АЛЕКСАНДР ОРЛОВ: УРОКИ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Историк Александр Орлов: «Креститель Руси – пример величайшего нравственного прозрения»

В июле 2015 года в Издательстве Московской Патриархии вышла посвященная жизни и подвигу святого князя Владимира книга «Креститель Руси». Она предназначена для школьников и студентов первых курсов гуманитарных вузов, а также всем, кто интересуется русской историей. О работе над этим исследованием, а также о созвучиях между Древней Русью и современностью рассказывает автор – историк Александр Орлов.

orlov-309x333

–Александр, как проходила работа над книгой?
– Энергично. С благодарностью вспоминаю совместную работу с коллективом Издательства Московской Патриархии: заведующей редакцией духовно-просветительской и детской литературы Татьяной Тарасовой, редактором Натальей Мамлиной, художником Натальей Леоновой. В момент создания книги происходило созидательное единение. Не существовало полярных мнений или суждений, и в таком творческом действии прошел год.

– Что было для вас главным как для автора?
– Автор исторической книги – реконструктор прошлого. Поэтому главное для меня – правда. Как говорил святой благоверный великий князь Александр Невский, Бог не силе, Бог в правде! Тем важнее заметить: тысячелетняя годовщина со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира (во святом крещении Василия) вызвала некоторое количество необоснованных суждений.

– Каких именно?
– К сожалению, снискал популярность заключающийся в свободной трактовке фактов антинаучный подход. В результате искажаются представления об истории. Так, приходилось слышать о дружбе Великого князя Киевского Владимира, который был верховным языческим жрецом, с первыми на Руси Христовыми мучениками варягами Феодором и Иоанном. Но в исторических источниках таких сведений нет, а подобные высказывания несут антихристианскую направленность. Существуют также современные лживые интерпретации о персидском или хазарском происхождении Владимира.

– С личностью князя Владимира связан ряд устоявшихся суждений – например, об особо разгульной жизни до крещения… Соответствуют ли они действительности?
– Это нормальная реальность первого периода правления Великого князя Владимира. Да, он был ярый язычник, при нем сложился пантеон, включавший как местных, так и общеславянских богов, а главным становится бог грозы и войны — Перун. Его именем клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Прославляя бога грозы и войны, отправлялись в походы княжеские дружины, а по возвращении Перуну приносились самые значительные (зачастую и кровавые) жертвы. У сладострастного язычника Владимира было много жен и наложниц, он относился с презрением к непорочности брачных уз. Все, что произошло затем, обращение князя к христианской вере – величайший пример чуда духовного очищения. По разным свидетельствам, в свои пятьдесят три года Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко выглядел истощенным стариком – по всей видимости, не случайно. Причин этому было много: и проведенная в победоносных походах и языческих излишествах молодость, и христианское воздержание, которому благочестивый князь следовал с богобоязненной строгостью, и глубочайшее раскаяние, сопровождавшее его до последнего дня.

– Есть ли в Москве связанные с князем Владимиром места?
– Прежде всего это храм во имя святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. Его главный престол освящен в честь святого князя, а приделы – в честь святых мучеников Бориса и Глеба и в честь святых мучеников Кирика и Иулитт?ы. Подобное посвящение не случайно. Ведь опорой для святого равноапостольного князя Владимира стал один из сыновей – князь Борис, правивший сначала в Муроме, а затем сменивший Ярослава в Ростове Великом. Борис во святом крещении был наречен Романом, а его кровный брат Глеб, князь муромский, – Давидом. По всей видимости, на киевском престоле, исходя из государственных интересов, равноапостольный князь Владимир видел исключительно Бориса. Именно Борису было доверено возглавить великокняжескую дружину во время нашествия печенегов. Начавшаяся родственная междоусобица среди старших сыновей окончательно сблизила Владимира с Борисом. Как донесли до нас летописи, уход Крестителя Руси в мир иной выпал на день памяти раннехристианских святых мучеников Кирика и Иулитты, пострадавших во время гонения Диоклетиана.

– Чему, на ваш взгляд, может научить нас святой князь Владимир? Можно ли найти какие-то созвучия между его эпохой и нашим временем?
– Прежде всего он является величайшим примером нравственного прозрения. Приведу один пример, связанный с последними годами его жизни. К моменту блаженной кончины князя был раскрыт преступный сговор. Его участником оказался кровный сын брата Крестителя Руси Ярополка, усыновленный Владимиром. Князь Святополк, прозванный в народе Окаянным за убийство Бориса, Глеба и Святослава, имел духовного наставника немецкого епископа Рейнберна, мечтал об убийстве отца и власти над Русью. Задачей представителей Европы тысячу лет назад являлось уничтожение православного государства путем братской междоусобицы, то есть – внутриславянской войны.

Идею национального и религиозного единства всех русских племен заложил именно святой Владимир

– Возможно, нравственные проблемы, которые зародились тогда, актуальны до сих пор?
– Нравственные проблемы зародились со времен падения сатаны – по сути, первого революционера. Они актуальны всегда. Перед нами встает проблема не просто прелюбодеяния или блуда – а неслыханного содомского засилия. Это наступление приобретает государственный, межконтинентальный, а, следовательно, и мировой размах, словно инициаторы этих дьявольских процессов забыли о факельных шествиях нацистов-содомитов под руководством ярого гомосексуалиста Эрнста Рема времен гитлеровской Германии. Но мы помним, как в нашем христолюбивом Отечестве со времен Древней Руси, Домостроя, Стоглава подобные кощунственные происки пресекались на пасторском и государственном уровне, и все это актуально сейчас как никогда.

– Изменилось ваше восприятие князя Владимира в процессе написания? Может быть, во время работы открылось что-то принципиально новое и неожиданное?
– Восприятие Владимира не изменилось. На протяжении нескольких лет я рассказываю школьникам о различных противоречивых этапах жизни великого реформатора и необычайно прозорливого государственного деятеля. В работе над книгой задумывался о силе веры, вспоминал о галицко-русском политическом деятеле, депутате Галицкого краевого сейма и австрийского парламента от Русской народной партии, публицисте, узнике Терезинской крепости Дмитрии Маркове. В 1915 году в своем последнем слове на политическом процессе, организованном военными преступниками в Вене, он сказал: «Меня защищает сила правды, а ее сила непреодолима, эта правда – моя национальная идея, идея культурного и национального единства русских племен. Я убежден, что она найдет дорогу к свету». А ведь идею национального и религиозного единства всех русских племен заложил именно святой Владимир. В 992 году Владимир совершил военный поход на белых хорватов (русинов), который завершился крещением племенного союза, заселявшего северную часть западных склонов Карпатских гор, так произошло окончательное объединение восточно-племенных союзов: белых хорватов, кривичей, кривичей-полочан, дряговичей, радимичей, полян, древлян, северян, вятичей… После похода князя Владимира и крещения они стали одним, единым народом.

–Александр, вы также пишете стихи и прозу. Отразилась ли эта тема в вашем творчестве?
– На Светлой седмице у меня вышел третий стихотворный сборник «Время вербы». Позднее, к 70-летию Победы – сборник рассказов «Кравотынь», в котором множество исторических и религиозных аллюзий.

Анастасия Чернова

Справка. Александр Орлов родился 21 октября 1975 года в Москве. Окончил Московское медицинское училище № 1 имени И.П. Павлова, Литературный институт имени А.М. Горького, Московский институт открытого образования. Работает учителем истории в столичной школе.

Автор трех стихотворных книг: «Московский кочевник» (2012), «Белоснежная пряжа» (2014), «Время вербы» (2015); сборника малой прозы «Кравотынь»(2015); книги для дополнительного чтения по истории «Креститель Руси» (2015). Лауреат Всероссийского конкурса малой прозы им. А.П. Платонова, посвященного 60-й годовщине смерти писателя (2011).
Лауреат Всероссийского конкурса малой прозы и поэзии им. Ф.Н. Глинки, посвященного победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Лауреат Всероссийского конкурса поэзии и малой прозы имени С.С. Бехтеева, посвященного столетию со дня начала Первой Мировой войны «Вторая Отечественная».

Публиковался в широком круге изданий – «День и ночь», «Дети Ра», «Дружба народов», «Зинзивер», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Литературная учеба», «Сибирские огни», «Юность», антологии стихотворений выпускников, преподавателей и студентов Литературного института имени А.М. Горького «Поклонимся Великим тем годам», антологии военной поэзии «Ты припомни, Россия, как все это было!..»

Интервью опубликовано на сайте «Православная Москва» 

Анастасия Чернова

Анастасия родилась в Москве

Читайте также: