НАСЛЕДНИКИ НЕГОША

ПИСАТЕЛЬ МИЛУТИН МИЧОВИЧ: «ЛЮБЛЮ КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ И РУССКУЮ ДУШУ»

Милутин Мичович, известный черногорский поэт, философ, публицист, любит бывать в России. Сегодня он поделится c читателями размышлениями об истории, литературе, русской душе и поэзии московских улиц.

– Милутин, у вас есть стихи, посвященные Москве. Нередко столица воспринимается нами как огромный мегаполис, наполненный шумом и бесконечной суетой. Страшно не разглядеть за внешними, маловажными явлениями внутренний подлинный город. Ту самую Москву, к которой вы обращаетесь в своей поэзии. Вы пишите, что именно здесь, на старинных улочках, раскрывается древняя история, «славянская душа, «святой образ жизни». Как появился замысел этого цикла?

– Для поэта главное – это невидимое, и оно растет из глубины. Образы, которые появляются в моей поэзии, я бы сравнил с внутренней чашей, что изливается из сердца. Москва для меня в первую очередь связана с подвигом святых людей. Так сложилось исторически, что Россию кормил Божественный дух. Это выражается даже в чудесных названиях улиц: Пречистенка, Знаменка, Варварка, Ильинка, Покровка… Москвичи, может быть, привыкли и не ощущают того вдохновения, которое охватывает иностранца только от одного звучания этих слов. Сразу возбуждается духовный слух, и начинаешь понимать, откуда в русской душе такая связь с православием, с опытом святости. Все это не может не повлиять на современность.

– У вас есть любимые улицы?
– Когда приезжаю, сразу иду в Казанский собор, что на Красной площади. Там очень тепло. Вся Москва пронизана старинными храмами, их невидимым действием. А вообще, везде хорошо.
Сейчас, после многих веков
Крепко стоит прекрасный град Москва,
Центр мира, мощный, красота очам,
Страх старым и новым варварам.
Глядя с обеих сторон реки,
Не поймешь, какая половина краше…

– Ваше творчество определяют как мистическое. Что понимается под мистикой?
– Поэзия произрастает из экзистенциального акта, а этот акт есть взрыв жизни. Запасы духа активируются через поэзию, которая есть внутренняя свобода и внутреннее движение, процесс. Так человек имеет не только природу, но дух, действующий через природу и наделяющий ее смыслом. Тем самым открывается путь к бессмертной радости. Лик Божий заложен в глубинном человеческом духе, откуда истекает слово, речь, мысль. Для меня в поэзии главное музыка. Ее можно сравнить со взрывом, и только потом приходит осознание того, что написано.

– Особенно мне запомнилось эссе «Твоя тайна…»
– В основе этого эссе позиция: нас Некто знает, а мы Его не знаем. И мы Его узнаем частично, но никогда совсем. Если мы имеем свободу, то обязательно увидим, что живем рядом с Тем, Кто нас любит, кормит, благодаря Кому мы появились на свет. Но для того чтобы это осознать, выбрать путь, ведущий к спасению, необходим свободный акт. Другими словами, это должно быть именно наше, выстраданное решение, личное желание… И никак иначе.

michovic

– Как на ваш взгляд, существует ли православная литература?
– Это очень серьезный вопрос. Нередко современная литература с религиозной тематикой оказывается лишь имитацией теологического дискурса (философии). Важно, чтобы православный религиозный опыт был живым, наполнял внутреннюю жизнь человека. Тогда и произведения будут подлинными. Личный опыт – вот что важно для меня. Если он соответствует духовным основам православия – хорошо, если чем-то отличается и, более того, художественные образы полемически заострены – тоже хорошо. Так возрождается чудесная тайна, единство слова и жизни. Человеку предназначена свобода, он имеет свой собственный путь. Этот путь может быть ошибочным. Но именно так, через собственный путь, он обретает опыт, свободу, ведет полемику с самим собой и с целым миром, с разными понятиями.

– У вас есть любимый русский писатель?
– Люблю то, что называется русской душой. А русская душа ощущается через русскую литературу и непосредственно через конкретные явления. Не могу не радоваться, когда наблюдаю у русского человека душевный трепет, эмоциональность, внутреннюю открытость, готовность бороться за сущностные, вечные ценности. Как сказал Достоевский: «Русский человек сохранил лицо Христа». Вот что самое чудесное! Славянский православный человек старается сохранить веру в Христа, раскрывая тем самым свою бесконечность. Такой опыт и сознание дает великую радость.

– В сербской и черногорской литературе, наверное, тоже присутствует подобное ощущение человека?
– Да. При этом надо учитывать, что ХХ век был под сильным влиянием атеистической идеологии. Русский народ отрицал Бога, но запасы духа не рассеиваются быстро, они остаются в тайных глубинах души и, когда приходит время, обновляются. Так и сербский народ через Церковь, через культуру, возвращается к своим истокам. Для поэзии нет прошлого, все одинаково важно. Новая жизнь каким-то чудом обнимает и то, что давно прошло, и то, что только будет. Как сказано: «У Бога все живы».

– Можно ли сказать, что мы живем во время возрождения культуры?
– Думаю, да. Возрождения культуры с более глубоким знаком. Евангельская весть была дана обычным людям, и простые люди, рыбаки, стали апостолами, говорили по нашествии Святого Духа. Этот Дух всегда современен, к нему может прикоснуться каждый. Точно так же и серьезная, глубокая культура обращается к евангельскому наследию.

– То есть современная литература возрождается, поскольку писатели обращаются к Евангелию, стараются выразить в поэзии свой религиозный опыт?
– Возможно. Ведь за последние 20 лет появилось множество произведений, написанных по евангельским мотивам, стихов с названием «молитва», песен, в которых рассказывается о монастырях и святителях. Посмотрим, что будет дальше. Если за этими словами стоит глубокий экзистенциальный акт, такие произведения будут читать и любить, в противном случае – текст останется, а жизни не будет. Это очень трагическая ситуация: книга написана, а свидетельства не имеет. Другое поколение читателей сможет точно выявить: кто был свидетелем.

– Останутся произведения, в которых слово и жизнь – соединились…
– Сретостеся и облобызастася…

– Милутин, вы являетесь председателем Литературного общества «Негош», основанного в 2004 году в Никшиче. Расскажите, что это за общество?
– Сначала расскажу о Негоше. Он жил в середине 19 века, был черногорским митрополитом и государем. Сан митрополита принял в Петербурге, там же познакомился с русским царем Николаем I. Именно Негош поднял нашу поэзию до небесных вершин. Негош одновременно и глубоко народный, и глубоко мистический поэт-философ. Его поэтический язык выразил сущность времени. Этот писатель – наша высокая духовная ценность, фактически, никого в сербской литературе мы не можем сопоставить с ним. Значение Негоша для нашей культуры такое же, как Пушкина для вашей. Я возглавляю общество «Негош», мы проводим симпозиумы, поэтические вечера. Тем самым обновляем присутствие великого писателя.

– Почему это так важно сегодня?
– Во времена грубой транзиции, особенно у нас на Балканах, идет сильное давление прагматичного рационального духа с Запада, который отрывает человека и культуру от глубоких корней, от своей идентичности. Обращаясь к творчеству Негоша, мы боремся за сохранение наших традиций. Хотелось бы, чтобы Негош больше присутствовал в русской культуре. Его глубина совпадает по характеру с глубинным взором Достоевского и русских мыслителей ХХ века.

– Вы сказали об опасности прагматичного, рационального духа. Почему, на ваш взгляд, он не совместим с творчеством?
– Дело в том, что мы не принадлежим только к искусству, славянский православный духовный опыт превышает культуру. Культуру в том смысле, как ее понимает Запад: замкнутую на эстетическом формализме. Я бы сравнил такую культуру с одеянием без души и без силы. Настоящее произведение должно иметь силу, энергию, аутентичность. Подлинная культура – это раскрытие глубоких основ жизни, что подразумевает страдание, опыт одиночества и молитвы, творческой радости, которая затем обязательно приходит. Все это намного глубже культуры западного типа, что направляется рациональным духом. Мне очень важно ощутить присутствие чего-то большего в тексте и слове, духовной опоры, бытийной глубины, из которой все существует.

– Что бы вы пожелали читателям?
– Углубления, созерцания, раскрытия и открытия новых писателей, новых аутентичных слов и песен, непрерывного влияния таинственного, духовного. Мало читать книгу, надо насытиться ее духовной силой. Важно быть не только читателями, но и причастниками духовного опыта, потому что Бог не сотворил один раз мир и человека, Его творческие силы действуют постоянно. Желаю, чтобы каждый читатель ощущал и принимал это действие.

«Открывая книгу стихов черногорского поэта Милутина Мичовича, читатель попадает в необычный для него духовный мир. Хотя нерифмованные стихи сегодня мало кого удивят, но поэзия, подобная той, что представлена в этой книге, действительно редкость. Автор, православный поэт из небольшой балканской страны, вводит нас в мир, наполненный духовной, и прежде всего, православной символикой. С первых строк книги мы погружаемся в глубокий, таинственный мир, наполненный религиозными интуициями поэта».

Священник Георгий Белодуров

Информационная справка:

Милутин Мичович, известный черногорский поэт, философ, публицист, эссеист, родился 12 июня 1953 года в селе Банянима, близ города Никшич. Изучал экономику в Подгорицком и философию в Белградском университетах. Опубликовал книги поэзии «Живая вода» (Никшич: Универзитетска речь, 1987) и «Врата» (двоекнижие – «Дом» и «Хлеб для путников») (Подгорица: Октоих, 1994), «Следы будущего» (Тверь: Научная книга, 2010), роман «Разоренный город» (Титоград: Октоих, 1991); книги в жанре поэтико-философских эссе: «Так говорили черногорцы» (Беране: Ступови, 1996), «Письма из Уранополиса» (Нови Сад: Светови, 2000), «Сербский лабиринт и черногорский минотавр» (Београд: Српска книжевна задруга, 2003), «Негош и современная Черногория» (Подгорица: Удруженье книжевника Црне Горе, 2007). Его стихи входят в отечественные и зарубежные антологии современной сербской поэзии; переведены на другие языки. Лауреат литературных премий и наград: «Марко Милянов», Библиотеки «Негош» (Печь, Косово и Метохия), медали В.В. Болотова. Работал редактором в издательстве «Октоих». На протяжении пяти лет ведет культурно-публицистическую колонку «размышлений поэта» в ведущей черногорской газете «Дан» (Подгорица), опубликовал там более 250 статей на разные злободневные и вечные темы. Заместитель председателя Союза писателей Черногории, председатель Литературного общества «Негош», основанного в 2004 году в Никшиче, главный редактор и автор ежегодных сборников этого общества «Дани Негошеви».

Анастасия Чернова

Сайт «Православная Москва»

Читайте также: