УВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ

«Альманах «ЛитСоты» – первый печатный сборник литературного проекта, который развивается с 15 апреля 2011 года», – читаем в предисловии к книге, которая сейчас лежит у меня на столе. Я смотрю на календарь в нижнем углу монитора компьютера – 15 апреля 2024 года. У «ЛитСот» сегодня день рождения…

Когда мы слышим слово «Соты», сразу представляем перед собой ровные ряды ароматных ячеек, полных целебного и сладкого мёда. И, кажется, ещё секунда – и в воздухе разольётся удивительная медовая симфония, стройная и гармоничная, целительная и светлая. Эффект от альманаха «ЛитСоты» как от литературного явления – сродни эффекту мёда, и название проекта как нельзя лучше отражает его суть: редакционная коллегия издания, словно труженики-пчёлы, собрали из мира литературы самое лучшее, волнующее, звенящее, яркое, горящее и донесли до читателя, не расплескав ни капли.
Открывает альманах стихотворение «Соты» поэта Вячеслава Киктенко, безвременно покинувшего земной мир 02 августа 2023 года. Мотив непреложной уверенности в необходимости просто выполнять свою работу во имя высшей цели, даже если она тебе неизвестна – пронизывает стихотворение насквозь:

Бортник громадный, не знающий правил,
Извне,
Словно холстинку, на улей
Протягновенную,
Накинул на мирозданье,
Расплавил
Хтонь земли, мёд, руду
Гуды,
Годы, надежды
Рунами тонкими в небе
Расправил,
Вытачку звёздных лекал,
Не подогнанную под спуды,
Под мировой радикал,
Вправил
спирально
между
Ульев, светил, зеркал…

(В. Киктенко)

Каждый поэт, писатель, публицист – по-своему бортник, разве что поле деятельности – не цветочное, а словесное. И от усердия и верности выбранному пути литератора зависит, каким будет его мёд. Поэзия Вячеслава Киктенко вела заблудившихся к свету через темноту и хтонь лабиринтов, и он, вне всяких сомнений, был одним из тех, кто своим Словом удерживает на Земле других людей, ровно так, как сам писал об этом:

И в схороне,
В тайне от мира все те,
Кто удерживает на земле…
(В. Киктенко)

Поэзия в «ЛитСотах» представлена широко и многогранно. Чуткое и трепетное отношение к Родине читается в каждой строке череповецкого Павла Широглазова: лирический герой поэта неразрывно связан с Богом и Россией. Это чувство, естественное для каждого русского человека, явственно проступает в лирике Павла:

Что со мной? Ощущение Бога
В каждой пригоршне русской земли…

(П. Широглазов)

Только в России Богом пронизан воздух. Только в России Бога чувствуешь везде. И только русский поэт может так почувствовать и описать эти близкие каждому ощущения. И следом – строки:
Прости ты меня, одинокая верба,

За то, что проведать тебя не спешил.
(П. Широглазов)

Сейчас эти слова звучат особенно пронзительно и горько. В юности нам случается забывать о действительно важных вещах. Но когда вслед за ошибкой приходит раскаяние – всё можно исправить.
Поэзию Алексея Полуботы можно с уверенностью назвать поэзией войны и мира. Глубинная боль от ноющих ран на земле Донбасса в стихотворениях Алексея Полуботы сочетается с непреходящей верой в Победу России, а восхищение красотой Русского Севера перекликается с особенным умением поэта замечать важное в незначительном. Наверное, только так и можно любить Россию – всей душой сопереживая и восхищаясь ею, рваться защитить, спасти и помочь.

Лето клонилось к итогу.
Плыл над Россией закат.
Ветер шептал: «Видишь, к Богу
Светлые души летят?
Много их, павших безвестно
В южных горячих степях,
Долг свой исполнивших честно,
В воинских алых венцах.
Завтра воскреснет Россия,
Будет Небесная Рать
Пяди её вековые
От упырей защищать»

(А. Полубота)

В преддверии Пасхи всегда с большей силой веришь в Воскресение. А помня об особом предназначении поэта – быть пророком – не сомневаешься: Россия действительно вскоре воскреснет с Божьей помощью, и всё плохое и наносное останется в прошлом. И дай Бог, чтобы так оно и случилось!

Тему любви к малой Родине поднимает Григорий Шувалов. Высокий уровень урбанизации в России и научно-технический прогресс постепенно приводят к вымиранию деревень. Об этом горьком процессе и пишет поэт, сокрушаясь о том, что русское, настоящее – уходит в никуда. И это ещё одна грань любви к Родине – сохранить и сберечь то, что досталось нам от прошлых поколений, и передать детям в сохранности – если не русскую деревню, то хотя бы память и представление о ней.

Исчезают родные названья,
Были русские, стали – ничьи,
И уходят за край мирозданья
Наши речки, болота, ручьи.

(Г. Шувалов)

Чем громче мы будем говорить об этих губительных процессах, тем больше шанс остановить их. И стихи – верно – один из лучших способов нести эту идею в мир.

Способность увидеть красоту в повседневности в своих стихах показывает иерей Александр Авдеев. В его произведениях – явления окружающей среды, мимо которых мы зачастую проходим мимо, погружённые в свои мысли и житейские проблемы, вечно опаздывающие и не замечающие прекрасного, что вокруг. А способность замедлиться и посмотреть в глаза окружающему миру дана каждому – только мы не спешим её примерить на себя.

Небо над сонною Русью
Тайной ласкает поля.
Тихо, с осеннею грустью
Листья сбирает земля.

(иерей Александр Авдеев)

Так напевно, лирично, с тихой печалью пишет иерей Александр Авдеев об осени. Но в строках этих – надежда на возрождение и Воскресение. Светлая печаль в произведениях отца Александра Авдеева сродни пушкинской печали: «Мне грустно и легко, печаль моя светла», и эта преемственность переживаний – тоже важное явление, без которого литературу представить невозможно.
Отдельным разделом в альманахе идут стихотворения поэтов Донбасса. И мёд этих сот – одновременно и терпкий, и сладкий, потому что люди Донбасса как никто умеют любить жизнь, знают цену сказанному слову и помнят Бога. Вера поэтов Донбасса особенно крепка.

Каждый верит: будет победа
И что он возвратится домой.
Каждый верит, и эта вера
Нас бросает в смертельный бой.
Каждый день, как подарок от Бога,
Проживи его без стыда.
Сам ты выбрал эту дорогу,
Где фанерная ждёт звезда».

(М. Некрасовский)

В строках Марка Некрасовского сочетаются лучшие черты жителей Донбасса, воинов Донбасса: и безусловная вера в Бога, и ответственность за принятые решения и, конечно, уверенность в Победе. Ему вторит Елена Заславская:
Но я верю в жизнь после смерти
И в мир после нашей победы!

(Е. Заславская)

Любая война идёт за мир. И все мы, вместе с Еленой, верим в мир после нашей, Русской Победы.
Необыкновенной точностью формулировок и яркостью метафор отличается поэзия Светланы Тишкиной.
По два и по три дня рождения
У тех, кто прошёл всю войну.

(С. Тишкина)

В самом деле, у воинов, постоянно чувствующих рядом с собой старуху с косой, днём второго рождения может стать любой день, когда смерть удаётся обмануть. И следом – стихи Людмилы Гонтаревой:

… И опять беспощадна память
Для солдат, что в небесном/земном строю своём до конца.
На ладони – жизнь. Остаётся взлетать иль падать,
Погружаясь в облако страсти/печали/забвения/веры/свинца…

(Л. Гонтарева)

И только видевший войну взаправду может написать такие строки, сочащиеся болью, кричащие и звенящие на всю Россию. И Россия непременно спасётся этими стихами.

Не менее интересна представленная в альманахе проза.
Рассказ Алёны Даль «Черновик» глубоко психологичен. Автор сознательно выкручивает на максимум рубильник непохожести двух главных героинь, и в этой непохожести – спасение заблудившейся. Случайная встреча в Крыму со своим антиподом заставляет героиню – а вместе с ней и каждого читателя – задуматься: а свою ли жизнь мы живём? А счастливы ли мы? Стоят ли вложенных усилий материальные блага, признание и положение в обществе, или это всё-таки слишком высокая цена за упущенное счастье? И самое главное – ответить себе на вопрос честно. У главной героини рассказа это получилось.

В рассказе Анастасии Черновой «Море, горы, облака» спасением выступает способность героини оставаться верной себе, своим чувствам и ощущениям. Все люди видят окружающую среду не так, как она, но кто сказал, что их видение – правильное? И оставаться верной себе, не сомневаясь в правильности принятых решений, в настоящее время – почти подвиг, потому как противостоять общественному мнению – задача не из лёгких. Но главная героиня, кажется, даже не задумывается об этом. И её мир устоит после любых катаклизмов.

А в рассказе Натальи Мелёхиной «Маня, Муся и магнит» перед взором читателя предстаёт образ современной русской деревни и деревенского обитателя – к глубокому сожалению, скорее выживающего, чем живущего. Но, тем не менее, вера в Бога, проявляющаяся в любви к ближнему побеждает все невзгоды. В каждой строке рассказа – послание автора: «Господь не оставит!», и Господь не оставляет – ни осиротевшую кошку, ни заболевшую старушку, ни читателя рассказа.

Во все времена отдельный интерес представляли рассказы молодёжи. В них – отражение взгляда на мир следующего поколения, картина происходящего их глазами. Тем отраднее видеть, как Наталия Жукова, лауреат IX сезона международного детско-юношеского литературного конкурса им. И. Шмелёва «Лето Господне», пишет о вере, значении храма с его таинствами, необходимости исповеди…
Истинную, самую сильную на Земле любовь показывает Людмила Семёнова в рассказе «Раненый Флейта». На донбасской войне ежедневно совершают подвиги воины, рискуя жизнью и порой её теряя, но не меньший подвиг совершают их жёны и любимые: сначала подолгу ожидая вестей от своих мужчин, а потом выхаживая после тяжёлых ран. Настоящая любовь, роль женщины – темы не столь популярные для военной прозы, и от этого рассказ Людмилы Семёновой кажется пронизанным светом от первой и до последней буквы. И читатель верит в то, что мир спасётся любовью…

Суровые фронтовые будни с тяжестью потерь и маленькими радостями, со смертью, которую зачастую держишь в руках – в рассказе Юрия Хобы «Капитан медицинской службы». Неприкрытая правда войны – точно кровь – растекается по душе. Но, читая рассказ, понимаешь – все наши солдаты, погибшие за свободу Донбасса, за право говорить на русском языке, погибли не зря. Мы не имеем права предать их подвиг и проиграть эту войну, и Россия непременно победит.

Тему русской деревни продолжает очерк Анатолия Байбородина «Люблю до вечного покоя».
«Россия как земная родина в сочинениях русских писателей прошлых веков сливалась с деревней, даже если сочинители и жили вдали от крестьянского мира, в холодных и суетных, порочно-чопорных столицах, даже если и сословно-то были далеки от сельского жителя», – пишет автор, и читатель мысленно соглашается с ним: а иначе откуда в душе русского человека ничем не прикрытое желание прикоснуться к исконному, к русскому; погладить кору берёзы, выйти в широкое поле, где пшеница по пояс, вдохнуть полной грудью воздуха, чистого, русского воздуха, да обратиться с молитвой к Богу в самом синем и высоком на свете небе?..

Контрастно теме русской деревни выглядит тема московского метро в очерке Сергея Арутюнова «Серая ветка». Станции метро показаны в восприятии автора в разные периоды его жизни, и от того кажутся живыми. Если смотреть чужими глазами на неодушевлённые вещи – они всегда оживают. И читатель – уже вместе с автором – на корабле «Нахимовский проспект» под командованием выдающегося адмирала, или смотрит на скульптуры на станции метро «Площадь революции» и ищет в них знакомые черты, или… вместе с Сергеем Арутюновым касается России, настоящей и живой, едва выйдя с Бутовской ветки. Московское метро в очерке Сергея Арутюнова – это и клетка, и бескрайность, и благо, и наказание. Читатель сам не замечает, как соглашается с автором: «И иного уже не будет»…

…Каждое произведение альманаха, каждая сота в прекрасном и добротном улье русской литературы – настоящее сокровище, которое уже нашло своего ценителя. Тринадцать лет жизни проекта – срок солидный, и завершается книга перечислением ключевых событий, случившихся за это время. Здесь и установка памятного знака выдающемуся русскому поэту Николаю Тряпкину, и творческие встречи и исследования, поездки писателей и поэтов в прифронтовую зону, и издание книг!.. Хочется верить, что впереди проект «ЛитСоты» ждёт ещё более активная и разносторонняя жизнь, полная любви к Богу, к Отечеству и к русской литературе.

Читайте также: