МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Елена КЛОПОТОВСКАЯ
Культуру и быт Древней Руси формировало множество факторов. Славянские традиции, принятие христианства, наследие Византии и многое другое стало фундаментом для создания целостного стиля, неповторимого и многогранного, в котором органично сочетались, казалось бы, совершенно несоединимые элементы.
Интерьер избы к XV — XVI вв. представлял собой прямоугольный сруб, в центре которого устраивалась большая печь с лежанкой; дым выходил через окно, дверь или проем в крыше.
Дома городских ремесленников мало отличались от деревенских изб. Деревянный сруб долгое время оставался основой жилых построек разных сословий. В конце XVI в. английский посол Флетчер писал: «Дома их — деревянные, построены весьма прочно и тепло из сосновых бревен, которые кладутся одно на другое и скрепляются по углам связями. Между бревнами кладут мох (его собирают в большом изобилии в лесах) для предохранения от действия наружного воздуха. Каждый дом имеет лестницу, ведущую в комнаты со двора или с улицы. Деревянная постройка для русского, по-видимому, гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в последних больше сырости и они холоднее, чем деревянные дома, особенно из сухого соснового леса, который дает больше тепла». Богатые хоромы обычно состояли из нескольких примыкающих друг к другу срубов (нередко трехэтажных) с высокой башней на углу. Они могли украшаться резьбой и большим количеством окон, закрытых слюдой. (В простых домах дверные и оконные проемы делались небольшими ради сохранения тепла, а окна затягивались бычьим пузырем.) Каменные палаты начали строить в Москве в XVII в.
Жилые хоромы богатых людей отличались красочным убранством. Стены и даже потолки могли обивать сукном (особенно любили темно-красное), а также обшивать струганым тесом и декорировать живописью и резьбой. Во времена царствования Алексея Михайловича стены и двери начали обивать кожей, тесненной золотом. К концу XVII в. своеобразными обоями стали служить холсты, расписанные растительным орнаментом. Тогда же московская знать познакомилась с привезенными с Запада шпалерами. Из-за дороговизны не каждый мог их приобрести. Главным украшением русского дома служили иконы. Чем зажиточнее хозяин, тем больше у него имелось образов. Они висели в каждом помещении по нескольку штук, даже в сенях. Мебели было немного даже в боярских палатах. В крестьянском доме присутствовало только самое необходимое: лавки да стол в «красном углу» под образами. У зажиточных хозяев имелись сундуки, посудные полки. В боярских покоях дубовый стол тоже, как водится, стоял под образами. Он покрывался красным или зеленым сукном, а в праздники — коврами, узорчатыми шелками, золотыми тканями. Вообще, как замечает Н. И. Костомаров, «в домашнем устройстве заметен был у русских обычай укрывать и покрывать». Лавки, тянувшиеся вдоль стен помещений, прятались под кусками материй, называемых «полавочниками». На окна клались наоконники. Ткани набрасывали на скамьи и столбцы (столбцы — четырехугольные табуреты). Стулья и кресла считались роскошью и встречались только в царском дворце и у знати.
В качестве декора использовались рельефные резные детали, иногда имитирующие вставки из драгоценных камней. Одежду и посуду хранили в сундуках, ларях, поставцах, а позже — скрынях (тип комода с выдвижными ящиками) и шкафах. Прямоугольные деревянные или кованые сундуки украшались резьбой, чеканкой, росписью. Поставцы — подвесные открытые шкафчики с полками, которые занавешивались сукном или шелковыми тканями. Кровати долго не использовались, вместо них спали на скамьях или лавках, утепленных перинами и подушками. Крестьяне спали на печках.
Живописная особенность богатых интерьеров — изразцовые печи. Изразцы обычно делались синего и зеленого цветов и украшались лепным орнаментом. Сюжеты для своих изделий мастера черпали из легенд, преданий, печатных книг, флоры и фауны.
Даже бояре не имели такого предмета роскоши, как стенные зеркала. Церковь не одобряла их употребления. Костомаров пишет, что «благочестивые люди избегали их как одного из заморских грехов». К настенным картинам и эстампам тоже вначале относились настороженно, только в XVII в. они попали в царские палаты, однако в конце XVII в. их уже продавали в Москве в овощном ряду. Освещались дома при помощи восковых и сальных свечей; восковые стоили дорого и потому даже у богатых людей горели только в праздники. Подсвечники были разных видов — стенные, «стоячие» и ручные — и делались из меди или железа. В праздники к потолку подвешивались серебряные паникадила.
Посуда разных сословий разительно отличалась друг от друга. В простых семьях ели из деревянной, оловянной посуды. Существует упоминание о ранних четырехугольных тарелках (из дерева). Использовалась также медная, плетеная и глиняная утварь. Богатые люди вкушали пищу на серебре, а то и золоте. Сосуды кроме орнаментов и чеканных фигур декорировались разными надписями. Например, дареный сосуд содержал надпись: «Ударила челом боярыня Ульяна Федоровна Романова». А на чарке сбоку было написано: «Зри, смотри, и люби, и не проси».
Анфилада комнат Теремного дворца отличается удивительным богатством колорита и пышностью убранства. Каждый покой полон своеобразия. В Трапезной стены и своды расписаны орнаментами и изображениями святых. Лавки и кресла обтянуты бархатом. В Крестовой палате, где царь принимал бояр и иностранных послов, изысканный декор стен великолепно сочетается с окошками из цветного стекла.
Влияние реформ Петра I коренным образом сказалось на всей культуре и укладе жизни России. Традиционный русский костюм заменился иноземным, совершенно иной облик обрела архитектура и, соответственно, интерьер. Однако, восприятие западной культуры не превратилось в бездумное копирование, а подверглось творческому переосмыслению и породило самобытные формы русского искусства.