РОК-ЯЗЫК И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ
Ниса МАТЛИНА
Советский рок встал перед необходимостью искать себе новый, внеидеологический родовой эпитет – характерно, что именно на начало 90-х пришлись почвеннические опыты самых крупных фигур жанра Гребенщикова и Летова. Былую официозную эстраду отпустили на вольные хлеба, в результате чего она вынуждена была придумывать новый облик, звук и язык: в русской поп-музыке не было времени интереснее и безумнее.
Именно из эстетики КСП вышли многие звезды романтического постшансона. Зарождался вольный российский рейв, на русский язык примерялись ритмы и рифмы хит-хопа. Несмотря на лихие 90-е русский язык оказался хитрее и умнее любой власти. Ведь лихой – по Далю– это в первую очередь удалой, решительный, и воплощалась действительность в слове и звуке рок-музыкантами именно так. Песни, подсказанные голодными злыми улицами. Песни странствующих бардов, песни в пустоту, по выражению Е. Летова, они представляли собой еще и своего рода дорожную карту путей, которые выбирали себе люди, вольно или невольно оказавшиеся в подполье в ситуации, когда и тех, кто наверху, беспрерывно трясло и лихорадило.
Как заметил А. Налоев, это ведь только кажется, что между «Алисой» и группой «Пилот», между Грушинским фестивалем и Петром Наличем, между Цоем и «Но1це МС» ничего не было – на деле по петербургским улицам 90-х бродили особенные пророки, изгибы гитары обнимали особенные руки, чеканили слова особенные поэты.
Слова продюсер, лейбл и формат еще были в диковинку. Это потом английские слова потоком влились в русский язык, стали его музыкальными терминами. Что напоминает дворянскую Россию, изъяснявшуюся на французском повально. Наши улицы запели на английском, нашим музыкантам и авторам уже становилось по плечу сочинить и исполнить песню на английском. Таким образом, произошло обновление языка и его коммуникативных функций.
С языком вообще шли эксперименты для приспособления его к действительности. Как и с музыкой. Группа «АВИА», например, щедро пользовалась приемами, почерпнутыми из творчества революционных агитбригад 20-х годов прошлого века, использовала законы драматургии постановок массовых праздников и гуляний. Как тут не вспомнить театр Мейерхольда и поэта Маяковского! Так, на Западе эта группа показывала, среди, прочих клип на песню «Я не люблю тебя»– лирический текст, исполняемый в ритме марша!
А вот показать, как работали над языком рок-поэты и вместе с тем исполнители, даем слово им самим.
Говорит Глеб Самойлов(Агата Кристи) в интервью из музыкальной прессы 90-х:
— Глеб, много хитов у «Агаты», но нет хитовей строчки «Я на тебе, как на войне, на тебе, как на войне…»Как она родилась?
— Не в муках! Она из тех, что сами приходят на ум! Но после глубоких переживаний. И семейная жизнь, и любые взаимоотношения двух любящих людей строятся на том, что, с одной стороны, два индивидуума стремятся слиться друг с другом, а с другой стороны, это ведь невозможно, потому что есть «Я» и «Я».
— Не кажется ли тебе, что с точки зрения современного литературного русского языка эта хитовая строчка корява…
-В школе у меня по русскому языку были одни пятерки. Я много хорошей поэзии и прозы перечитал… Так что здесь намеренная корявость. Не будь ее, мысль была бы выражена слишком пафосно. Описывать явления круглыми фразами, поверьте, не так сложно. А вот постараться внедриться в разговорный язык – это интересно. ..
Тут же можно отметить, что Агата Кристи усиливают музыкальные изощрения ассоциативным видеорядом на концертах при исполнении каждой песни. С любой точки зала зритель получает возможность благодаря системе расстановки акустики по принципу «PinkFloyd» ощутить всю мощь и качество звука. Это все уже шоу.
Коллектив вернулся к декадансу конца 80-х в текстах, а в саунде стало больше жужжаще-скрипящих звуков, что соответствует сегодняшней моде. Глеб Самойлов утверждает, что с возрастом человек становится более закрытым, но в то же время и более искренним. А песня и должна быть искренней, честной.
Говорит А. Рыбин, «Кино»: «После записи «Группы крови» я понял, что это не попсуха, в которой тогда стали упрекать Цоя, а просто дань моде. Просто он искал современный язык.
Мне выпало счастье видеть, как работает Цой. Это чистый поэт. Настоящий художник работает, как рука пишет. Он не может холодно спроектировать и сделать вещь. Ведь как бывает в поэзии: пишешь строчку, а потом уже ее понимаешь. И говоришь: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» Виктор именно такого склада был. Например, были у нас разговоры, что, мол, неплохо бы ему сделать один веселенький диск. И он соглашался: конечно, не мешало бы… Но не мог. Пел только то, что диктовала ему интуиция. Как говорят, Бог водил рукой. Что-то свыше в него входило, и он это делал.
…Он просто боялся выглядеть безграмотным, выглядеть, как большинство длинноволосых певцов рок-клуба с их высокопоэтическими откровениями о любви и мире.
…Нельзя за один день привить вкус к Слову и Звуку народу, воспитанному на дисках, с колыбели запавших в мозг стихах, исполняемых А. Пугачевой и другими корифеями, несущими культуру в массы».
«Несмотря на то, что мои тексты написаны под влиянием моего личного опыта, собственных впечатлений, тем не менее я представитель своего поколения, и, вероятно, выражаю опыт и впечатления всего поколения в целом». В. Цой.
Недаром появилось и действует ныне целое направление в нашей поэзии, называемое рок-поэзия. Оно пошло от таких вот бардов, как Цой, Глеб Самойлов, Башлачев. Когда их тексты прозвучали, каждому мало-мальски разбирающемуся в поэзии, стало ясно, что настоящее – тут.
В отличие о официально провозглашенных километров правильно зарифмованной серой скуки книжек стихов многих профессиональных поэтов, которые не раскупались. Было время, когда их продавали в нагрузку с соленой селедкой.
Рок на российской почве постоянно изменялся, Так как рок-музыканты интерпретировали его по-своему, в соответствии с родным русским языком, подгоняли английскую речь текстов под себя и в то же время ломали саму сложившуюся систему русского действующего языка и видоизменяли его, как им было надо. Конкретные слова, их смысл, словоформы, лексика – в дело шло все. Менялось значение слов, речь строилась на игре слов, речевые обороты и построения предложений становились многозначными. Пунктуация, синтаксис в целом разрушались, и возводились совершенно новые и неожиданные символы, знаки, построенные на глубоких метафорах и удивительных сравнениях. Можно сказать, сама эпоха выражалась через слово в творчестве рок-музыкантов и рок-бардов, сама эпоха на грани ломки требовала новизны языка. И у каждой группы и исполнителя, в конце концов, появилось свое, только ей присущее слово и манера исполнения. Например, у А. Башлачева или Б. Гребенщикова главной приметой российского рока стала индивидуальность, выраженная через слово. А поскольку все рокеры старались выразить свои мысли и чувства как можно ярче, метафоричней, хлеще, то слова становились знаками и символами времени – эпохи рока.
Рок и его язык, как явление представляется постоянно растущим, развивающимся, и впоследствии огромным живым организмом, включающим в себя все новые и новые течения, претерпевающим разные изменения. Его рост характеризуется то подъемами, то спадами в зависимости от состояния общества, социальной среды. Это можно проследить не только в музыке, но и в самом языке рока: текстах, речи рокеров и групп. С начала своего возникновения, точнее, зарождения, рок обретал этот свой язык, ни на что не похожий. Если, возникнув, как танцевальные мелодии, он еще не умел говорить, то потом упорно учился слову. Особенно в России – стране Слова. Поскольку вскоре рок явился протестным, активным в социально кризисных ситуациях, то его речевая функцияво многом схожа с действием нанотехнологического процесса. Представим себе тяжело больного человека, в тело которого гениальным ученым, запустившим целительную программу, введены наночастицы, находящие и убирающие больные клетки. Они также перестраивают генетический код на здоровый, очищают и омолаживают человека. Затем, выполнив программу, эти наночастицы самоуничтожаются или продолжают существовать на другом, тоже благотворном уровне, не давая возможности повториться болезни. В нашем случае такую роль выполнял и выполняет рок с его сначала бунтарскими песнями, а затем бьющим в самые горячие точки современности, кричащий о неразрешенных проблемах общества. Чего-чего, а этого в России хватает.