ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА
Работа секции «Православие и литература» в рамках Школы-конференции им. митрополита Григория (Постникова)
15-16 декабря 2021 года кафедра филологии Перервинской духовной семинарии в дистанционном формате провела II Зимнюю всероссийскую научно-практическую школу-конференцию с международным участием «ЯЗЫК – ЛИТЕРАТУРА – ПРАВОСЛАВИЕ» имени митрополита Григория (Постникова).
В рамках Школы-конференции состоялось заседание секции «Православие и литература», на котором было заслушано и обсуждено 14 докладов. Ведущая секции – доцент кафедры филологии ПДС, доцент кафедры культурного наследия МГИКа Анастасия Евгеньевна Чернова.
Открыл работу секции доклад Андрея Александровича Злобина, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и методики обучения Вятского государственного университета, «Святительское житие в древнерусской агиографической литературе (на примере «Жития Стефана Пермского» Епифания Премудрого)». В нём была проанализирована структура святительского жития, составленного в традициях византийской и древнерусской литературы, а также выявлены новые особенности изображения агиографического героя.
После древнерусской словесности, минуя век XVIII, выступающие обратились к авторам и литературным сюжетам XIX века. Екатерина Андреевна Вишнякова, кандидат филологических наук, представила доклад «Религиозные идеи и сюжеты в рассказах А.П. Чехова», в котором были проанализированы взгляды писателя на религиозную проблематику. Участники заседания обсуждали вопрос, касающийся новизны исследования и специфики литературоведческого подхода.
Евгения Александровна Коршунова, доктор филологических наук, преподаватель кафедры словесных искусств факультета искусств Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, выступила с докладом на тему «Священник Сергий Дурылин как писатель». Особое внимание было обращено на специфику хронотопа. Пространство вечности в творчестве Дурылина неотделимо от земного, а время зачастую не историческое, а тяготеет к циклизации. На этом основании художественный метод писателя исследователь определила как «реализм в высшем смысле».
Ксения Борисовна Ермишина, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына (г. Москва), представила доклад «Из архива О.Н. Трубецкой: Письма Евгения и Сергея Трубецких. Язык, стиль, богословско-философские истоки творчества братьев». Исследование основано на материалах книги «Из архива кн. Ольги Николаевны Трубецкой. Философская переписка братьев Трубецких» (М., Синаксис, 2021), в которой впервые представлены письма братьев Трубецких. Письма готовила к изданию их сестра, О.Н. Трубецкая, которая известна как автор книги «Кн. С.Н. Трубецкой. Воспоминания сестры» (Нью-Йорк, 1953). Имя О.Н. Трубецкой только сейчас возвращается в историю русской мысли, поскольку по факту она является первой в России женщиной историком философии. Переписка же братьев – уникальный сборник архивных материалов, которые проливают свет на истоки богословско-философского творчества Евгения и Сергея Трубецких.
Представленный доклад вызвал живое обсуждение. Было отмечено, что философские суждения братьев Трубецких, стиль их повествования представляют интерес. Насколько сегодня применим и возможен высокий стиль? Как отличить пафосную форму, не подкрепленную выстраданным содержанием, а потому звонкую и пустую, от того высокого стиля, который будет трогать души и сердца? И возможен ли сегодня такой стиль? На такие вопросы попытались ответить участники конференции.
Не менее заинтересованное обсуждение вызвало и выступление Ирины Владимировны Ушаковой, ведущего редактора журнала «Покров», члена Союза писателей России, организатора Общества по сохранению наследия Рачинских. В ее докладе «Преподавание словесности в народной школе С.А. Рачинского (1833–1902)» была представлена не только педагогическая деятельность великого русского педагога, но и поставлены актуальные проблемы преподавания в современной русской школе. Насколько сегодня реально преподавание по методике Рачинского? Может быть, начать с малого? Например, с написания новых учебных пособий, в которых была бы представлена деятельность русского педагога. В современном учебнике по истории педагогики его имя даже не упоминается. Популяризующее воздействие может также оказать издание отдельного сборника, посвященного известным выпускникам школы Рачинского, среди которых писатели, художники, ученые. Ведь история их успеха – это и наглядный пример успешности предлагаемой методики.
Максим Владимирович Скороходов, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (г. Москва), выступил с докладом «Стихотворение С.А. Есенина «Песня, луг, реки затоны…» в контексте иконной традиции» и, учитывая высказывания поэта об иконах и молитве в ранних письмах и теоретических работах «Ключи Марии», «Быт и искусство», а также в очерке «Железный Миргород», проследил влияния иконной традиции на ранние произведения С.А. Есенина.
Поэзия ХХ века – тема исследования Анастасии Евгеньевны Черновой, кандидата филологических наук, доцента кафедры филологии Перервинской духовной семинарии, доцента кафедры культурного наследия Московского государственного института культуры (г. Москва). На заседании был представлен доклад «Русский провинциальный «городок» Гумилева и Тряпкина как модель православного мира». Сравнив два типа провинциальных городков в творчестве Гумилева и Тряпкина, А.Е. Чернова выявила исторические и духовные предпосылки формирования близких художественных образов.
Прозвучал вопрос, мог ли Николай Тряпкин сознательно заимствовать лирические сюжеты Николая Гумилева, вступая, тем самым, в творческий диалог. Однако, как выяснилась, прямых высказываний или заметок про Гумилева у Тряпкина пока не найдено. Скорее всего, общность их поиска обусловлена единым духовным фундаментом, опорой на христианскую культуру и народный идеал.
Доклад Светланы Владимировны Молчановой, кандидата искусствоведения, члена Союза писателей России, преподавателя воскресной школы Николо-Архангельского храма Балашихинского благочиния, обратил внимание слушателей уже на поэзию военного времени. Его тема – «Православные мотивы в поэзии о Великой Отечественной войне». Исследование основано на анализе православных мотивов и образов произведений К. Симонова, М. Исаковского, С. Орлова, А. Недогонова, Ю. Кузнецова, Н. Дмитриева и др.
Полина Павловна Ткачева, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-фондового отдела Государственного музея Владимира Высоцкого, представила доклад «Мотив иконы и света в диптихе Владимира Высоцкого «Очи черные»» По мнению автора, свет жизни для Владимира Высоцкого связан, прежде всего, с духовной жизнью, а мотив иконы и света звучит в произведении «Очи черные», которое делится на две части: первая часть − «Погоня» и вторая часть − «Старый дом». Однако система анализа в докладе построена лишь на чисто эмоциональных утверждениях.
Елена Леонидовна Сузрюкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Новосибирской православной духовной семинарии, в докладе «Образ хлеба в романе П. Дедова «Светозары» рассмотрела семантику образа хлеба в романе-трилогии сибирского писателя П. Дедова. Она отметила, что название текста произведения на смысловом уровне сопряжено с образом хлеба: «светозары» — это зарницы, появляющиеся тогда, когда зреет хлеб. Хлеб и Свет – традиционные метафоры-символы Христа. И хотя в романе П. Дедова говорится о созревании хлебных колосьев в буквальном смысле, евангельский контекст по отношению к хлебу здесь присутствует в рассуждениях повествователя о том, что «не хлебом единым жив человек».
Ольга Валентиновна Блюмина, кандидат филологических наук, доцент Московского финансово-юридического университета, представила доклад «Традиция и христианство Юрия Кузнецова». По мнению автора, мифологизм поэзии Юрия Кузнецова соединяет традиционный народный и христианский взгляды на законы бытия и создаёт сложный, глубоко символический художественный мир.
Произведения современного писателя Рашида Ишниязова рассмотрела член Союза писателей России Людмила Анатольевна Семенова в докладе «Мотив преображения в прозе Рашида Ишниязова». Особое внимание она уделила специфике его повествования, которое с некоторыми оговорками можно назвать «потоком сознания», а также художественным принципам построения «ролевого персонажа». Погружаясь в пучину греха, «ролевой персонаж» переживет и возрождение, духовное преображение, этапы которого были рассмотрены сквозь призму «Лествицы».
Два заключительных доклада, Ольги Васильевны Давлетбаевой и Регины Римовны Галиулиной, учителей русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 160» (Республика Башкортостан, г. Уфа) были посвящены башкирскому эпосу и уфимской художественной прозе. В докладе О.В. Давлетбаевой «Мировоззренческие проблемы в башкирском эпосе «Урал – батыр» были отмечено стремление башкирского эпоса к постижению смысла человеческой жизни и основ мироздания, а также перспективы вечной жизни, определения критериев добра и зла, чести и нравственности. Р.Р. Галиулина представила доклад на тему «Состояние и функционирование уфимской художественной прозы конца ХХ – начала XХI веков на примере романа Р.Х. Шаяхметовой «Слова и листья»». По наблюдению автора, «Уфимская литература как литература, питаемая русским фольклором, выступает своеобразным связующим культурологическим звеном, уникальной филологической, ментальной площадкой озвучивания сокровенных смыслов России».
Участников конференции заинтересовала проблема, насколько в башкирском эпосе и женской прозе сосредоточены именно христианские и библейские образы; можно ли здесь говорить о прямой взаимосвязи.
Тематика докладов участников конференции, прежде всего, свидетельствует о внимании ученых к новым для литературной и общественной жизни России именам, в атеистические времена запрещенным и, казалось, совершено забытым, удаленным из народной памяти. Сегодня они вернулись в общественное сознание. Это и Епифаний Премудрый, и Сергей Дурылин, братья Трубецкие, Сергей Рачинский и Николай Гумилев Особенностью современного литературоведения является и переосмысление творчества известных писателей далекого и близкого прошлого. На конференции в новом свете, с позиции Евангельских заповедей, были представлены произведения А.П. Чехова, Сергея Есенина, Николая Тряпкина, Юрия Кузнецова, К. Симонова, М. Исаковского, С. Орлова, А. Недогонова, Ю. Кузнецова, Н. Дмитриева. Прозвучали имена и современных писателей: Р. Ишниязова, Р.Х. Шаяхметовой и П. Дедова.