КСЕНИЯ КОЛЫШЕВСКАЯ: ИСКУССТВО СЛАБЫХ

 

Вячеслав Лютый в своей статье «Случайные черты» говорит о постмодернизме, как о явлении, сопутствующем упрощению сознания современного человека. В рассмотренных произведениях человеческая душа является предметом игры, люди предстают как скопище разумных существ с характерным набором порочных качеств. Они – как части мозаики плоскостной картины мира (что важно – взаимозаменяемые). На этом, во многом, и строится абсолютная свобода автора. Он может изображать реальность какой хочет, произвольно обращаясь к традиции. Созданные разными авторами реальности имеют много общего; что сразу бросается в глаза, так это подчеркнутое (осознанно или неосознанно) сатанинское начало. В «Медном кувшине Старика Хоттабыча» герой Хоттабыч проводит пародийную параллель между собой и Иисусом Христом. «Чайка» Б. Акунина также «оказывается сгустком эгоистической любви к одному, иссушающей ненависти к другому и раздражённого равнодушия ко всем остальным», вычеркивает духовное начало человека.

Основой всей великой литературы прошлого является Библия. В сущности, авторы-постмодернисты всеми силами борются с этим фундаментом классической литературы, пытаясь положить в основу пустоту.

Если в данном случае можно говорить о целеполагании, то цель таких книг – убедить человека в том, что он свободен, ибо все люди отстранены друг от друга и их ничего не роднит, веры в Бога больше нет, есть только вера в ничто – ради чего соблюдать построенные веками основы нравственности? То, что модернисты старались сделать на основе человеческой личности, постмодернисты делают на основе ее отсутствия.

Для современного читателя приглашение к постмодернистской игре – это искушение комфортно утратить самого себя. Прекрасное остается за пределами стены, собственноручно воздвигнутой человеком. Так удобней – осознанно очерняя мир вокруг, отстраняясь от него, постмодернист рисует вымышленную картину реальности, в которой он не выглядит пустотой. Детали взаимозаменяемы – в созданной реальности авторов-постмодернистов люди равняются под одну гребенку. Психологически – это «искусство» слабых людей, которые пытаются самоутвердиться за счет обвинения всех остальных в такой же слабости.

 

Анастасия Чернова

Анастасия родилась в Москве

Читайте также: