ так и называется – «Без голоса». Я бы назвал его ковидным дневником. Но успокою: заканчивается всё хорошо.

Герой рассказа «Скамейка» Тимофея Басникова (г. Бабаево Вологодской обл.) – юный воспитанник школы искусств, где куда-то пропадает из вестибюля диван и начинаются приключения. Сюжет кажется абсурдным, но почему-то увлекаешься, ждёшь развязки, а она всё не наступает… В рассказе уже основа для будущего киносценария. Тимофей увлёк этой идеей своих друзей, и они уже готовы сняться в одноимённом фильме.

Однако остановиться хотелось бы на другом произведении юного автора – «Мир забытых вещей». По жанру это эссе. Толчком послужило посещение Музея забытых вещей в Вологде. Куда же пропадают вещи? Они не исчезают в никуда. «Где-то за просторами Вселенной, на территории межзвёздного пространства, находится удивительное место, занимающее площадь приблизительно в десять миллионов световых лет. Это место является Миром забытых вещей», – фантазирует Тимофей. Какое произведение появится после очередной поездки в Вологду – остаётся только гадать.

«Школьный рассказ» – так назвал своё произведение Макар Романенко (г. Казань). «Слева стояла школа. Здание, полное историй, всех правд и неправд, любви и ненависти, безразличия и боли, наконец, тайн, которые классы и раздевалки услужливо скрывали годами». Точное, полноценное определение взаимоотношений подростков в школе Макар чудом уместил в одном предложении. Рассказ в рассказе получился у начинающего прозаика, короткая романтическая история. Эксперты семинара посоветовали юноше продолжить учёбу в литературном объединении.

Действие рассказа «Клад» Оксаны Василенко (г. Вологда) происходит не в России, героинь зовут Эмми и Холли. Чем они отличаются от российских сверстниц? Об этом хотелось бы прочитать подробнее. У Оксаны общечеловеческая проблематика всех рассказов, настроение после прочтения остаётся светлым.

Участница семинара Ирина Дюгаева (г. Санкт-Петербург) любит читать Владимира Набокова, проза её глубокая, многослойная. «Хикикомора Камилла», «Конфабуляция» – рассказы, требующие от читателей некоторой подготовки. Герои Ирины Дюгаевой с психическими отклонениями, не от мира сего. Почему так произошло? Можно ли это вылечить и надо ли вообще лечить? А что есть норма? Такие вопросы возникают у читателя. «Непонятно, но интересно», – так высказывались о произведениях участники семинара.

Мадина Галикберова (г. Казань) рассказала необычную историю любви татарской девушки в произведении «В бытность беляевским мальчиком». На мой взгляд, повествование могло быть ещё своеобразнее, если бы было включено больше народных обычаев. Абика, оказывается, на татарском языке означает ласковое обращение к бабушке, кызым – моя доченька. Интересная деталь: бабушка надела перчатки, прежде чем взять в руки Коран.

Семинар в Вологде отличился произведениями, отражающими разные национальные, религиозные и бытовые подробности жизни. Евгения Грауль (г. Подольск) подняла тему холокоста в рассказе «Пока мы вместе». Причем исследует её глубоко, с привлечением исторических документов. Как же это актуально в наши дни! Хочется увидеть в произведениях Евгении новый поворот этой тяжёлой темы.

Разные по объёму и проблематике произведения предложила на семинар Ольга Говорухина (Вологодская обл.). «Да, можно» – говорит героиня одноименного рассказа себе со школьной скамьи во всех спорных ситуациях. «Она считала, что ей можно всё». Увы, такие молодые люди встречаются всё чаще, по такому принципу живут. Семинаристы и эксперты подробно остановились на рассказе «Дом» Ольги Говорухиной. Родной дом героя перевезли на двести метров, старый клён, который он помнил с детства, спилили… Ностальгия по прошлому, уходящему сквозит в этом небольшом, но впечатляющем рассказе.

Несмотря на молодость, участники семинара старались рассказывать о жизни во всём её многообразии.

Подобные семинары часто имеют «отложенный эффект». Хочется надеяться, что ребята обязательно вернутся к рекомендациям экспертов спустя время.

Не случайно в названии своей заметки я взял слова из рассказа участницы семинара Наталии Дробиной. С первых шагов в литературе молодые авторы должны чувствовать ответственность за каждое написанное предложение. Словом можно убить, словом можно спасти. Прозаики не статисты, они не только описывают прошлое и сегодняшний день, но и влияют на мысли читателей, создают новый мир. Хочется, чтобы в этом мире было больше светлых красок.

По итогам семинара прозаики Ирина Дюгаева и Наталия Дробинина получили рекомендации для участия во Всероссийском совещании молодых литераторов Союза писателей России в Химках в 2024 году. Эксперты особенно отметили произведения прозаика Романа Разживина. Они будут рекомендованы для публикации в ведущих литературных журналах. Впечатлили экспертов и тексты Евгении Грауль. Евгения получила рекомендацию для участия во Всероссийском фестивале им. Л.И. Ошанина в Рыбинске.

общая лекция

 

***

Артём Васильевич Попов родился в г. Северодвинске Архангельской области. Окончил филологический факультет Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Работал корреспондентом в городской газете. Участник Ежегодных Всероссийских совещаний молодых литераторов Союза писателей России. В 2020 году принят в Союз писателей России.

Печатался в «Нашем современнике», «Роман-газете», «Юности», «Молодой гвардии», «Литературной России», «Севере», «Доне», «Волге XXI век», «Бельских просторах», «Двине», «Сибирских огнях» и других изданиях.

Автор трёх сборников прозы: «Счастье прошедшего времени» (Северодвинск, 2018 г.), «Избачиха» (Архангельск, 2020 г.), «Ваня Француз» (Москва, 2022 г.)

Живёт в г. Северодвинск.

 

Читайте также: