ОБРАЗ МОСКВЫ В ЛИТЕРАТУРЕ

25 ноября в библиотеке «Дом А.Ф. Лосева» состоялась очередная встреча литературного клуба «Соты», посвященная московской теме в литературе. Анастасия Чернова, ведущая клуба, представила участников, а также победителей литературного конкурса «На семи холмах».


Можем ли мы говорить о существовании «Московского текста» наравне с Петербургским? Какой предстает столица на страницах художественных произведений?

img_1887

Мне мнению Анастасии Черновой, это очень непростые вопросы, особенно первый. Она вспомнила слова академика В.Н. Топорова, который писал об инаковости Москвы и Петербурга и полагал, что отсутствие внутренней цельности не позволяет говорить о Московском тексте. При этом вокруг Москвы возникает обширное поле мифологии, связанной с определенными географическими местами (например, Лефортовские легенды). Один из наиболее масштабных, но не связанных с рождением города, мифов присутствует в концепции «Москва – третий Рим». Существуют также интересные исследования, в которых отмечается связь Москвы с еще двумя мифологическими концептами: второй Вавилон и град Китеж.

img_1886Евгения Коршунова, зам. директора по научной работе Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина, рассмотрела московскую тему на примере творчества Ивана Шмелева. Она назвала особенности московского текста: наличие сходного мифа, лежащего в основе дальнейших художественных построений; важность места действия; особый отпечаток, который носят на себе москвичи – литературные герои; особые художественные характеристики городского пространства; связанность произведений о Москве с претекстом, то есть произведениями, которые тоже написаны на данную тему. Евгения выявила факторы, повлиявшие на развитие московского текста. Например, становление московского мифа в 14 – 16 веках; связь города с женским началом: Москва всегда представлена как мать, девушка, невеста… С какими концептами московский миф связан в ХХ веке? Миф о граде Китеже, Второй Вавилон, Третий Рим. Это видно на примерах ряда произведений Шмелева: «Голуби» (очерки), «Город Призрак», «Москва в позоре», романы «Няня из Москвы» и «Пути небесные».

img_1893

Еще одна участница встречи, Полина Громова, подготовила исследование, посвященное образу Москвы в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». Также Полина была награждена грамотой (номинация «Москва в слове и красках») победителя литературного конкурса «На семи холмах», проводимого Литературным институтом им. А. М. Горького, газетой «Православная Москва» и клубом писателей-выпускников Литературного института. Кроме нее, грамотами победителей были награждены Елена Горбачева и Марианна Бор-Паздникова.

img_1870

Светлана Владимировна Молчанова, член Союза писателей России, преподаватель дисциплин «История театра», отметила, что Петербург рождался искусственным образом, его выстраивали. В результате получился, с одной стороны, парадный город, а с другой – очень тесный, с крохотными дворами. Москва, напротив, поражает размахом. Ширь сочетается с уютными переулочками. Также необходимо учитывать все оттенки города. Шмелев, например, изобразил Москву замоскворецкую, исконную, низинную. Зайцев – приарбатскую. А если мы сравним творчество Трифонова и Орлова с его «Камергерским переулком» — то увидим пространство, примыкающее к Тверской улице, и совершенно другой подход для его описания. Образ Москвы Светлана Владимировна рассмотрела на примере прозы Георгия Семенова (повести: «Уличные фонари», «Сладок твой дым»; «Лошадь в тумане», «Голубой дым», «Городской пейзаж», «Звезда английской школы», «Запах сгоревшего пороха»). Георгий Семенов дает образ Москвы на сломе. Москва – это не только площади и Кремль, это и люди, московский быт, с которым мы уже сейчас распрощались.

img_1990

А про традиционные московские чаепития с самоваром рассказал организатор проекта «Чаепития по-русски» Илья Новиков. И радушно пригласил всех присоединяться к этой традиции: «Давайте собираться, пить чай и не только с пакетиками! А также побольше читать русскую литературу!»

img_1941Поэт Алексей Полубота вспомнил цитату Юрия Кузнецова: «Эти крутые холмы… Они только кажутся пологими. На самом деле они очень крутые и немногим удается на них взойти…»
«Ни один год требуется, чтобы этот город начал приоткрываться. Душу его чувствуешь со временем… О Москве есть такой парадокс – все в нее стремятся и все ее ругают», – сказал Алексей и прочитал несколько своих стихотворений о Москве. Его восприятие города менялось: от первого мрачного до оттенка легкого юмора.

img_1952Поэт Григорий Шувалов тоже прочитал свои стихи и рассказал о произведениях, в которых упоминается храм Василия Блаженного: «Борис Годунов» А.Пушкина, «Панорама Москвы» М. Лермонтова, «Чистый понедельник» И. Бунина, «Зодчие» Д. Кедрина, стихотворение «Василий Блаженный» Д. Андреева. Современные авторы, напротив, почти никак не отображают образ храма Василия Блаженного в своем творчестве.

Галина Коптелева, студентка 1-го курса Литературного института, подготовила доклад о поэзии Р. Рождественского и его Москве, Анастасия Чернова напомнила о стихах Николая Рубцова, в которых предстает образ Кремля.

img_1931

img_1981

Андрей Тимофеев представил литературный проект «Соты». «Современному литературному процессу консервативного направления не хватает молодежной инициативы, что тяжело и печально. А «Соты» как раз и смогут собирать вокруг себя молодую литературу».

img_1919

Григорий Кириллов, прозаик, рассказал о последнем романе Ю. Трифонова «Время и место». Почему это произведение называют «роман-пунктир»? Каждая его глава является небольшой историей, собранные вместе, эти истории и составляют большой сюжет, связанный с Москвой.

img_1902

«О Москве пишут все мои друзья и поэты, приезжающие в столицу, — сказал поэт Александр Орлов, — об этом просто невозможно не писать!» В подтверждение он прочитал несколько своих стихотворений.

img_2002Философ Андрей Чагинский заметил, что постепенно история «вымывается» из города. Но в Москве она все еще сохраняется не смотря ни на что: ее городская структура и некоторая неправильность, ее бытовая история, мелкие и крупные грешки, ее большие достижения, ее глупые увлечения… Мы заворачиваем в переулок срезать путь, а оказываемся лицом к лицу с каким-то событием, о котором даже никогда не задумывались. Вот самая главная черта истории этого города!

img_1944

Элина ШУЛЬГИНА

Читайте также: