РОМАН ДЕНИСОВ: РЕАЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ
Роман Денисов: Отзыв о встрече 18 мая
РЕАЛИЗМ КАК ПРОБЛЕМА РЕАЛЬНОСТИ
отзыв о встрече
Клуба молодых прозаиков Литературного института
с художником Екатериной Скоробогачевой 18 мая 2012 года.
Уж никак не подозревал, что именно сегодня, в этот знойный и душный день мои литературные проблемы поблекнут, умолкнув перед проблемами искусства, — не побоюсь таких широких рамок, — планетарного масштаба. Я оказался в клубе впервые.
Пришел туда без ожиданий. Желая просто посмотреть на картины. На художника настоящего поглядеть. Но и не мог сидеть более в духоте собственного тела, нужен был выход. И я вошел в двадцать четвертую аудиторию. Там уже с овальным столом круглой формы, выражаясь словами Достоевского, сидели уже два молодых человека, а между ними скромный, почти полностью скрываемый массивным серым ноутбуком светлый силуэт художницы, которую я сразу не признал, видя ее только на маленьком изображении на странице в интернете. Но вскоре мы перешли в тридцать пятую аудиторию.
Екатерина провела внушительный исторический экскурс о родной академии, и я удивился, сколько, оказывается, знаменитых художников на слуху я узнал. Когда мелькали в уме эти фамилии, казалось, меня относило в то время, я сочувствовал Левитану и грел его шинелью. Но более всего я удивился, когда речь зашла о проблеме реалистического направления в живописи. Меня поразило, какая боль и нескрываемая обида отразилась в словах художницы. Полетели камни в современное искусство, частью которого мы все должны являться по определению, потому что живем и существуем здесь и сейчас. В это время. Я так думал. Но видимо, есть прошлое, есть настоящее. Есть традиции. Конечно, их нужно блюсти. Она посетовала, что современное искусство отвергает реализм как таковой, традиция школы практически утеряна, и намеренно чуть ли не уничтожается, «такова политика»! Я пишу это, и в моих словах чудится — будто в них есть какой-то сарказм. Прошу так не думать. Это от того, что действительно, есть вещи в этом мире неопределенные, но которые нас, творческих людей, беспокоят. И это болевой эффект. Дело в том, что мои, как я выразился, литературные проблемы в сущности состоят в трудности определения направления, которое я не могу точно найти, чтобы ему следовать. И меня затронуло и несказанно заинтересовало, как это происходит в другой сфере искусства. Уверен, что подобное наблюдается и в академической музыке. Да везде. Когда Екатерина рассказала о путешествии в Венецианскую академию художеств, не стесняясь, прямо скажем, в выражениях. Представьте клетушку, в которой сидит девушка-живописец и она самовыражается. Клетушка глухая. Т.е. никто ее самовыражение не должен потревожить. И это даже искусством назвать сложно. Кошка о трех ногах. Можно рисовать где угодно. Можно на стуле, на стенах. Художница возмутилась: «Им дают задания описывать не внешнее, а внутренние, самовыражаться, описывать сны». И меня передернуло. Ведь сны — это моя излюбленная тема! Но реализму, выходит, она негодна… Как так?! И я задумался, что же есть реализм. Большие помпезные полотна Ильи Глазунова, проявлявшиеся на бледном экране под потолком, не внесли для меня ясности. И даже напугали. Как-то даже отвратили. Застыдили что ли. Смутили. В чем, собственно, проблема? Где настоящее, где реальность, где реализм? Где я? Кто я такой. Тогда, чтобы определиться, я спросил у художницы, а какой предмет-объект открыл для нее это направление. Такое объемное, большое. Но Екатерина как будто скрыла от нас что-то очень важное. Как-то обвела окольными путями, запутала. И я сидел в полной растерянности и думал. Метался. Между стилями, направлениями, эпохами. Ходил кругами. Краски блекли. Небо 1812 года нависало и давило на плечи, вжимало меня в землю. И я становился мертвым. Мы все лежали. Свысока на меня смотрели полководцы в мундирах, обходя поле боя. И я чувствовал себя картофелем. Я прорастал. И кормил бедных крестьян. Которые в смуте. И грустная, «взвихренная» Русь смотрела на меня своими голодными глазами и просила о помощи. И молила: «Пиши, простофиля…» А я молился образам и просился на Север.