АСГАРЭЛЬ
Ольга БАТЛЕР
(По мотивам рассказа «Асгарэль»)
Сценарий короткометражного фильма
Старая Нюша достойна счастья, но в старости оказывается заложницей двух людей, которых считала родственниками. Что же не так пошло в её судьбе? Всё дело в роковой ошибке. Люди часто совершают такие ошибки. Главное — понять, где ошибся, и, пока не поздно, всё исправить. А если поздно, то помогут другие. Именно так происходит в этой сказочной истории: неопытный, но очень настырный ангел-спаситель разворачивает человеческую жизнь к счастью.
— ИНТЕРЬЕР — КВАРТИРА В НОВОСТРОЙКЕ — ВЕЧЕР
1990-е годы. В маленькой Нюшиной комнате тесно стоят старомодные массивный комод с вязаной салфеткой и слониками, платяной шкаф с зеркалом, круглый стол и холодильник. На подоконнике — кастрюлька,чайник, хлеб,какие-то банки. На батарее сохнут длинные белоснежные тряпочки. На стене висят старые фотографии: женщина с отложным белым воротничком, сорокалетняя Нюша с покойным мужем Фроловичем и его сынишкой Толиком, свадебная фотография Толика и Леночки. Через закрытую дверь слышно, как двое — мужчина и женщина – непонятно, о чем ругаются на кухне. Их крики перемещаются в коридор, и теперь можно разобрать слова.
ЛЕНОЧКА
НЕУЖЕЛИ НЕ ПОНИМАЕШЬ? ПОРА ОТ НЕЁ ИЗБАВЛЯТЬСЯ, ПОКА МЫ С ТОБОЙ С УМА НЕ СОШЛИ!
ТОЛИК
НУ ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ?
ЛЕНОЧКА
ОТВЕЗИ К ПЛЕМЯННИЦЕ. ОНА ВЕДЬ ЕЁ ВЫРАСТИЛА, ПУСТЬ ТЕПЕРЬ ДОЛГ ОТДАЁТ.
ТОЛИК
ЗВОНИЛ ТУДА УЖЕ ДВА РАЗА. НЕ НУЖНА ОНА ИМ.
ЛЕНОЧКА
КОНЕЧНО, ТАМ МУЖ — ДИРЕКТОР ЗАВОДА. НЮШКИ — НЕ ИХ УРОВЕНЬ! ЭТО МЫ С ТОБОЙ, ПРОСТОФИЛИ, ОБЯЗАНЫ ЗА ЧУЖИМИ СТАРУХАМИ СМОТРЕТЬ… НУ ОТПРАВЬ ЕЁ ТОГДА В ДОМ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ. ВЕДЬ ДЛЯ ЧЕГО-ТО СУЩЕСТВУЮТ ТАКИЕ ДОМА! ПОЙМИ ТЫ НАКОНЕЦ, ЧТО ЭТА БАБКА С ТРЯПКАМИ, ОНА НАМ — НИКТО!
Старая Нюша слушает это в своей комнате и тихонько, как обиженный ребенок, плачет, закрыв лицо руками.
НЮША
НИКТО МЕНЯ В ЖИЗНИ ГРЯЗНУЛЕЙ НЕ НАЗЫВАЛ. Я Ж НЕ ВИНОВАТА, ЧТО ВРАЧ ТАК НЕУДАЧНО ОПЕРАЦИЮ СДЕЛАЛ…
Подходит к фотографии женщины на стене.
УМЕРЕТЬ БЫ ПОСКОРЕЕ. МАМА, ЗАБЕРИ МЕНЯ К СЕБЕ, СИЛ НИКАКИХ НЕТУ. НИКТО МЕНЯ ЗДЕСЬ НЕ ЛЮБИТ.
— НАТУРА — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА В КОСМОСЕ
Титры фильма на фоне красивого черного космоса, звезд и галактик. В космосе — золотистая прозрачная сфера, полная бликов и лучиков. Внутри плавают два сияющих сгустка, большой и маленький, похожий на солнечного зайчика. Всё залито ярким светом.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
АСГАРЭЛЬ, ТЫ НЕОПЫТЕН И ПОЭТОМУ НЕТЕРПЕЛИВ. ПОЙМИ, ТАКИЕ ИСТОРИИ НЕ РЕДКОСТЬ.
ГОЛОС АСГАРЭЛЯ
Я ПРОСТО ХОЧУ ПОНЯТЬ. ОНА БЫЛА ЗЛОЙ? МНОГИХ ОБИЖАЛА?
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
Я ПРОВЕРЮ.
В сфере проступают силуэты двух ангелов — большого и маленького. Большой держит в руках предмет, отдаленно напоминавший раскрытый стручок фасоли. На одной стороне этого несимметричного стручка — полоска из светлых фасолин, а на другой — всего лишь одна чёрная фасолина.
СТАРШИЙ АНГЕЛ
Я ВСПОМНИЛ ЕЁ. ОНА ОБИЖАЛАСЬ, КАК МАЛЕНЬКАЯ, ЕСЛИ С НЕЙ НЕ ДЕЛИЛИСЬ СЛАДОСТЯМИ. НО В ОСТАЛЬНОМ БЫЛА ДОБРОЙ. ХОТЯ И ОГОРЧАЛА МЕНЯ СВОЕЙ НЕПОНЯТЛИВОСТЬЮ — ЖИЛА ОДНИМ СЕРДЦЕМ, НЕ РАСКРЫВАЯ ГЛАЗ.
АСГАРЭЛЬ
ПОКАЖИ МНЕ ЕЕ ИСТОРИЮ.
СТАРШИЙ АНГЕЛ
…ЧТО Ж, ПОКАЖУ… ТЕБЕ НАДО НА ЧЕМ-ТО УЧИТЬСЯ… ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ, ОНА — КАК КНИГА. И В НЕЙ ЕСТЬ ГЛАВНЫЕ СТРАНИЦЫ.
— ИНТЕРЬЕР — КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ- СОЛНЕЧНОЕ УТРО
1947 год. Просторная комната, залитая лучами солнца. Мебель в комнате — почти вся та же, что в тушинской комнатке Нюши. На тумбочке стоит большой будильник. Он громко тикает. Время — шесть утра без одной минуты. На стене — чёрная бумажная тарелка радио, табель-календарь на 1947 год и фотография пожилой женщины с отложным белым воротничком. В луче света летают невесомые белые пушинки.
Будильник звенит ровно в шесть, его накрывает девичья рука. Из радиотарелки слышны удары кремлёвских курантов и гимн. Нюша вскакивает с постели, надевает халат, бежит с полотенцем в коридор. Потом крутится перед зеркалом в своей форме кондуктора, с сумкой на боку. Отодвигает кружевную занавеску, распахивает окно, смотрит на улицу. По радио звучит «Весенний марш» из кинофильма «Весна».
— НАТУРА — АРХИВНЫЕ СЪЁМКИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Под звуки «Весеннего марша» — утренняя весенняя Москва конца сороковых. Едут троллейбусы и трамваи, люди спешат на работу.
— ИНТЕРЬЕР — ТРАМВАЙ — ДЕНЬ
1947 год. Трамвай, украшенный портретами Ленина и Сталина и лозунгом «Да здравствует 1 Мая!», стоит без пассажиров на конечной остановке. В трамвае кондуктор Нюша хохочет и кокетничает с вагоновожатым Алексеем.
АЛЕКСЕЙ (близко придвигаясь к Нюше)
ВСЕГДА БУДЕШЬ ТАКОЙ СТРОГОЙ? ДАЖЕ ЕСЛИ?
НЮША (игриво отодвигаясь от него)
ДАЖЕ ЕСЛИ — ЧТО?
АЛЕКСЕЙ
ОХ, ЗАБЫЛ СОВСЕМ, Я Ж УТРОМ ДЛЯ ТЕБЯ НАРВАЛ…
Он торопится к своей кабине, приносит оттуда букет слегка увядшей сирени.
АЛЕКСЕЙ
ВОТ, ЭТО ВАМ, АННА ИВАНОВНА!
Нюша тянет руку к букету, но Алексей не отдаёт его.
АЛЕКСЕЙ
ОТДАМ ЗА ПОЦЕЛУЙ.
Нюша отталкивает его, смеется, бежит в другой конец трамвая.
Алексей догоняет ее и, преодолев слабое Нюшино сопротивление, обнимает, целует в губы.
АЛЕКСЕЙ (не разжимая объятий)
НУ ЧТО, ПОЙДЕШЬ ЗА МЕНЯ?
Он по-прежнему держит букет. Нюшино лицо на фоне сирени становится растерянным.
НЮША
ЗАМУЖ ЗОВЁШЬ?
АЛЕКСЕЙ
ГЛУПАЯ, КУДА Ж ЕЩЁ? РАСПИШЕМСЯ?
От неожиданности Нюша зажмуривается, потом радостно и доверчиво смотрит прямо в глаза Алексею.
— НАТУРА — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА В КОСМОСЕ
СТАРШИЙ АНГЕЛ
Я СДЕЛАЛ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ПОТЕРЯЛА ПАСПОРТ ПЕРЕД САМОЙ СВАДЬБОЙ, НО ОНИ ВСЕ РАВНО РАСПИСАЛИСЬ.
— ИНТЕРЬЕР — КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ — ДЕНЬ
1947 год. Нюша в форме кондуктора, обмахиваясь шарфом, идёт по коридору своей коммуналки. Ей нехорошо — лицо бледное, на лбу испарина. Она толкает дверь в свою комнату — та не открывается. Нюша достаёт ключ, пытается вставить его в скважину, но ей мешает ключ, вставленный с другой стороны.
Нюша стучит в дверь, всё громче и громче.
НЮША
АЛЕША!
Наконец из-за двери раздаётся голос Алексея.
ГОЛОС АЛЕКСЕЯ
КТО ТАМ?
НЮША
АЛЕША, Я ЭТО, ОТКРОЙ ПОСКОРЕЙ.
ГОЛОС АЛЕКСЕЯ
СЕЙЧАС…
Дверь открывается не сразу, в проёме стоит растрёпанный Алексей, его рубашка застёгнута наполовину.
НЮША
СПАЛ?
АЛЕКСЕЙ
ТЫ ЧТО ТАК РАНО? ТВОЯ СМЕНА ЕЩЕ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ.
НЮША, заходя в комнату
ПЛОХО СЕБЯ ПОЧУВСТВОВАЛА… У МЕНЯ ДЛЯ ТЕБЯ, АЛЁШ, БОЛЬШАЯ НОВОСТЬ…
Нюша не успевает договорить. В комнате, нервно закалывая волосы, стоит спиной к Нюше незнакомая женщина. Кровать в беспорядке. Всё сразу поняв, Нюша подходит к окну и ждет там. Она не оборачивается, даже когда раздаются быстрые шаги и дверь захлопывается. Женщина ушла.
НЮША (по-прежнему глядя на улицу)
ЧТО ЖЕ ТЫ НАДЕЛАЛ… ВЕДЬ Я ОТ ТЕБЯ РЕБЁНКА ЖДУ.
АЛЕКСЕЙ
КАКОГО РЕБЕНКА?
НЮША
БЕРЕМЕННА Я… А ТЕПЕРЬ УХОДИ.
Секунду постояв посреди комнаты, он снимает с гардероба свой чемодан, собирает вещи.
АЛЕКСЕЙ (вдруг замирает над чемоданом)
А МОЖЕТ, ОСТАНУСЬ? ТЕБЕ ЖЕ ХУЖЕ БЕЗ МЕНЯ БУДЕТ. ОДНОЙ РЕБЕНКА РАСТИТЬ!
НЮША (наконец повернувшись к нему)
ХУЖЕ, ЧЕМ СЕЙЧАС, НЕ БУДЕТ.
АЛЕКСЕЙ (уходя)
ПОЖАЛЕЕШЬ ПОТОМ!
— НАТУРА — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА В КОСМОСЕ
АСГАРЭЛЬ
ОНИ БОЛЬШЕ НЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ?
СТАРШИЙ АНГЕЛ
ОН ПРИХОДИЛ К НЕЙ ОДИН РАЗ… КОГДА ПОССОРИЛСЯ СО СВОЕЙ ЛЮБОВНИЦЕЙ… КАК РАЗ НАКАНУНЕ ТОГО ДНЯ.
АСГАРЭЛЬ
НАКАНУНЕ КАКОГО-ТО ОЧЕНЬ ВАЖНОГО ДНЯ?
— ИНТЕРЬЕР — КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ — ВЕЧЕР
1947 год. Нюша в платье лежит на кровати, горестно свернувшись калачиком. В дверь стучат. Она открывает. На пороге стоит Алексей. Он выпил для храбрости, но вид у него жалкий. Нюша, наоборот, напускает на себя бесшабашность.
АЛЕКСЕЙ (потоптавшись)
АНЮТОЧКА, А МОЖЕТ, ЭТО… ПОПРОБУЕМ ОПЯТЬ… ВМЕСТЕ-ТО ВЕСЕЛЕЕ!
НЮША
НЕТ, АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ, ЗАБЫТЫ НАШИ ВСТРЕЧИ И ВЕЧЕР ГОЛУБОЙ! МОЯ ЖИЗНЬ ТЕПЕРЬ И ТАК ВЕСЁЛАЯ! ТАНЦУЮ ОТ РАДОСТИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Она отбивает перед ним отчаянную чечёточку, потом становится серьёзной.
НЮША
А У ТЕБЯ, Я ВИЖУ, ТАМ ЛЮБОВЬ ЗАКОНЧИЛАСЬ?
АЛЕКСЕЙ
ДА МЕНЯ ТАМ И НЕ ЛЮБИЛИ, ОКАЗЫВАЕТСЯ! ЧТО У ТЕБЯ С РУКАМИ?
НЮША
В ПОЛИРОВОЧНОМ ЦЕХЕ ТЕПЕРЬ РАБОТАЮ. ЗАРПЛАТА ХОРОШАЯ.
АЛЕКСЕЙ
СО МНОЙ БЫ НЕ ПРИШЛОСЬ СЕБЯ УРОДОВАТЬ.
НЮША усмехается
НЕ ПЕРЕЖИВАЙ. У МЕНЯ ВСЁ ПРЕКРАСНО БУДЕТ!
АЛЕКСЕЙ
ДУРА, У ТЕБЯ РЕБЕНОК СКОРО РОДИТСЯ. О НЕМ ПОДУМАЙ.
НЮША
КАКОЙ РЕБЕНОК? Я ЖЕ ПОШУТИЛА.
АЛЕКСЕЙ (совсем поникнув)
ПОШУТИЛА… НУ ЛАДНО… Я ПОШЁЛ ТОГДА?
НЮША
ДАВАЙ. А ТО Я В ГОСТИ СЕЙЧАС СОБИРАЮСЬ.
Он уходит. Нюша накидывает на плечи большой платок. Садится на постель. Трёт лицо ладонями. Сгорбившись, покачивается из стороны в стороны и смотрит в одну точку. Тяжело вздыхает, заводит будильник на восемь утра, снова ложится в постель и отворачивается к стене.
— НАТУРА — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА В КОСМОСЕ
СТАРШИЙ АНГЕЛ
НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ЕЙ СДЕЛАЛИ ТУ САМУЮ ОПЕРАЦИЮ. ДВУМ ДЕВОЧКАМ-БЛИЗНЯШКАМ НЕ УДАЛОСЬ РОДИТЬСЯ НА СВЕТ.
АСГАРЭЛЬ
ЭТО ОЧЕНЬ ГРУСТНАЯ ИСТОРИЯ… НО КАК ЖЕ НЮША ПОПАЛА К ТЕМ ПЛОХИМ ЛЮДЯМ? И НЕЛЬЗЯ ЛИ ИХ СДЕЛАТЬ ХОТЬ НЕМНОГО СВЕТЛЕЕ, ЧТОБЫ ОНИ ПЕРЕСТАЛИ ЕЁ МУЧИТЬ?
СТАРШИЙ АНГЕЛ
ОПЯТЬ ТЫ МЕНЯ ТОРОПИШЬ, АСГАРЭЛЬ. ПОЙМИ, ЛЮДИ САМИ ЗА СЕБЯ ОТВЕЧАЮТ. РЕДКО КТО РОЖДАЕТСЯ И УМИРАЕТ В КЛЕТКЕ, ПОЧТИ У КАЖДОГО ЕСТЬ ВЫБОР.
— ИНТЕРЬЕР — КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ — ДЕНЬ
1957 год. Нюша изменилась. Слегка расплылась фигура и уже обозначился будущий живот, но кудри пока черны и глаза снова блестят. Она радостно суетится около своих гостей: к ней только что пришли двое — лысоватый невысокий мужчина с мальчиком лет четырёх. Мужчину зовут Фролович. Нюша принимает у него шапку, пальто, вешает на вешалку. Заботливо помогает ребенку снять многослойные зимние одёжки: подпоясанную ремешком шубу с варежками на веревочках, цигейковую шапку на завязках, белый платок под шапкой, валенки с калошами. У шубы мальчика одна пуговица висит на длинной нитке — скоро оторвётся. Нюша, потянув пуговицу и покачав головой, кладет шубу на свою кровать.
Она дарит мальчику игрушечный грузовик. А мужчина преподносит ей новую пластинку. Все трое садятся за уже накрытый стол. Эти кадры сопровождаются рассказом старшего ангела.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
ПОСЛЕ РАЗВОДА С АЛЕКСЕЕМ НЮША ПОСВЯТИЛА СЕБЯ ЧУЖИМ ДЕТЯМ. ОНА ПЕРЕНЯНЧИЛА ВСЕХ СОСЕДСКИХ, ПОТОМ ПРИЮТИЛА СВОЮ ПЛЕМЯННИЦУ. ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ПЛЕМЯННИЦА ВЫШЛА ЗАМУЖ. НО И НЮША НЕ ОСТАЛАСЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ. ОНА ВСТРЕТИЛА БУХГАЛТЕРА ФРОЛОВИЧА.
ФРОЛОВИЧ, помахав рукой перед лицом, садится за стол. Чихает, достаёт платок.
ПОЧЕМУ ТУТ СТОЛЬКО ПУШИНОК? АЖ В НОСУ ЗАСВЕРБИЛО.
НЮША
ДА АНГЕЛЫ У НАС ЧАСТО ЛЕТАЮТ, ВОТ КРЫЛЬЯ СВОИ И ПООБТРЕПАЛИ.
(смеётся, потом объясняет серьёзно)
СОСЕД МОЙ ПУХОВКИ ДЛЯ ПУДРЕНИЦ НА ДОМУ ДЕЛАЕТ.
ФРОЛОВИЧ
ИШЬ ТЫ! ФИНИСПЕКТОРА НЕ БОИТСЯ… И НИКТО ЕГО НЕ ПРИЖУЧИЛ ДО СИХ ПОР…
(суетливо, мальчику)
ТОЛИК, ТЫ ЕШЬ, ЕШЬ.
Но мальчик не ест. Он играет на столе машинкой и исподлобья посматривает на Нюшу.
ФРОЛОВИЧ (сыну)
НЕ БОЙСЯ, ОНА ДОБРАЯ ТЁТЯ. ОНА ТЕБЯ ЛЮБИТЬ БУДЕТ.
НЮША (обнимает мальчика)
КОНЕЧНО, БУДУ!
Мальчик пугливо отталкивает её.
ФРОЛОВИЧ (нервно прислушивается)
ЧТО ЭТО СЕЙЧАС БЫЛО?
НЮША
ДА НЕ ПУГАЙТЕСЬ ВЫ, ЭТО ТРУБЫ СТАРЫЕ У НАС ГУДЯТ.
Фролович вскакивает из-за стола, со знающим видом стучит по трубе отопления, прикладывает к ней ухо. Потом подходит к патефону, уверенно заводит его, ставит свою пластинку. Звучит песня из «Карнавальной ночи». Мужчина по-хозяйски обходит Нюшину комнату.
ФРОЛОВИЧ (показывая рукой)
КОМНАТУ ВОТ ТУТ ПЕРЕГОРОДИМ. ТАМ ТОЛИК БУДЕТ СПАТЬ, ЗДЕСЬ — МЫ… ПРЯМ СЕЙЧАС МОЖНО ПЕРЕГОРОДИТЬ!
Он пытается сдвинуть огромный гардероб, Нюша бросается ему на помощь. Гардероб перемещается с трудом, Фролович хватается за сердце.
НЮША (обеспокоенно)
ЧТО ТАКОЕ?
ФРОЛОВИЧ
ПРИХВАТИЛО. СЕЙЧАС, СЕЙЧАС… ТЫ ПОСЧИТАЙ-КА МНЕ ПУЛЬС. ЖЕНА-ПОКОЙНИЦА ВСЕГДА СЧИТАЛА…
Нюша, то и дело поглядывая на будильник, держит руку на запястье Фроловича. Сосредоточенно шепчет, считая его пульс.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
ЕЁ СЕРДЦЕ СРАЗУ ПРИНЯЛО НЕСЧАСТНОГО ВДОВЦА С МАЛЮТКОЙ. ОНА БЫЛА СЧАСТЛИВА, ЧТО КОМУ-ТО СНОВА НУЖНА ЕЁ ЛЮБОВЬ.
Под звуки патефона осмелевший мальчик возит на верёвочке свой грузовик вокруг стола. Неудачно развернутый гардероб стоит посреди комнаты. Неугомонный Фролович то садится, то опять вскакивает и бегает, планируя перестановку. А Нюша сидит, слушая его с улыбкой и пришивая пуговицу к шубе ребенка.
Крупным планом — женская рука с иголкой.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
ОЧЕНЬ СКОРО ОНИ ЗАЖИЛИ ОДНОЙ СЕМЬЕЙ, НО ЭТО ПРОДЛИЛОСЬ НЕДОЛГО, ПОТОМУ ЧТО ВЕСНОЙ ФРОЛОВИЧ УМЕР. ОН ПЕРЕНЕРВНИЧАЛ ИЗ-ЗА ОДНОЙ СТРОГОЙ РЕВИЗИИ НА РАБОТЕ… НЮША И ТОЛИК ОСТАЛИСЬ ОДНИ.
ОНА ВЫРАСТИЛА МАЛЬЧИКА. ТОЛИК ЖЕНИЛСЯ, ЕГО ВЕСЁЛАЯ И НЕУГОМОННАЯ ЖЕНА ЛЕНОЧКА ТОЖЕ ПОСЕЛИЛАСЬ У НЮШИ.
ПОТОМ ИХ ДОМ ПРИГОВОРИЛИ К СНОСУ. ЖИЛЬЦАМ СТАЛИ ПРЕДЛАГАТЬ НОВЫЕ ОТДЕЛЬНЫЕ КВАРТИРЫ. НЕКОТОРЫЕ СОСЕДИ ПО КОММУНАЛКЕ ЗВАЛИ НЮШУ ПОЕХАТЬ С НИМИ…
— ИНТЕРЬЕР — КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ — ДЕНЬ
1990-е годы. Старушечья рука с иголкой. Нюша пришивает пуговицу к рубашке пасынка. Напротив неё в кресле-качалке сидит жена Толика Леночка. Стоящий за качалкой пузатый лысеющий Толик слегка её раскачивает.
ТОЛИК
МАМА НЮШ, С НАМИ-ТО ЛУЧШЕ БУДЕТ, ЧЕМ С ЧУЖИМИ. МЫ УХАЖИВАТЬ ЗА ТОБОЙ БУДЕМ! ПРАВДА, ЛЕН?
ЛЕНОЧКА
КОНЕЧНО, ПРАВДА! НАМ НА ТРОИХ КВАРТИРУ ДАДУТ. КРАСОТА.
ТОЛИК
ОТДЕЛЬНУЮ! ДВУХКОМНАТНУЮ! НАМ С ЛЕНОЙ КОМНАТА ПОЛОЖЕНА И ТЕБЕ КОМНАТА ПОЛОЖЕНА. НАКОНЕЦ-ТО ИЗБАВИМСЯ ОТ КОММУНАЛКИ. А ТО ЖИВЁМ ТУТ, КАК НА ВОКЗАЛЕ. НАДОЕЛО.
НЮША
А МНЕ ЖАЛКО С СОСЕДЯМИ РАЗЪЕЗЖАТЬСЯ… НО НИЧЕГО ТУТ НЕ ПОДЕЛАЕШЬ… А ВАМ, МОЛОДЫМ, КОНЕЧНО, ОТДЕЛЬНАЯ КВАРТИРА НУЖНА… КОГДА УМРУ, ОНА ВСЯ ВАМ ОСТАНЕТСЯ.
ЛЕНОЧКА (расстроенно)
ОЙ, НУ ЧТО ВЫ ТАКОЕ ГОВОРИТЕ!
НЮША
ВЕДЬ УМРУ ЖЕ Я КОГДА-НИБУДЬ.
ТОЛИК
НУ ЧТО ТЫ, МАМА НЮШ, ЖИВИ, СКОЛЬКО ХОЧЕШЬ! ХОТЬ ДО СТА ЛЕТ!
— НАТУРА — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА В КОСМОСЕ
АСГАРЭЛЬ
А ЗДЕСЬ ТЫ НЕ ПЫТАЛСЯ ВМЕШИВАТЬСЯ?
СТАРШИЙ АНГЕЛ
КОНЕЧНО. ОНА ОПЯТЬ НЕ ЗАХОТЕЛА ЗАМЕЧАТЬ.
— ИНТЕРЬЕР — КВАРТИРА НОВОСТРОЙКИ — КАНУН НОВОГО ГОДА
1990-е годы. Старая Нюша допивает чай с вареньем. Перед ней на столе красуется в вазе еловая ветка с игрушками. По старенькому телевизору идет новогодний концерт. Взяв пустую чашку и блюдца, Нюша идёт на кухню. Там Толик пьёт пиво из банки, рядом с ним курит Леночка. У их ног крутится облезлая болонка. Нюша подходит к раковине.
ТОЛИК
МАМА НЮШ, НУ ВРОДЕ ЖЕ ДОГОВАРИВАЛИСЬ… ПОКА МЫ НА КУХНЕ, ТЫ СЮДА НЕ ЗАХОДИШЬ.
НЮША
ДА МНЕ ТОЛЬКО ЧАШКУ И РОЗЕТКУ ИЗ-ПОД ВАРЕНЬЯ ОПОЛОСНУТЬ. СВЕТЛАНА МАРКОВНА НА ПРАЗДНИК БАНОЧКУ ЗЕМЛЯНИЧНОГО ПОДАРИЛА. ХОТИТЕ, ВАМ НЕМНОГО ДАМ?
ЛЕНОЧКА (истерично)
ДА ЧТО Ж ТАКОЕ ДЕЛАЕТСЯ! Я ВЕДЬ ПО-ХОРОШЕМУ ПРОСИЛА! ТОЛИК, ТЫ СЛЫШАЛ? ОПЯТЬ СВЕТЛАНА МАРКОВНА СЮДА ПРИХОДИТ. ТЕПЕРЬ ПОНЯТНО, ПОЧЕМУ У НАС ПРОДУКТЫ ИСЧЕЗАЮТ.
НЮША (ополаскивая чашку дрожащими руками)
ОНА НЕ ВОРОВКА. ОНА УЧИТЕЛЬНИЦА. ГРЕШНО НА НЕВИННОГО ЧЕЛОВЕКА НАГОВАРИВАТЬ.
ЛЕНОЧКА
И СВОЮ ПОСУДУ, АННА ИВАНОВНА, У НАС НА КУХНЕ НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ! И ТРЯПКИ ВОНЮЧИЕ ХВАТИТ ТУТ КИПЯТИТЬ!
НЮША
ДОЧКА, Я Ж НЕ ВИНОВАТА…
Испуганная Нюша семенит с вымытыми чашкой и блюдцем обратно к себе, но Леночка, подкравшись на цыпочках, догоняет её в коридоре, не даёт войти в комнату.
ЛЕНОЧКА
ПОПАЛАСЬ, ГРЯЗНАЯ СТАРУХА! ОПЯТЬ ПО НАШЕЙ НОВОЙ ДОРОЖКЕ ХОДИШЬ, СКОЛЬКО РАЗ Я ТЕБЕ ГОВОРИЛА, ЧТОБЫ ПО СТЕНКЕ ШЛА!
НЮША (жалким голосом, пытаясь казаться сильной)
ДАЙ МНЕ ПРОЙТИ… В МОЮ… КОМНАТУ!
Смерив старушку взглядом, Леночка отходит, при этом нарочно толкает Нюшу. Нюша вскрикивает, чашка с блюдцем выскальзывают из её рук и разбиваются.
ЛЕНОЧКА
ЧТО? ЧТО? ОПЯТЬ БУДЕТЕ ВСЕМ ЖАЛОВАТЬСЯ, ЧТО Я НА ВАС НАПАДАЮ?
Леночка возвращается на кухню к Толику, рыдает там.
ЛЕНОЧКА
Я БОЛЬШЕ ТАК НЕ МОГУ! ОНА ВСЮ ЖИЗНЬ НАМ ОТРАВИЛА — СМОТРИ, ДАЖЕ ГОСТЕЙ НА НОВЫЙ ГОД ПРИГЛАСИТЬ СТЕСНЯЕМСЯ. СДЕЛАЙ ЖЕ ЧТО-НИБУДЬ!
— НАТУРА — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА В КОСМОСЕ
СТАРШИЙ АНГЕЛ
АСГАРЭЛЬ, ПЕРЕСТАНЬ.
АСГАРЭЛЬ
А РАЗВЕ ТЫ НЕ ПЛАКАЛ, ГЛЯДЯ НА ЕЁ ЖИЗНЬ?
СТАРШИЙ АНГЕЛ
МЫ НЕ МОЖЕМ ОБО ВСЕХ ПЛАКАТЬ. Я ДАВАЛ ЕЙ ЗНАКИ, ПЫТАЛСЯ НАПРАВЛЯТЬ — ЭТОГО ДОСТАТОЧНО.
АСГАРЭЛЬ
А ЧТО, ЕСЛИ Я СЕЙЧАС ОТПРАВЛЮСЬ ТУДА, В САМОЕ НАЧАЛО?
СТАРШИЙ АНГЕЛ
ЗАЧЕМ? ТЫ НЕ В СИЛАХ ПОМЕНЯТЬ ТО, ЧТО УЖЕ ПРОИЗОШЛО.
Старший становится сгустком света и плавно перемещается к куполу золотистой сферы, показывая, что заканчивает разговор.
АСГАРЭЛЬ
ЗАТО МОИ ЛЮБОВЬ И СОЧУВСТВИЕ БУДУТ С НЕЙ. ПУСТЬ ОНА И НЕ УЗНАЕТ ОБ ЭТОМ.
СТАРШИЙ АНГЕЛ
АСГАРЭЛЬ. ТЫ СЛИШКОМ ИМПУЛЬСИВЕН ИЗ-ЗА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, А МЫ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ВСЕМ И ВО ВСЕ ВРЕМЕНА. УВИЖУ ТЕБЯ ПОЗЖЕ!
Его лучистая энергия проходит сквозь прозрачную стену и удаляется, став крошечной светящейся точкой. Асгарэль остается один. Вскоре он тоже становится сгустком света и покидает сферу.
— НАТУРА — КОСМОС И АРХИВНЫЕ СЪЁМКИ СТАРОЙ МОСКВЫ
Мелькание звезд и галактик, имитация полета в космосе. Вид Москвы сверху. Вид Москвы снизу. Архивная пленка быстро-быстро откручивается назад. Время так стремительно летит назад, что солнце взлетает над Нюшиным городом и сразу падает вниз, как мячик. Тени уменьшаются и исчезают, не успев как следует упасть на землю, вода превращается в лед, чтобы сразу растаять и миллионом капелек уйти в небо. Слышна быстрая какафония жизни: шум дождя и ветра, звуки вальсов и маршей, телефонные гудки, плач младенцев, одобрительный гул толпы и прекрасное женское пение. Эта круговерть показывает, что Асгарэль все-таки отправился в прошлое вопреки наставлениям старшего ангела.
— ИНТЕРЬЕР — КОМНАТА В КОММУНАЛКЕ — ВЕЧЕР
1947 год. Асгарэль находит Нюшу. Теперь видно, что он и в самом деле очень маленький — ростом с ребенка. Он стоит незамеченный перед Нюшей в ее полутемной комнате. Она только что окончательно прогнала Алексея, завтра ей идти на операцию. Сгорбившись, Нюша сидит на своей кровати, покачивается из стороны в стороны и смотрит в одну точку. Потом тяжело вздыхает, заводит будильник на восемь утра, ложится в постель, отворачивается к стене и плачет.
Асгарэль маленьким светлым силуэтом стоит у изголовья кровати, гладит Нюшу по голове. Она не чувствует его нежных прикосновений. Так и засыпает, всхлипывая…
АСГАРЭЛЬ
ЕСЛИ БЫ ХОТЬ ЧТО-ТО БЫЛО В МОЕЙ ВЛАСТИ.
Светает. Часы показывают почти восемь утра.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
АСГАРЭЛЬ! ЧТО ТЫ ТАМ ДЕЛАЕШЬ? НЕМЕДЛЕННО ВОЗВРАЩАЙСЯ!
— НАТУРА — КОСМОС И АРХИВНЫЕ СЪЁМКИ СТАРОЙ МОСКВЫ — ЗОЛОТИСТАЯ СФЕРА
Громко звенит Нюшин будильник. Архивные съёмки города. И снова солнце падает, как мячик, чтобы тотчас подпрыгнуть над землей с противоположного края, и галактики кружатся быстрее обычного. Все то же самое, только теперь время мчится в обратном порядке.
Съёмки космоса.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
ДЕРЖИСЬ ЗА МЕНЯ. ГЛУПЫЙ. ЕЩЕ НЕМНОГО — И СГИНУЛ БЫ ТЫ. ПРЕВРАТИЛСЯ БЫ В ОСТЫВШИЙ УГОЛЕК, В ХОЛОДНОГО КАРЛИКА, ПРИПОРОШЕННОГО ПЕПЛОМ.
Они снова в своей золотистой сфере.
СТАРШИЙ АНГЕЛ
НЕ ДЕЛАЙ БОЛЬШЕ ТАКИХ ГЛУПОСТЕЙ, АСГАРЭЛЬ. ВЕДЬ НИЧЕГО НЕ… ХОТЯ ПОДОЖДИ… Я НЕ ПОНИМАЮ… ВСЁ ВРОДЕ БЫ ПРЕЖНЕЕ, И ЗВЕЗДЫ НА МЕСТЕ, НО ЧТО-ТО ИЗМЕНИЛОСЬ. КАК-БУДТО МИР СВЕРНУЛСЯ В ТРУБОЧКУ И РАЗВЕРНУЛСЯ ЗАНОВО. И СТАЛ ЧУТЬ СВЕТЛЕЕ.
Старший раскрывает человеческую жизнь, из-за которой едва не пропал Асгарэль.
— ИНТЕРЬЕР — КВАРТИРА В НОВОСТРОЙКЕ — КАНУН НОВОГО ГОДА
1990-е годы. Действие переносится на Землю, а на месте золотистой сферы появляется позолоченный прозрачный шар. Его только что повесила на новогоднюю ёлку старая Нюша. Комната, похожая на предыдущую Нюшину в новостройке. Но здесь нет холодильника, еды на подоконнике, тряпок на радиаторе. И атмосфера совсем другая — семейного праздника. Из соседней комнаты долетают весёлая музыка и радостные голоса.
На стене рядом со старой фотографией женщины в отложном воротничке теперь висит множество других фотографий: Нюша с двумя маленькими девочками, две девушки в белых школьных передниках, свадьба – гордая Нюша стоит рядом с невестой, а также снимки карапузов, детей разных возрастов.
В комнате находятся Нюша и её внучка. Девочка помогает бабушке украшать елку.
Из коридора раздается голос другого внука.
ГОЛОС ПОДРОСТКА
БА, МАМА СПРАШИВАЕТ — ВЫ СКОРО К СТОЛУ ПРИДЁТЕ?
НЮША
СЕЙЧАС ИДЁМ!
ВНУЧКА
МЫ ПОСЛЕДНИЕ ИГРУШКИ ВЕШАЕМ!
(обращается в бабушке)
БАБУЛЬ, МНЕ МАМА РАССКАЗЫВАЛА, ЧТО, КОГДА ОНА БЫЛА МАЛЕНЬКАЯ, ВЫ ВСЕ ИГРУШКИ ДЛЯ ЁЛКИ САМИ ДЕЛАЛИ.
НЮША
ДЕЛАЛИ! И ОЧЕНЬ НАМ ЭТО НРАВИЛОСЬ. МЫ ОЧЕНЬ БЕДНЫЕ ТОГДА БЫЛИ. Я ВЕДЬ ОДНА ИХ РАСТИЛА.
Девочка достаёт из коробки и разворачивает фигуру ангелочка с крыльями из белого пуха.
ВНУЧКА
УХ ТЫ, АНГЕЛ! МОЖНО, Я ЕГО САМА ПОВЕШУ?
Привстав на цыпочки, девочка бережно вешает ангела на ветку.
ВНУЧКА
У КАЖДОГО ЕСТЬ СВОЙ АНГЕЛ?
НЮША
ДА.
ВНУЧКА
И У МЕНЯ?
(Нюша утвердительно кивает ей).
И У МАМЫ? И У ПАПЫ?
(Нюша снова кивает).
И ДАЖЕ У БАРСИКА?
НЮША (смеясь)
МОЖЕТ, И У БАРСИКА ЕСТЬ.
ВНУЧКА (продолжает перечислять)
У ВСЕХ АНГЕЛЫ ЕСТЬ. У СЕРЁЖИ. У ВАНЕЧКИ. У КСЮШИ. У ДЯДИ САШИ. У ТЕБЯ… ЖАЛКО, ЧТО МЫ ИХ НЕ МОЖЕМ ВИДЕТЬ.
НЮША
Я СВОЕГО ВИДЕЛА.
ВНУЧКА (драматично вытаращив глаза и прикрывая свой рот ладонью)
БАБУШКА, ЧТО ТЫ ТАКОЕ ГОВОРИШЬ! ЭТО-ГО НЕ МО-ЖЕТ БЫТЬ!
НЮША
ОН МНЕ ПРИСНИЛСЯ ОДНАЖДЫ.
ВНУЧКА (махнув рукой)
ВО СНЕ… ТАК ЭТО НЕ СЧИТАЕТСЯ! А КАКОЙ ОН БЫЛ?
НЮША
ЖАЛКИЙ ТАКОЙ БЫЛ, МАЛЕНЬКИЙ, НЕКРАСИВЫЙ. И ПЛАКАЛ.
ВНУЧКА
ПОЧЕМУ ПЛАКАЛ?
НЮША
ОН ПРОСИЛ МЕНЯ НЕ ДЕЛАТЬ … ОДНУ ОШИБКУ.
ВНУЧКА
КАКУЮ ОШИБКУ?
НЮША
ОЧЕНЬ БОЛЬШУЮ ОШИБКУ… ДАЖЕ СТРАШНО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕПЕРЬ.
Нюша порывисто прижимает внучку к себе, целует её макушку, словно только что спасла девочку, а заодно и себя, от грозившей им опасности.
ВНУЧКА
ТЫ ЕГО ПОСЛУШАЛА?
НЮША
ПОСЛУШАЛА, ПОСЛУШАЛА…
С ёлки медленно планирует маленькое белое перышко. Наверное, оно оторвалось от крыла игрушечного ангела. Девочка подставляет ладонь, нежно дует на него — пёрышко взмывает вверх. И снова планирует вниз. Камера следит за его неспешным полётом. Оно приземляется на еловую ветку. В это время за кадром идёт диалог.
ГОЛОС СТАРШЕГО АНГЕЛА
АСГАРЭЛЬ, ЭТО ВЕДЬ Я ДОЛЖЕН БЫЛ УЧИТЬ ТЕБЯ. НО ВЫШЛО, ЧТО ТЫ ПРЕПОДАЛ МНЕ УРОК.
ГОЛОС АСГАРЭЛЯ
А ЗНАЕШЬ, ОНА В САМОМ ДЕЛЕ СЛАДКОЕЖКА. У НЕЁ ПОД ПОДУШКОЙ КУСОК САХАРА СПРЯТАН.
— НАТУРА — КОСМОС
Кадры космоса. Звёзды. Галактики. Кометы.
КОНЕЦ