ВЕНОК ПАМЯТИ, ИЛИ ПРАВО НА ЖИЗНЬ

К 80-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГОДА.

Барабаш Арсений Артемович, многопрофильная гимназия «Аленький цветочек» имени Николая Милютина городского округа Первомайск Луганской Народной Республики, педагог Барабаш Татьяна Николаевна — III место (8-9 классы) в Международном литературном детско-юношеском конкурсе «Лето Господне»(XI сезон, 2025 год)

Я подросток. Мне всего лишь четырнадцать лет. Наверное, я совсем мало прожил на этом свете, чтобы судить о правильности или неправильности чьих-то поступков, а тем более – об истории. Вы можете сказать, что у меня мало жизненного опыта, и будете правы. Но есть вещи, для оценки которых жизненный опыт не нужен, нужна душа, внутреннее ощущение таких понятий, как «хорошо» и «плохо».

В кинофильме режиссера Игоря Алексеевича Мажжухина «Вовочка» есть интересный эпизод: ребята играли в Карбышева. Вовочка обливал на морозе соседского мальчишку водой. Отец Вовочки, узнав о случившемся и не догадываясь о том, что это игра, в порыве гнева спрашивает: «Вы что – садисты?» И получает абсолютно спокойный ответ: «Пап,… это мы играли в игру, в Карбышева. Генерал такой был». – А почему не ты был Карбышевым? Отвечай! Нет, а кем ты тогда был? Фашистом был?! Эсэсовцем был?! – спрашивает отец.

По жанру это фильм-комедия, но сразу досмотреть его до конца я не смог. Что-то дрогнуло у меня внутри после этой сцены. Мне показалось, что слова «садист» и «фашист» в этом случае – синонимы.
Это был тот момент, когда жизненный опыт для оценки ситуации ни к чему. Здесь нужно почувствовать и понять.

Мы ещё не изучали на уроках истории период Великой Отечественной войны, но о генерале Карбышеве и о злодеяниях фашистов я слышал не раз. Имя этого человека стоит в моём сознании рядом с такими словами как плач, беда, смерть…

Прабабушка рассказывала мне, что фашисты отличались зверской жестокостью к русскому человеку. На оккупированных территориях массово уничтожались мирные жители: старики, женщины, дети. Их живыми бросали в колодцы, засыпали землёй, травили, вешали, проводили массовые расстрелы, уничтожали в лагерях смерти, угоняли на германскую каторгу. Страшно представить, что большинство погибших – это абсолютно мирные люди.

Где-то я прочитал, что за годы Великой Отечественной войны, в результате издевательств фашистов, численность населения по областям России сократилась от тридцати до пятидесяти пяти процентов. И не восстановилась… Фашистское зверьё не знало жалости и границ в истреблении мирных людей. То, о чём сегодня написано в книгах, могло бы показаться немыслимым в наше время. Но нет, история повторяется… Сегодня, как и восемьдесят лет назад, нацисты снова на нашей земле. И снова льется кровь дорогих нам людей, война уносит жизни тех, кто больше самой жизни любит родную землю.
Я с ужасом осознаю, что, если фашисты могли поступать так с беззащитными, слабыми и ни в чём неповинными людьми, то тем большей была их жестокость к цвету нации: деятелям искусства, учёным, военным.

Дмитрий Михайлович Карбышев был военным инженером, одним из крупнейших учёных СССР. Такие люди нужны были фашистам, именно поэтому они долго уговаривали генерала перейти к ним на службу, обещая «золотые горы».

Пройдя лагеря Освенцим, Майданек, Заксенхаузен, он принял смерть в лагере Маутхаузен. Принял смерть, но не предал Родину!
Часто в школе нам говорят о патриотизме. Подвиг Дмитрия Михайловича Карбышева – для меня самый яркий пример любви к Отчизне. Русский офицер, ставший легендой, сочетал в себе мужество и военные знания, честь и совесть, чувство долга и героизм. Это символ несгибаемого духа и несломленной воли русского человека, символ воинской доблести и истинного благородства.

У Юрия Яковлева есть фраза, над которой я не раз задумывался: «Никто не знает, о чем думает человек, когда глядит в глаза смерти, на какие мысли он тратит последние скупые мгновения, которые отпустила ему жизнь». О чем думал Дмитрий Михайлович Карбышев, стоя под ледяным душем на морозе, мы уже никогда не узнаем, но я верю, что последний порыв его сердца – это порыв горячей любви к Родине. Иначе, как объяснить это нечеловеческое мужество перед лицом смерти?
«Человека нельзя победить, если он того не хочет. Убить можно, а победить нельзя».

Эти слова из повести Бориса Львовича Васильева «В списках не значился» как нельзя лучше отражают суть жизни и смерти Дмитрия Ивановича Карбышева. Иногда, думая об этом человеке, я задаюсь вопросом: «А в наше время, среди моих ровесников, есть «Карбышевы»…будущие?»
Мальчик Вовочка из кинофильма – сын военного. Человека, который служит своей стране. Почему же так происходит, что дети серьёзных взрослых совершают совсем несерьёзные поступки? Почему нет в душах жалости, понимания, трепета к священной памяти наших предков?

Мне кажется, что игра Вовочки с соседским мальчиком – это кровавый смех над памятью тех, кто ценой своей жизни подарил нам свободу, дал счастье видеть безоблачное голубое небо, ощущать тепло нежных солнечных лучей.

Люди, ставшие жертвами фашистского террора, заслужили от потомков светлый венок памяти. Они имеют право на жизнь в наших сердцах и душах. Память о войне должна жить вечно, потому что это – наша история, главные участники которой – Люди и Время. «Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время».

В жизни никогда не бывает случайностей. И этот эпизод фильма случайностью тоже назвать нельзя. Он обязательно коснется чьей-то души. Вот только комедия ли это, если после просмотра эпизода невольно звучат в голове слова:

«…А слеза на щеке – это память, священный алмаз
Пишет солью: «Ничто не забыто!»

Автор эссе — Арсений Барабаш

Читайте также: