



Дорогие друзья, вы никогда не задавались вопросом какое своё стихотворение ценил более всего сам Н. М. Рубцов? При рассмотрении данного вопроса, по нашему мнению, нет необходимости приводить какие – то воспоминания на сей счёт, они всё равно будут субъективными и привязанными к конкретной ситуации в жизни поэта. Для нас это означает, что раз стихотворение печаталось в газетах, журналах, сборниках стихов много раз, значит поэт понимал, что стихотворение удалось и любил. Эта тенденция особенно ярко проявилась в стихах написанных в первой половине шестидесятых годов двадцатого века, когда сборников стихов у Николая Рубцова ещё не было, кроме самиздатовского сборника «Волны и скалы», но на момент выхода его в 1962 году не было ещё стихов «классической никольской осени 1964 года», по аналогии с болдинской осенью Пушкина. Конечно, в этой ситуации необходимо точно знать, когда написано стихотворение, чтобы с полной уверенностью говорить или писать почему оно не было опубликовано в данной книге, журнале, газете. И ещё важно в каком варианте, версии напечатано, чтобы разобраться в «мучительной связи», как говорил поэт хитросплетений и достижения гармонии в данном конкретном стихотворении. Речь пойдёт только о напечатанных вариантах из различных архивов. Поверьте, их очень много и вариативность лирики Н. М. Рубцова, как яркая особенность, не вызывает сомнений. И всё же есть такие стихи, которые удовлетворяют всем перечисленным признакам и принадлежат к вершинам не только рубцовской, но и мировой лирики. Вот они в первую очередь и будут интересны нам…
Пожалуй, одним из самых публикуемым при жизни поэта было стихотворение «Тихая моя Родина». Не будем подробно повторять, как и почему эту строку «Тихая моя родина» подарил поэту Рубцову его друг писатель Белов. Эту строку Николай Рубцов мог прочитать в беловском рассказе «На родине», написанном, видимо, в 1961 – 1962 годах. С ним поэт мог познакомиться ещё в рукописи в Литературном институте, где и встретились будущие великие земляки. Несколько ранее мы считали очень важными факты совместных публикаций Рубцова и Белова и делали на этой основе выводы. «Тотемская газета «Ленинское знамя» 9 января 1965 года печатает рассказ «И всё про любовь» и стихотворение «Не уйти отсюда прочь» (Окошко. Стол. Половики…). В этой же газете 23 сентября 1965 года напечатано рубцовское стихотворение «Последняя ночь» и тот самый рассказ «На родине». Таким образом поэт мог впервые полюбить эти беловские строки именно по этой совместной публикации, а уже потом попросить писателя об их использовании в своём стихотворении (это маленькое открытие автора статьи)» [1]. Однако, дело в том, что стихотворение «Тихая моя родина» уже было написано в 1963 году и послано как приложение в письме Борису Слуцкому от 3 июля 1963 года. К тому же 29 октября, как следует из архива Литературного института, стихотворение обсуждалось на литературном семинаре Н. Н. Сидоренко в институте. А значит, все прежние выводы неактуальны. Это выяснилось из обсуждения темы с Г. А. Мартюковой, директором дома – музея Н. М. Рубцова в селе Никольское. Но, при всём том, посвящение этого стихотворения Василию Белову было только в сборнике «Звезда полей» 1967 года, а не в сборнике «Лирика» 1965 года или в какой — то журнальной публикации вскоре после написания…
Так, когда же состоялась первая публикация этого стихотворения, написанного уже, как минимум, в 1963 году? Начнём, пожалуй, с анализа книжных публикаций стихотворения «Тихая моя родина». Но, вначале, приведём ранний вариант из письма Борису Слуцкому 1963 года.
Тихая моя родина! Вербы, луна, соловьи… Вместо «Вербы» — «Ивы»
Мать моя здесь похоронена в давние годы мои. Вместо «давние» — «детские»
Где же могила, не видели? Поле до края небес.
Тихо ответили жители: «Каждому памятник — крест!»
Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
Купол церковной обители яркой травою зарос.
Лица старушек землистые, вроде могильной земли, Четверостишие не публикуется.
Тоже какою-то мглистою серой травой заросли!
Там, где я плавал за рыбами, сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами вырыли люди канал.
Тина теперь и болотина там, где купаться любил.
Тихая моя родина! Я ничего не забыл…
Старый забор перед школою, тщательно выметен сор. Вместо «Старый» — «Новый»
Словно ворона веселая, сяду опять за забор.
Школа моя деревянная! Поле, холмы, облака…
Медом, зерном и сметаною пахнет в тени вербняка. Вместо «вербняка» — «ивняка»
С каждой избою и тучею, с громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую, самую смертную связь…
Выделим изменения, которые появились в редакции стихотворения в сборнике стихов «Лирика». Они невелики, из основных – выпущено четвёртое четверостишие. Стихотворение в сборнике «Лирика» печатается без названия и без разбивки на строфы. Но уже в сборниках «Звезда полей» и «Душа хранит» название и разбивка на строфы присутствуют. В «Звезде полей» появляется посвящение Василию Белову, в «Душа хранит» его нет.
Приведём этот книжный вариант, ставший основой для всех дальнейших публикаций.
ТИХАЯ МОЯ РОДИНА
В. Белову
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. —
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
В сборниках «Звезда полей» и «Душа хранит» изменены вторая и предпоследняя строфы стихотворения по сравнению со сборником «Лирика», но самое главное, что выпущено, неизвестно пока, по чьему решению автора или редактора, замечательное четверостишие.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
А оно очень важное для села Никольское, ибо Рубцов практически документален в этом стихотворении с том числе и со строительством канала местного значения между двумя рукавами реки Толшмы. И сейчас мы можем прочитать стихотворение в книгах Н. М. Рубцова в варианте «Лирики» или, чаще, в варианте «Звезды полей». Что касается посвящения В. И. Белову, то оно присутствует в любой современной публикации. Повторюсь, что только в сборнике «Звезда полей» посвящение Белову имело место при жизни поэта Николая Рубцова.
Далее сосредоточимся на анализе последней строфы стихотворения «Тихая моя родина» как наиболее знаменитой и вернёмся к вопросу о первой публикации (кстати, ей может быть публикация в сборнике стихов «Лирика»).
Несколько неожиданный вариант последней строки четверостишия даёт нам публикация в газете «Вологодский комсомолец» от 10 октября 1965 года.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую крепкую связь.
Вроде бы уже несколько лет как написано классическое «Самую смертную связь», а тут какая – то не рубцовская «крепкая связь». Может у кого — то из поэтов эта строка и звучала бы, но не у Рубцова, который нашёл более сильное прилагательное. Кто виноват? Редактор, а им был Леонид Фролов, но может быть какой – то черновой вариант стихотворения оказался в распоряжении редакции газеты. Однако, в преамбуле к подборке стихов Николая Рубцова читаем, что сборник «Лирика» уже вышел в СЗКИ и «Сегодня мы печатаем несколько новых стихов Н. Рубцова». Во всяком случае, без сомнения, – это одна из первых публикаций стихотворения, в котором поэт ещё что – то улучшал для полной гармонии. Есть архивный вариант этой строки «Самую светлую связь…» (ГАВО, ф.51, оп.1, ед.хр.253) и это уже третье настроение, третий вариант философского осмысления мира. В Рубцовском автографе из ГАВО «самую смертную связь » зачёркнуто и красным карандашом написано «самую светлую связь». Это меняет все акценты и сколько литературоведческих построений повисает в воздухе. И кто точно скажет, какая строчка сильнее и выразительнее. Здесь могут быть задействованы совсем другие мировоззренческие критерии и модели. Но, всё же, в классическом варианте «Самую смертную связь…» так мог сказать только Николай Рубцов и никто более из поэтов его поколения. Сказать точно, какая из публикаций стихотворения была самой первой практически невозможно, они все вышли почти одновременно. К тому же в журнале «Октябрь» в номере десять за 1965 год стихотворение публикуется с классическим вариантом последней строки, но вот как неожиданно звучит одна из вроде бы уже устоявшихся строк «Словно мальчишка весёлый, сяду опять на забор…». Поэт весь в работе над поэтикой данного произведения, и оно часто публикуется в периодике того времени, особенно после выхода в свет сборника «Звезда полей» и в том варианте как в нём. Вот статистика прижизненных публикаций этого знаменитого стихотворения Николая Рубцова, помимо уже указанных в материале.
В заключении надо заметить, что во всех вариантах и публикациях виден почерк и стиль Николая Рубцова, в конце концов доведённый до совершенства в стихотворении «Тихая моя родина» любимом не только поэтом, но и миллионами любителей поэзии.
Примечания: Л. Н. Вересов «Белов и Рубцов: формула дружбы». В книге «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова» Сборник статей и документов. Вологда, 2013.