125 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
Екатерина ВИШНЯ
…Осенняя природа Константиново словно создана для того, чтобы вдохновлять на создание поэтических образов: русские пейзажи, живописный вид на реку Оку, которую обнимают холмистые берега – кажется, что это не пульс стучит в висках, а бесстрастное время отсчитывает секунды, минуты, часы, вечность.
Из Константиново, малой родины Сергея Есенина, тянется бесчисленное множество литературных нитей, проходящих в каждый город: каждый год по всей России проходят литературные конференции и семинары, посвященные творчеству великого поэта, публикуются литературные сборники. В центре внимания филологов оказывается личность поэта и его удивительное чувство слова, поскольку Сергей Есенин
1) первый, кто настолько насытил поэтическую речь многосмысловой образностью, метафоричностью и придал ей новую форму:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Трепетное отношение Есенина ко всему природному, вызывающее живой отклик у публики, сочеталось с аутентичными фольклорными мотивами, с отсылками к иконописи и исповедальными мотивами обогатило литературу Серебряного века.
2) автор малых поэм, которые демонстрируют мастерство исповедального диалога или монолога. В поэтических произведениях Есенина лирический герой – это человек, обладающий высшей степенью самоуважения, которое в полной мере обнаруживает в откровенном письмо «Письмо к женщине».
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состоянье.
Герой говорит любимой о том, что в его жизни появилось вдохновение, он состоялся в новой жизни и не обвиняет ее ни в чем, наоборот, извиняется за былое и проявляет уважение к сопернику, который занял его место:
Простите мне…
Я знаю: вы не та —
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
Лирический герой дает понять, что верит в то, что любовь к нему еще сохранилась, благодарит за заботу и в конце:
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Образ лирического героя горяч и красив, а скромное именование себя просто «знакомым», несмотря на бурную любовную историю, означает, что любимая будет еще долго вспоминать его.
3) Самобытность, принадлежность к миру купеческой России, осмысление конфликта революционных лет тем не менее не находили отклика в критике. Так, в 1954 году критик К.Л. Зелинский написал о Есенине М.А. Шолохову: «Что-то странное творится с ним. Все делалось до сих пор для того, чтобы замолчать и забыть поэта. Но память о нем не умирает в народе{…}. В то же время в общественном мнении, в критике Есенина как бы не существует…Посылаю Вам свою небольшую работу о Есенине, которую бы мне хотелось увеличить до размеров – пусть небольшой – книжки о поэте». 4 февраля 1955 Шолохов писал директору Гослитиздата А.К. Котову: «Дорогой т. Котов! А почему бы не издать книжку о Есенине? Большой русский поэт, и о нем – ни слова! Ознакомься с ней и подумайте у себя…быть может, нужно издать». Рукопись легла в основу предисловия Зелинского к двухтомному изданию стихотворений поэта в 1995 году.
Тем важнее, что творческое наследие поэта остается в фокусе внимания русских и зарубежных исследователей, каждый из которых приобщается к сокровищнице художественного мира Сергея Есенина.