СТАРАЯ ШКОЛА

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 


Светлана ЧЕРНЫШЁВА
посвящается учителю географии Биряковской
средней школы Тимонину Николаю Анатольевичу

Первые

– А, вот ты где! – удивился Котька.– Я тебя целый час разыскиваю, а ты тут стоишь и сосульку в руках вертишь, глупостями занимаешься.
– Это ещё почему?– сержусь я. – Я, может, сквозь ледышку берёзу рассматриваю, которая в снежной шапке, и крышу того покосившегося домика, а сейчас и твой нос… любопытный.
Котька тут же нос рукавицей прикрыл, а я и рада.

– Я даже солнцем научилась управлять через эту ледышку. Захочу, увеличу яркость, так что глаза начнут щуриться. И ушанка уже не потребуется, потому что жарко станет, как после катания с горки. Ух! Теплота!..

– Какая ещё теплота?– возмущается Котька.– На улице мороз крепчает, завтра в школу можно не ходить… Устраиваешь тут фокусы! А у нас дело важное, общешкольное. Так что сосульки разглядывать некогда, да и с горки кататься тоже… Всё ради макулатуры!

И он начинает чертить варежкой по снегу, и на сугробе появляются большие квадраты, похожие на коробки.

– Раньше сам не поверил бы, что пятьсот килограммов собрать можно. Думал – и стараться нечего. А теперь, когда новенькие книжки в школу привезли – за первое место…
Сосулька тут же становится послушной. Ей я рисую пачки газет и осторожно складываю в снежные ящики. Как будто на самом деле.

Но тут появляется Мишка и сходу начинает орать:
– И я с вами! И тысячу, и больше насобираем. Целый самосвал замакулатурим.

И тут волшебная ледышка, – ах, падает из рук! – и разбивается вдребезги.

– Не будет,– говорю,– самосвала с макулатурой. Потому что в деревне только газету «Сельская жизнь» и журнал «Крестьянка» выписывают. Ну, ещё «Сокольскую правду«* И никто их хранить не станет, потому что старые вести хорошо в морозы греют…
– Вот бы клад бумажный найти! – мечтает Мишка, ёжась в сугробе.
– Таких не бывает,– вздыхает Котька.
– Всё бывает, когда малина поспевает…
– Хватит! – говорю я.

Я тоже люблю поспорить, только не сейчас, когда другой класс может выиграть. И я предлагаю в старую школу забраться и макулатуру там поискать. Если бы не машина с большими щипцами, которая разбирать школу приезжала, а потом передумала – постояла и уехала, я бы никогда о таком не догадалась. А вдруг вернётся? Кому там макулатура потребуется?

– Конечно, нам! – сразу закричал Мишка.– Ты здорово придумала!
А Котька сомневается, он всегда такой – если бы да ка бы…
– Ну, и как вы туда заберётесь? Окошечки-то давно заколочены.
– Это уж точно не моя забота, – говорю. – Инструменты-то у вас дома имеются?
Инструменты и фонарики нашли. А главное, верёвки не забыли, чтобы макулатуру связывать. В общем, уже через час мы в старой школе оказались. В ней давным-давно наши родители учились.
В тёмном коридоре, идущем вдоль классных комнат, послышался писк и какое-то шебуршение.
– Мыши!– сообразил Мишка.
–М-мы-ши-и-и!.. – пропел Котька.

Я дрожащими руками схватилась за ближайшую дверную ручку. Дверь с надписью «библиотека» открылась, и я вошла. Мишка и Котька светили издали фонариками. Видно, они сомневались… А нужно не прикидывать, а побольше действовать. Я всегда так делаю. Вот и сейчас верёвку схватила и давай тетрадки, книжки и газеты связывать. А они таскать к выходу стали, как же не помочь?.. Мы ведь друзья, на всю жизнь. Нам даже глупости в голову одинаковые приходят. Мишка ещё надумал в классные журналы заглянуть, со старыми оценками.

.– Ну, – говорит,– двойки раньше тоже ставили. Смотрите, смотрите, что творится! Мне тут тоже двоек наставили! За что, спрашивается?
– Ну-ка, покажи,– обрадовалась я,– где это ты себя отыскал?
– Ха-ха, – развеселился Котька, – да это ж его папки оценки. Ну, Мих-мих, ты балда!
– Не ври, – взвился Мишка, – не мог мой отец так учиться!

Я решила поскорее этот журнал верёвкой связать, с другими подобными. Боялась , что они ещё чего-нибудь раскопают.
– Ничего, – говорю, – не понимаете! Разве однофамильцев совсем не бывает?..
Тут уж Мишка с Котькой согласились, и мы собрали столько килограммов макулатуры, что каждый получил сказки братьев Гримм и детективы Агаты Кристи.
Важное дело сделали! Только почему-то больше первыми быть не старались…

* «Сокольская правда» — районная газета Сокольского района Вологодской области. 

Дед Мороз

Это был Новогодний праздник с маскарадными костюмами. Он в школе, как обычно, проходил, в спортивном зале. Возле ёлки Мишка с Котькой в заячьих костюмах с большими ушами прыгали, как настоящие беляки. И чуть-чуть походили на слонов, потому что в валенках. Ну, своим топотом.

Я так волновалась, что чуть не потеряла свой синий парик. Потому что я была Мальвиной, а парик – из мочалки, обычной, которая из бани. Точнее, из магазина с банными принадлежностями. Хорошо, мама синькой догадалась его покрасить, чтобы меня никто не узнал. Мальвина – и всё тут!

И вдруг мальчишки перестали прыгать. Оказывается, Дед Мороз явился! Не по сценарию. Сначала должны были злыдни выскочить, вроде Бабы-Яги и Кощея. Дальше, по расписанию, хороводы. А после и Деда Мороза позвали бы. Всё правильно раньше было, только кричать долго приходилось: «Дедушка Мороз, ау!».

А тут, почему-то, всё шиворот-навыворот! Наверное, он от старости всё перепутал. Такое вполне могло случиться. Потому что в прошлом году сказочным дедом учитель физкультуры наряжался. А потом у него, почти сразу, юбилей наступил. Двадцатипятилетний! Мы ещё песню хором пели и конфетами угощались, а он потом неделю нормативы заставлял сдавать, бег и прыжки. Мишка с Котькой до того допрыгались, что к Новогоднему празднику в зайцев превратились. Вот так всё было.

– Мы-то, может, и зайцы, но Дед Мороз точно не физрук, – первым засомневался Котька.
– А кто?– удивилась я.– Неужели завхоз дядя Вася?
– Какой дядя Вася?– теперь уже Мишка.– Разве тот столько стихов знает? Смотри, сам все рассказал, нам даже не оставил…
–Неужели и конфеты сам съест?

По-моему, он просто напутал что-то. Или заблудился. Вместо детского сада к нам пришёл. И только я так подумала, непонятный Дед стал подарки раздавать – каждому полный кулёк конфет. А потом началось самое интересное. Потому что мы все на улицу побежали и с этим Дедом Морозом с горки катались, до самой темноты. А наутро волшебник превратился в нового учителя географии Николая Анатольевича. Мы его сразу полюбили. Потому что дальше ни одно чудо в нашей школе без него не обходилось.

Про путешествие и про звезду

Николай Анатольевич сказал:
– Идёмте! Я хочу рассмотреть снежные деревья.

И мы сразу сообразили, что нужно хватать лыжи и ехать в лес. Мишка очень сердился, что на сборы дали всего полчаса. Ему опаздывать нравилось. И все знали, что он ни за что вовремя не придёт. Учителю разъяснили, что он палки ищет либо лыжи чинит. Ещё, может, на рукавицах дырки штопает. Что он такой всегда. И вдруг видим, Мишка, такой-сякой, понял, что опаздывать не стоит, но сам не понял, как так быстро собраться получилось, впервые за восемь лет. Ребята даже удивились, как так у него вышло. Ну, быть ведь не может!

Я сказала, что он старался, потому что очень сильно хотелось в лес. Родители нас так далеко не отпускали. Вот, если бы взрослый за нами присмотрел!.. В общем, с учителем – можно.

И мы поехали гуськом. Боялись отстать друг от друга. Свернули к лесу и остановились. Впереди деревья стояли такие пушистые и белоснежные, а за ними разные чудеса чудились. Вон облачко на куст опустилось отдохнуть… шутка ли, всё плыть, плыть, плыть…

Но Мишка такой поперечный:
–Ну да! Какое облако? Это же слон, потому что хобот имеет.
Я отвернулась и сделала вид, что с ним соглашаться не собираюсь.
– Слон!– ещё громче закричал он.– Можешь посмотреть внимательней?

И тут –я заметила– на ветке на самом деле сидит… Живой, а не придуманный. Грудка красная, а голову спрятал, потому что холодно. Или Мишку испугался.

Учитель сказал:
– Не зря я семечки и крошки прихватил. Хорошая птичка! Вестник зимы. От снегиря в лесу наряднее становится. И теплее, как от солнышка.

А мы и без объяснений почувствовали, как хорошо стало и по-волшебному красиво. Долго так на лыжах ходили и красотой любовались, до самых сумерек. А по дороге домой ещё останавливались и на небо смотрели. Там звезда, очень яркая, висела над самой головой.

Учитель объяснил, что это необычная звезда. Она талантливым людям светит. А называется «Звезда полей», потому что поэт Николай Рубцов ей стихи посвятил. И ребята закричали: «Это моя звезда, моя звезда!». Мне тоже хотелось покричать, но тут учитель строчки из стиха вспомнил, что она тишину любит.

Мы тогда ещё не знали, что наше село Биряково – прародина поэта Рубцова, здесь родились и жили его предки.

Про фотографии

Я решительно сказала маме:
– Хочу быть фотографом!

И мама согласилась, зная, что, всё равно, не отговорить. Пусть, мол, в школьный кружок походит. Глядишь, увлечение само собой пройдёт.
Я про мамины надежды сразу сообразила. Нетушки! Научусь не хуже Мишки с Котькой. На ощупь, в полной темноте, плёнку на кассету наматывать буду, а потом её в бачке полоскать, как бельё в проруби… Фотоаппарат у нас в школе есть. Плёнку Мишка где-то добыл.

– Привези, пожалуйста, проявитель – фиксаж кислый. Вот что!
Мама задумалась, глядя в пол:
– Может, лимонная кислота подойдёт?
–Не-а! Давай рассуждать, – сказала я тоном учителя, – мы же лимонную кислоту в кисель кладём. И какой он у нас получается? Красный! А фотографии чёрно-белые должны быть.
– Это да!– согласилась мама. И пообещала заглянуть в магазин для фотолюбителей. Тем более что назавтра в город ехать собиралась.

Никогда в жизни я про этот проявитель не догадалась бы. Но прислушивалась к Мишке с Котькой, которые уже целый месяц на кружок ходили. Оказывается, снимки замачивают в кислом фиксаже, затем закрепляют (забыла как) и после сушат на скрепках, как бельё. В среду я помчалась в школу вечером, будто весь день там не провела. И удивилась, что, кроме Мишки с Котькой, почти весь класс собрался. Все фотографами захотели стать! И я немножко боялась. Только никому про это ничего не сказала, потому что думала, что меня тогда не возьмут проявлять Мишкины с Котькой фотографии.

Мишка говорит:
– Там соседский Дружок должен получиться. Он так крутился и подпрыгивал высоко!
– Вы, что, его дразнили?
– Ничего не дразнили,– засопел Котька. Просто Мишка на дереве сидел и косточкой его подманивал. Нужно же было хороший кадр найти.
Но смотреть было не на что! Дружок, видимо, так старался, что превратился в серое облако.
– Не может быть! – поразился учитель.– Это какое-то неопознанное явление. И как красиво смотрится среди деревьев, в снегу.

Мишка засмеялся и говорит:
–Это не явление, а пёс. Просто он, когда прыгает, становится неопознанным. И любит, когда с ним играют и кормят. Сначала косточки съедает, а потом и хлебные корки в ход идут.
Учитель тогда объяснил, что здесь важно остановить мгновение, побыть в тишине.
– Напрасно беспокоитесь,– нашёлся Мишка, – это проще простого. Дружок любит сидеть, к вашему сведению.

Я мысленно с ним согласилась, что спокойным пёс тоже бывает. А на деле поняла – совсем он сидеть не может, ластится и хвостом бьёт, а то норовит в снег уронить. Пойдём лучше деревья фотографировать. Они уж точно любят тишину.

Музей при школе

И вот, когда Николай Анатольевич предложил краеведением заняться и музей школьный открыть, очень мы обрадовались. Подошли к этому делу серьёзно. Знали, что старинных вещей в каждом доме видимо-невидимо. Да и у нас дома чугунный утюг «на углях», большой и тяжёлый, стоит себе в кладовке, давно заменённый на лёгкий, с электрическим шнуром. Мне сразу по этому поводу тетрадку выдали, чтобы я записывала, кто что принёс. И я принялась собирать прялки, шкатулки, половики и полотенца с вышивкой. А Мишка с Котькой и вообще сундук деревянный притащили, ловко так доставили из старой сарайки. Так что почти за два дня мы школьный музей собрали. И началось самое интересное.

–Вещь, конечно, хорошо, – сказал учитель, –но ведь за ней человек стоит со своей судьбой. А главное, говорит с нами.

Я внимательно посмотрела кругом. Интересно, как вещи будут рассказывать? Рот, что ли, у них вырастет? Вот, только начнёт Мишка деревянные грабли вертеть да зубья считать, они тут ему и скажут: «Чем нос свой совать, давай-ка лучше на заготовку сена отправимся к бабушке Серафиме. У неё вон овечки. Небось, любоваться ими через забор любишь!».

Или нет. О чём грабли будут зимой болтать? Пусть лучше большие сани, в которые раньше лошадь запрягали, скажут: «Давай, Мишка, кататься! Между прочим, и раньше ребятишки, как и вы, эту зимнюю забаву любили».

Но, конечно, больше всего письма и фотографии рассказали. Мы старые снимки внимательно рассматривали и обнаружили наши разрушенные храмы целыми, да такими красивыми, с куполами и с колоколами. Мишка даже поинтересовался: не слышим ли мы звона? А ведь и правда, словно внутри меня что-то пело и играло!

Каждый раз, с того вечера, мы в нашем музее прислушивались. Вещи, оказывается, столько всего знают! Не меньше людей.

Парк

Недалеко от школы есть парк. В нём деревья, как в лесу, тоже большие. После уроков мы взяли и пошли туда. Глубоко только в снег проваливались, пока тропинку не протоптали. И деревья все пересчитали, потому что так интереснее было.

Мишка сказал:
– Больше считать не могу, деревья закончились.
А Котька смекнул:
– Не деревья, а цифры закончились! Считать дальше не умеешь, вот и всё! Пальцев на руках не хватает, и в голове у тебя только до десяти помещается.
– Ну, знаешь!.. – закричал Мишка, – я другое придумал, вот остальное из головы и вылетело, не важное.

И он рассказал, что старшие ребята в школьной мастерской кормушки делали и ему помогать позволили.

– Молодец! – говорю, – дело придумал.

Я сама не умела ни кормушки мастерить, ни на деревьях их развешивать. Но всегда об этом мечтала.
– Давайте родителей попросим помочь.
– Ура! – закричал Котька. – Ещё старших братьев.

В общем, через пару дней кормушки были готовы, а потом мы ещё выбирали самые удобные деревья. Наконец-то и кормушки на месте, и корм тоже. Долго мы по парку бродили. Ждали, когда птицы из леса поближе к нам переберутся.

Мишка постоянно спрашивал:
– Не летят?
А мы с Котькой отвечали:
– Скоро, скоро…

Но увидеть их не смогли, потому что наступил синий-пресиний вечер. Зато мне приснилось, как птицы тихонечко щебетали:
– Ах, какая вкуснота! Ах, какая доброта!

Урок

С утра Николай Анатольевич спросил, не мы ли это кормушки в парке развесили. А мы хором сказали, что не мы (хвастаться не хотели), а он, всё равно, нас повёл в парк, прямо на уроке. Там птицы так сильно щебетали, что можно сойти с ума от счастья.

Мишка сказал:
– Мы теперь будем птиц подкармливать, а то те, которые сделали кормушки и до самого синего-пресинего вечера ждали птиц, вдруг они заблудились… Их, возможно, нужно будет искать.

Его никто не понял. При чём тут «заблудились»? В нашем парке такого никогда в жизни не происходило. Зато мы с Котькой едва со стыда не сгорели, чуть он нас не выдал. Я тихонечко прошипела:
– Мишка, ты – болтун!
А Котька – за него:
– Это он от переизбытка чувств!

А у Мишки, как назло, ещё и щёки покраснели. Мол, конечно, без нас тут не обошлось… А иначе, почему вдруг учитель сказал по-свойски:

– Молодцы, ребята! Старая школа!

Мы сначала расстроились, потому что решили, что постареть так рано очень плохо. А потом видим, учитель улыбается, совсем счастливый. Раз он так решил, то постараемся не подвести.


ОБ АВТОРЕ: Чернышёва Светлана Николаевна г. Вологда
Занимаюсь литературоведением, разрабатываю методики изучения произведений детьми, пишу сценарии, а также стихи и рассказы.
Проза для детей публиковалась в периодических и электронных изданиях: «Иван-да — Марья», «Детское чтение для сердца и разума», «Радуга», «Мурр+», «Книжки, нотки и игрушки», «Мурзилка», «Простокваша»,«Вологодский Лад», «Северо-Муйские огни», «Невский альманах», «Русская жизнь», «Молоко», «Литкультпривет», «Истоки», «Сура», «Причал», «Новая литература»,«Ротонда», «Электронные пампасы», «Бийский вестник».

Читайте также: