БЕРЕГА. ИНТЕРВЬЮ С ЛИДИЕЙ ДОВЫДЕНКО

ПОЭТ И ПРОЗАИК, КРИТИК ЕЛЕНА КРЮКОВА БЕСЕДУЕТ С ЛИДИЕЙ ДОВЫДЕНКО, ГЛАВНЫМ РЕДАКТОРОМ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЖУРНАЛА «БЕРЕГА».

Е.К. Лидия Владимировна, расскажите, пожалуйста, как рождался, как явился на свет журнал «Берега». Представляю, что это ваша идея и инициатива, ваше творческое начинание. Как журнал рос и развивался?

— Л.Д. «Родился на брегах» Балтийского моря, неслучайно обложка журнала – это изумительное фото В Архиповской выброса янтаря после шторма на берег. Он появился на свет из понимания, что журнал – кратчайшая дорога писателя к читателю.  А вскоре «Берега» из калининградского журнала выросли в журнал русскоязычной планеты, потому что в этом есть потребность, как со стороны авторов, так и читателей. Он развивается, потому что рядом со мной единомышленники, мировоззрение которых построено на этике, человечности, утверждении наших духовных ценностей, идей русского мира, его высшего начала.

Лидия Довыденко

Е.К. — Вокруг «Берегов» за эти годы сложился круг авторов, кто, по сути, творит атмосферу журнала, двигает вперед его смысловое наполнение, его образную систему. Кого бы вы назвали, как наиболее значимых писателей «Берегов» для себя — первого читателя их новых произведений? Понимаю, что авторов много, и все же…

Л.Д. – Действительно, из жителей  разных берегов России и планеты сложился  круг писателей, философов, ученых, художников, актеров, пишущих о себе,  о времени, кого интересуют судьбы мира, кто тоскует об осмысленной жизни, кто презирает мещанство,  преодолевает невзгоды, бесчинства чиновников и наслаждается красотой веры.

Большую роль играет редакционный совет журнала, это мои сподвижники, это хорошие, добротные писатели: Николай Иванов – председатель Союза писателей России, Григорий Блехман, Александр Герасимов, Татьяна Грибанова, Игорь Ерофеев Александр Орлов,  Алексей Полубота, Сергей Пылёв, Андрей Растворцев, Геннадий Сазонов, Наталья Советная, Валерий Старжинский. Я верю, что все они обладатели неувядаемой творческой силы.  

К сожалению, мы понесли огромные потери: это уход таких гигантов мысли в литературе как Александр Казинцев и Валентин Курбатов, которые были членами редакционного совета. Никто их не заменит… 2020 год унес жизни блестящих, талантливых, многогранных литераторов: Сэда Вермишева, Владимир Подлузский,  Владимир Вахрамеев. Светлая им память! Для меня они были любимыми людьми, мастерами слова, близкими друзьями, советчиками, единомышленниками. Светлая память! Будем чтить и любить, читать и рассказывать о них.

Мы стараемся знакомить наших читателей с авторами разных стилей и направлений, маститых и молодых, привлекаем их разнообразием рубрик, кроме прозы, поэзии и публицистики, у нас интересные рубрики: «Берега Памяти», «Берега юбилеев», «Берега культуры и искусства», «Берега истории», «Берега прочтения», «Берега Новороссии», «Берега Крыма»,  и в каждом номере русские авторы с разных континентов планеты, а также современная переводная литература.

Елена Крюкова

 

Е.К. — «Берега» — журнал русской культуры, журнал, объединяющий, консолидирующий ее представителей, живущих не только в России, но и в разных уголках необъятной Земли. Насколько «Берега» — и, понятно, вы сами, главный редактор — способствуете возвращению творческих сокровищ русской эмиграции русскому читателю?

Л.Д. — Хотя «Берега» — это, прежде всего,  журнал Союза писателей России, все же у тех, кто оказался за рубежом, огромный интерес к тому, «что совершается дома». Добрым другом журнала является князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, живущий в Лондоне, до закрытия границ по известным обстоятельствам по несколько раз в год приезжавший в Россию в разные музеи с подарками. Это меценат с 50-летним стажем. Будучи по профессии банковским служащим, он вместе со своей женой Ниной посвятил свою жизнь поискам работ тех художников, которые были связаны с театром, с Дягилевскими сезонами за границей, спасая от забвения работы великолепных художников в эмиграции.

 

Первым в списке  благородного дарения находится Российский государственный архив литературы и искусства, куда в  1970 году Н. Лобанов-Ростовский привёз чемодан документов: архив  С. Судейкина, 12 тетрадей с текстами художника Александра Яковлева ($6000), множество дополнительного литературного и фотоматериала. С этого музея началось мое знакомство с именем Никиты Дмитриевича, а потом  и личное знакомство. Дарения князя Лобанова-Ростовского распространяются на  Дом-музей Марины Цветаевой, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, его филиал «Музей личных коллекций», музей Ростова Великого и множество других. Портрет императора Александра II Лобанов-Ростовский отдал в дар Посольству РФ в Париже. Журнал «Берега» регулярно сообщает о выставках и презентациях книг, потом Никита Дмитриевич дарит журнал «Берега» высокопоставленным людям, поэтому мы бесконечно ему благодарны за участие и продвижение журнала.. Московский журналист Оксана Карнович часто рассказывает о встречах с русской аристократией за рубежом: с князем А.А. Трубецким, бароном Эдуардом Фальц-Фейном, который тоже недавно покинул сей мир, а в 6-м номере за 2020 год вместе с князем Лобановым–Ростовским Оксана Карнович взяла потрясающее интервью у правнучки писателя Н.С. Лескова Татьяны Юрьевны Лесковой, известной балериной, педагогом, проживающей сейчас в Бразилии. Невозможно даже просто перечислить, сколько интересных событий, оценок публикует журнал о жизни русской эмиграции.

Журнал ведет большую работу народной дипломатии, знакомя читателей с авторами из разных стран: Литвы, Латвии, Польши, Болгарии, Сербии, Чехии и многих других. Они  понимают, что  у мира есть будущее  только в союзе с Россией, высокое искусство которой утверждает правду и служит справедливости.

 

Е.К. — Участвуют ли авторы «Берегов» в литературных конкурсах и премиях? Если да, кто из авторов журнала становится лауреатом, призером? Как вы сами относитесь к премиальному институту — принимаете, отвергаете, соглашаетесь с уже традиционным конкурсным раскладом литературной жизни?

Л.Д. – Мы публикуем авторов не «на продажу», а тех, кому удалось что-то важное сказать, увидеть высшее начало жизни, и, конечно, многие из них побеждают во всевозможных литературных конкурсах и премиях. Валентин Курбатов в прошлом году получил Государственную премию из рук президента Российской Федерации, многие авторы получили награды от Союза писателей России, Золотые дипломы от Литературного форума «Золотой Витязь» из рук величайшего деятеля современной культуры Николая Бурляева. Национальная премия «Золотое перо Руси», учрежденная Светланой Савицкой и Николаем Бухаровым, ежегодно поддерживает свыше полусотни деятелей литературы и искусства из России, стран дальнего и ближнего Зарубежья, и я считаю это прекрасно – получить от них награду, ведь талантливых людей надо позвать и поддержать, а серость сама пробьется…

 

Е.К. — В каких странах, кроме России, выписывают, покупают и читают «Берега»?

Л.Д. — У меня, как редактора журнала, сложились теплые отношения с редакторами литературных журналов и альманахов как в Росси, и в  странах, ближайших к Калининградской области, где я живу: это Литва, Латвия, Беларусь, Польша, Чехия, Германия, и дальше — Великобритания, Австралия, США, Канада, Мексика, Бразилия и многие другие страны.

Е.К. — Какие авторы, по отзывам читателей, наиболее востребованы? Кого в «Берегах» читают с наибольшим интересом и вниманием?

— Сэда Вермишева, поэт и мыслитель, ее нет с нами, но я знаю, что многие читают и перечитывают стихи, интервью с ней, ее актуальнейшие статьи о кризисном состоянии мира. Естественно, Николай БУРЛЯЕВ с его потрясающими воспоминаниями о встречах с великими деятелями кино, театра, литературы. Большую роль читатели отводят  православному мыслителю Владимиру Крупину в современной прозе. Не теряет интереса к себе  писатель-метафизик Александр Проханов, поэт Юнна Мориц, поэт Ольга Фокина, а также борец за русский язык, автор великолепной метапрозы Юрий Серб, поэт Валентина Ефимовская, к сожалению, рано ушедший поэт-мыслитель Владимир Подлузский, винтажный прозаик Александр Чумиков, особенно его роман «Непал»,  поэт и прозаик, переведённый во множестве стран Вячеслав Куприянов, талантливые поэты, прозаики, публицисты: Светлана Савицкая, Наталья Советная, Татьяна Грибанова, Диана Кан, Эляна Суодене и Эльвира Поздняя из Литвы, Людмила Свирская и Ольга Белова-Далина из Чехии, Тамара Малеевская из Австралии, Ваагн Карапетян из Канады, Андрей Чернов из Луганска, Владимир Скобцов и Иван Донецкий из Донецка, Сергей Овчаренко из Крыма. Свежим ветром новой литературы веет от творчества Александра Орлова, Елены Крюковой, Анастасии Черновой, Алексея Полуботы, Людмилы Семёновой, Василия Килякова, Людмилы Воробьевой из Минска, Виталия Даренского из Луганска. Какие чудесные, по-сибирски нравственно здоровые: поэт Владимир Скиф, прозаик, публицист, главный редактор журнала «Сибирь» Анатолий Байбородин, Валерий Шелегов, Валентина Ерофеева-Тверская и многих других отличные писатели. А взять Сергея Пылева из Воронежа – глубочайший автор с великим духом. И практическим каждым автором журнала я дорожу и прошу извинить, что не всех могу назвать, но искренне почитаю .

 

 

Е.К. Вы живете и работаете в Калининграде, Кёнигсберге — одном из самых западных, приграничных городов России. В какой мере культура Запада — Польши, Померании, Германии, стран Балтии, Скандинавии повлияла на культурную атмосферу Калининграда? И влияет ли на литературное наполнение журнала?

Л.Д. — В Калининграде литературная жизнь не отличается от других регионов, жесткое противостояние с представителями либерализма, мнесколько серьезных писателей и очень много членов всевозможных местных литературных объединений. Светлая память ушедшему в прошлом году Владимиру Вахрамееву, прозаику публицисту, литературному послу  России в Литве и Латвии. До карантинных мер мы ежегодно ездили на праздники русской культуры, которые организовывают русские литераторы, например, праздник духовной поэзии «Покрова» в Литве.  Тесная дружба связывает нас с липецкими писателями, с которыми мы проводим акции: «Общая гордость, общая память»: ведь три города в Калининградской области получили имена Героев Советского Союза: Гурьевск, Нестеров, Гусев, и эти три Героя родом из Липецкой области. Мне очень дорог тот факт, что мой любимый поэт Николай Гумилёв в Первую мировую войну воевал на территории нынешнего Краснознаменского района, об этом у меня есть книга «Гумилевская осень», и те, кто пишет о Гумилеве, наши авторы из разных регионов России: Владимир Фёдоров, Григорий Блехман, Геннадий Иванов, Вячеслав Ложко. Последние 20 лет жизни в Светлогорске Калининградской области жил Юрий Куранов, который оставил своих последователей в Калининграде.

 

Е.К. — О чем Вы мечтаете, как главный редактор крупного российского литературно-художественного издания? Есть у вас такая затаенная мечта?

Л.Д, — Я мечтаю о том, чтобы авторы журнала получили огромную аудиторию читателей, как это было когда-то с сотнями тысяч тиражей, чтобы автор, опубликовавшийся в журнале, тут же стал известным, как это было в СССР, о том, чтобы в государственной культурной политике господствовал не рынок, а была дорога тем, кто стоит на позициях государственников, державников, пишет духовносберегающие книги.

Е.К. — Вы автор интересных книг. Ездите ли вы с вашими книгами по городам, представляете ли их читателям? А как проходят презентации в родном Калининграде — и ваших книг, и новых журнальных номеров?

Л.Д. – Да, до прошлого запретительного года я была в Воронеже, Ельце, Липецке, Пскове, Санкт-Петербурге, в Москве, в Луганске, Донецке, в Крыму, а также в Минске, Риге, Вильнюсе, Варшаве, Берлине,  Праге, Ницце… везде у меня были встречи с читателями, авторами журнала, прежде всего, я представляла журнал, а потом уже — мои книги. Я успела до ограничений сделать презентации моего сборника эссе и статей «Жертвенное сияние современной русской мысли» и совместную книгу с Александром Балуевым «Возвращение», которая посвящена отцу соавтора Сергею Ивановичу Балуеву, настоящему патриоту своего Отечества, дворянину и выдающемуся врачу, создателю ряда лабораторий в Бельгии, в Киеве, в Москве, автору книг по геронтологии. 

В Калининграде есть огромный круг читателей журнала «Берега» и моих 22 книг. Презентации проходят очень интересно, на них мы приглашаем авторов из России, музыкантов, бардов, художников, и это чудесно – чувствовать плечо друг друга, ощущать любовь и благодарность. Моя жизнь тремя десятками лет связана с Балтийском, потому что муж — морской офицер, я являюсь Почетным гражданином Балтийского городского округа. Буквально на днях у нас дома был гость, сын ветерана Великой Отечественной войны Александра Кондратьевича Маркевича, который мне очень много дал своими рассказами о становлении Калининградской области и Балтийска. И его сын Сергей Александрович, оказывается,  исследует мое творчество и принес мне показать целых три альбома со статьями, эссе, рассказами о моих книгах и обо мне. Я очень признательна…

Е.К. — Как и где вы отдыхаете? Берега Балтийского моря — благодатное природное место… Или вы любите ездить по Земле, странствовать?

Как не любить странствовать писателю! Путь – это основной образ в художественной культуре. Всегда любила берега  Байкала, озера Иссык-Куль, Черного  моря,  Азовского моря, а в эпоху перестройки все-таки больше  ездили в европейские страны, это было дешевле. Моя Родина – Беларусь, и несколько раз в год я езжу к родственникам на берега Днепра, Друти, Березины и Сожа. И естественно,  что я люблю Балтийское море. Мы живем в Калининграде, но курортный город Зеленоградск  от нас в получасе езды, естественно, посещаем Светлогорск, Балтийск, его  пляжи с золотистым, «поющим» песком,  мы обожаем бодрящую воду Балтийского моря, его променады, кафе, парки. Везде живут наши друзья, с которыми радостно встречаться.

 

 

Е.К. — Дорогая Лидия Владимировна! Спасибо за содержательное интервью! Радости, счастья, творчества вам и всемерного развития и процветания вашему замечательному журналу!

 

 

Читайте также: