РАССВЕТ ПРОЗАИКА

ЛЮДМИЛА СЕМЕНОВА
РАССВЕТ ПРОЗАИКА

К 65-летнему юбилею председателя Союза писателей России, писателя Николая Фёдоровича Иванова

В 1987 году в московском издательстве «Современник» вышла первая книга писателя Николая Иванова «Рассветы Саура». В повестях о революции и войне в Афганистане, которые вошли в книгу, явлены многие художественные возможности и приёмы, которые в своём творчестве успешно использует и развивает автор и поныне. Стиль прозаика сложился уже тогда, в дальнейшем обогащаясь в соответствии с ходом времени, с тенденциями развития языка и неустанным личным культурным и гражданским возрастанием. Особенности стиля автора – динамичность и стремительность повествования, напряжённость прозы, лёгкость в изложении при драматизме происходящих событий, обилие точных деталей, сложный психологизм героев, показанный через их мысли, поступки, отношения. Иванов – офицер-десантник, военный журналист, участник боевых действий. По роду своих занятий, он умеет чётко оценивать ситуацию, ясно смотреть на вещи, оперативно реагировать. Обладая большим непростым жизненным опытом – мудро и дальновидно подходить к принятию решений. Этими качествами наделены и его герои, советские ребята, отстаивающие интересы Родины в Афганистане, потом в Чечне, на Донбассе.

В этом критическом исследовании мы попытаемся разобраться в истоках художественного метода автора на примере одной повести с одноимённым названием книги «Рассветы Саура».
Следствием Саурской ( Апрельской) революции в Афганистане в 1978 году стала гражданская война между правительственными войсками ДРА и вооружёнными бандформированиями моджахедов, поддерживаемых НАТО и Америкой. Ограниченный контингент советских войск был введён в Афганистан для защиты от внешнего воздействия. Но на деле приходилось решать и внутренние проблемы страны, раздираемой борьбой за власть. Герои повести, главарь душманов Мирза и его младший сын Ахмад, в священной войне за ислам, оказываются по разную сторону баррикад со старшим сыном Мирзы, лейтенантом Зухуром, возглавляюшим отряд сарбазов, которые отстаивают новый миропорядок. Афганец Зухур выступает в коалиции с советским отрядом, но по характеру горяч, может рубануть с плеча и этим нарушить общие замыслы. Здесь в дело вступает командир десантного батальона, капитан Цветов. Комбату, помимо военных задач, приходится решать дипломатические. Он – представитель Союза, и по его поведению и поступкам местные жители будут решать: нужна ли им новая социалистическая власть? Дехканцы же очень консервативны. С раннего утра до поздней ночи они работают на крохотном клочке высушенной жарким солнцем земли, на поле совершая и намаз. Бай бывает и гневается, направляя поток воды, необходимой для хоть скудного плодородия, в пустыню, в песок. Однако, несмотря на своеволие бая Мирзы, они не спешат принимать от новой власти дарованную землю. Расправа может последовать незамедлительно. Мирза уже карал их соплеменников за то, что посмели «речи о новой власти слушать или плакаты революционные разглядывать». В наказание и наущение – вздёргивает на дыбу. Для исламиста — это страшная и позорная смерть: Аллах не принимает повешенных. Единственная возможность хоть как-то наладить контакт с местным населением – предоставить им квалифицированную медицинскую помощь. Чем и занимается советский военный врач Мартьянов.


В отряде лейтенанта Зухура тоже не все благополучно. Предателем оказался денщик Зухура Атикулла. Он самый обычный человек. Не понимает, зачем эта братоубийственная война. А дома голодают его жена и дети. Поэтому и решается, ради материальной выгоды, на измену хозяину Зухуру. Предательство спровоцировало ряд страшных, но закономерных событий: в плен к моджахедам попадает врач Мартьянов. Динамичны и напряжённы страницы повести, повествующие об операции по спасению боевого товарища.

Иванов – мастер портретов. Колоритны характеры героев. Врач Мартьянов решает взять на себя всю зону ответственности в лоне врага, и спасти этим своих сослуживцев. Психологически сильно звучит внутренний монолог Мартьянова, получившего от Мирзы ножевой удар. «Мне не больно…это ведь не самая страшная боль, — глядя прямо в чёрные глаза Мирзы, медленно заговаривал себя Владимир. – Бывает больнее, а здесь всего одна точка… Ничего… Потерпим-потерпим… Кажется, пошла кровь…Только не опускать глаза и не кусать губы…» Даже под страхом смерти русский солдат твёрд: Мартьянов отказывается лечить раненых душманов, потому что они поднимали оружие против его друзей.
По некоторым моментам повести, читатель понимает, что командир Цветов чрезвычайно эмоционален и чувствителен. Он переживает болячки и недосыпы бойцов, тревожится за состояние подорвавшейся на мине овчарки Дика. Но нельзя давать волю чувствам. Надо действовать мудро, так как от него зависят не только жизнь товарищей, но и история, которая будет составлена после того, как советские войска покинут Афганистан.

Неоднозначен и психологический портрет главаря банды исламских экстремистов Мирзы. В жестоком убийце, для которого «язык проткнуть горячим прутом» — норма, вдруг просыпается жалость к советскому офицеру, потому что тот «худ и молод, как младший сын Ахмад». Чувство, конечно, сиюминутно, тут же он его и устыдился. Но здесь есть намётки перерождения от животного сознания к человеческому, предпосылки перехода борьбы от кровной мести к осознанному сопротивлению. Психологический штрих портрета Мирзы дан в самом начале повести посредством неосознанных жестов героя. «Рядом с его толстыми волосатыми пальцами села бабочка, и главарь неожиданным резким движением накрыл ее ладонью». А потом, рассуждая о мести родному сыну, «задумчиво отрывал крылья у пойманной бабочки».

Иванов – мастер детали. От его писательского взгляда не ускользает ни «якобы случайно просыпанная пшеница, сломанная ветка, стопка камешков» — ведь эти приметы могут быть способом обозначения заминированного пространства. Капитан Цветов «запивает кусочки тутового сахара чаем». Тщательное внимание к деталям служит единственной цели: ввести читателя в реальную обстановку событий, убеждая в достоверности.

Еще одна творческая авторская находка – «одушевление» предметов и явлений. Наиболее полно в этом качестве писатель раскрывается в последнем своём романе «Реки помнят свои берега», получившем национальную премию «Лучшие книги и издательства года – 2020».Там ветер, пламя, холод живут по собственным законам, иногда даже вступая в невербальный диалог или противоборство с человеком. В «Рассветах Саура» обозначенный приём выражен те так ярко, но всё же уже ощутимо. Здесь листок (документ на раздачу земли дехканам) «бился у дувала, всё хотел перепрыгнуть, перелететь через него». «Язычок в керосиновой лампе, почувствовав сквозняк, забился о стеклянную колбу». Потом стал «задыхаться, перебегать с края на край, хватаясь за жизнь». Огонек уловил состояние Мирзы, который мучился в этот момент сомнениями, злобой, ненавистью, разочарованием.

В небольшой по объёму повести Иванов смог дать правильное гуманно-патриотическое направление афганскому периоду в советской истории. Лейтенант Зухур ранен, а не убит пулей душмана, потому что в нагрудном кармане хранил книгу по истории, подарок командира Цветова, она и ослабила удар пули. Наши солдаты афганской войны извлекли уроки из истории Великой Отечественной. Взяв за пример опыт красноармейцев при штурме Берлина, ослепивших сотнями прожекторов ошеломлённого врага, они создали панику в рядах моджахедов, ослепив их фонариками, что повлияло на исход боя.
Бой в ущелье Гиндукуша в повести Иванова закончен нашей победой с небольшими потерями в рядах. Однако главарь банды душманов Мирза сбежал. Значит, бой продолжится – завтра, через года, десятилетия – в Афганистане, Сирии, Приднестровье, на Донбассе. Бой до победного конца. Чтобы «чистым и тихим утром» — последнее предложение повести «Рассветы Саура», сами солдаты и их дети проснулись без страха, радуясь миру.

Читайте также: