ДУША СТИХИ ДЛЯ СЕРДЦА ПИШЕТ

Ирина ИВКОВА

 

Размышления о поэзии Марии Краевой (п. Вохма Костромской области).

 

В нынешнем мире, в любой сфере наполненном разнообразием стилей, направлений на любой вкус — в литературе, кинематографии, гастрономии, образовании — часто не хватает простоты, а вернее, того чувства, которое давно уже и не подразумевается под словом «просто» — естественности. Яркие цвета, острые вкусы, громкие шумы сделали нас невосприимчивыми ко всему негромкому, спокойному. Так и в поэзии, стоит остановиться и прислушаться. Это как сделать глоток воды — да, той, что без вкуса, цвета и запаха — если таковой можно назвать простую ключевую воду. Но именно она лучше всего утоляет жажду.

Творчество Марии Краевой входит в сознание без внешних вспышек и внутренних потрясений, во время чтения не замираешь пораженным изящной рифмой, броской метафорой, острым сравнением. Но её стихи остаются в душе — и с каждым новым прочтением они ощущаются всё естественнее, как само дыхание жизни.

К профессиональным поэтам Марию Краеву не отнесёшь, но и слово любительские к её стихам не применимо — настолько глубоко продумано их содержание. В её поэзии ощущаешь «неспособность промолчать» — то состояние, когда стихотворная строка должна была родиться у автора и никак иначе. У Марии Краевой накопились публикации в районных, областных и российских изданиях, в интернет-изданиях, есть страница на стихах.ру, имеется и один самиздатовский поэтический сборник «Я наблюдаю из окна души…», который в 2013 году выпустила Вохомская районная библиотека, но в нынешнее время самопиара это не показатель ценности поэзии. И тогда хочется вздохнуть, приведя строки из стихотворения Марии:

 

Но разве Автор виноват,

Что неглубоким стал читатель.

 

В одном из читательских отзывов прозвучала такая фраза: «Мысли лучше самих стихов». С этим можно согласиться, технически Марии есть куда развиваться, начитанный взгляд сразу выделит неловкие обороты, сбои в ритме или распространённые рифмы, но несмотря на эти недочеты содержательно её стихи дают читателю чувство насыщенности, на которое не способны виртуозы стихотворного слова.

 

Из всех путей, ведущих в города,
Я к роднику тропинку выбираю,
Не потому, что чистая вода,
А потому, что с детства её знаю.

 

Если проанализировать все стихи Марии Краевой, то можно сделать вывод, что в большинстве в них простые и незамысловатые рифмы, не избегает автор и глагольных  — так как для повседневной речи они вполне естественны. Проведите эксперимент с детьми, они обязательно первыми начнут рифмовать глаголы, ведь их жизнь — это действие, их слова равняются поступкам.

Очевидно в творчестве и следование народным традициям, что прослеживается в стихотворении «Счастье». Оно близко к христианской поэзии, как и многие другие стихи автора. Они проникнуты высокой духовностью, автор избегает морализаторства, но в то же время открыто демонстрирует свои нравственные установки и не скрывает, что будет следовать им непреклонно, какой бы читатель не сделал выбор.

К счастью, читатель может вернуться к стихам Марии Краевой — и через месяц, и через годы. Они не устареют как раз из-за того, что автор не потакает сиюминутным порывам, не горит желанием быть или казаться актуальным, следовать темам на повестке дня. В своих стихах Мария Краева сохраняет достоинство, что буквально выражается и в том, какую лексику автор использует — это классическая русская речь, слова из религиозного обихода, без броских неологизмов, изредка в них проскальзывают деревенские просторечия, но это единичные случаи. Например, «форсить» в значении «покрасоваться» (стихотворение «А людям чёрное и белое к лицу»).

Творчество Марии отличается цельностью. Главные его темы — любовь к деревне и духовность. Конечно, можно сделать вывод, что как сельский житель она ограничена этими темами. Но Мария Краева сознательно выбрала свой путь…

 

Лишь бы душою нам с тобой в глубинке

Не задремать на вечные века.

 

И как автор она прокладывает свою литературную тропу, и та ведет её к храму. Так как размышления мои посвящены поэтическому творчеству, то я позволю себе образное сравнение. Вижу стихи Марии как дорожку к простому деревенскому храму — не поражающему внешней архитектурной красотой, но намоленному месту, которое для людей является источником умиротворения и вдохновения.

Читайте также: