МАРГАРИТА КАТКОВА: ХОЧЕТСЯ УЕХАТЬ В ДЕРЕВНЮ

Роман Сергея Мурашева «Ленты Мёбиуса» редкое в сегодняшнем литературном мире произведение о деревенской жизни простых людей. Его невозможно читать быстро. И слог, и лирические отступления, и многочисленные описания природы роднят прозу с поэзией. Она наполнена поэтической легкостью, воздухом, будто написана по вдохновению. Каждое слово на том месте, где ему и следовало быть, чтобы читатель зримо увидел героев, деревню, в которой они живут и которую искренне любят. Интересна позиция, с которой С. Мурашев показывает читателю персонажей и события. То мы смотрим на них с позиции всеведущего автора, то — точка видения как бы передаётся герою. Правда, герой этот не называется. Чьими глазами мы смотрим тогда? Алёшиными? Но это, скорее, взгляд кинокамеры. А ещё вернее — так видит мир бесплотное существо, способное мгновенно перемещаться: дух, ангел, душа без тела.

    

Сюжетная линия нечёткая. Роман подобен мозаике: сюжет складывается из мелочей, рутинных дел, бытовых событий, но описание каждого эпизода настолько живописно и поэтично, что надолго оседает в памяти:

«Мужик, ловко загребая веслом то с одной, то с другой стороны, повернул к пологому берегу. Проплыл совсем рядом с затопленным столбом идущей к деревне электролинии. В небольшом залое, встав в лодке, подцепил веслом и принялся выбирать сеть. Он поднимал её, блестевшую на солнце, слегка отряхивал мусор, и за тетиву подтягивал лодку дальше. Посерёдке сети попала небольшая щучка, она не заусилась по-настоящему, и мужик легко продёрнул её в глазок, кинул в отделённый перегородкой нос лодки. Почувствовал по тетиве, что есть что-то ещё… И, действительно, уже ближе к шесту, к которому привязывал сетку, поднял из воды щуку с икрой килограмма на три. Он уверенно заломал ей голову. Рыбина, видимо, когда старалась освободиться, нахватала в пасть много сети, поэтому распутывать неудобно: нити ячей зацеплялись за частые зубы. …Наконец рыбачок вынул щуку, кинул к маленькой, которая, разбрызгивая скопившуюся в носу лодки воду, отчаянно забилась, жёстко стукаясь о дно и борта. Большая, почувствовав, что не одна, даже с переломленным позвоночником, тоже несколько раз сильно ударила хвостом.

На реке послышались всплески. Рыбачок, не боясь опрокинуть лодку, круто обернулся. …В стороне от залоя, разбивая водную гладь весеннего разлива, бежал большой чёрный пёс. Он, плывя от деревни, достал наконец лапами дна. Пёс выскочил на берег, отряхнулся на бегу, пыль брызг с его шерсти, поймав солнечные лучи, украсилась радужными ленточками.

— Вот какой! — крикнул рыбачок. — Переплыл!?

Пёс, между тем, гонял вдоль по кромке воды туда-обратно, делал по берегу круги… Хозяин наблюдал за ним».

«— Стреляют! Стреляют! — Емеля замахал во сне руками, ворочаясь, скатился с лежанки, угадал ладонью на уголь, ловко перескочил тлеющий костёр и замер, сидя на корточках и придерживаясь за землю руками.

Уже никто не спал. Все — Алёша, Юрий и Женька стояли и смотрели на большое розовое зарево со стороны деревни. Оттуда слышались частые сухие выстрелы.

На крик Емели не обратили внимания.

…Алёша стоял, захватив правой рукой кончик еловой разлапистой ветки, Юрий закуривал, нервно чиркая спичкой, Женька, обняв молодую осинку, почти повиснув на ней, тянулся головой на тонкой шее, да и всем телом, к зареву.

— Это из ружий! Из ружий это! — заторопился он, переступив на месте. — Из автоматов по-другому. Помнишь, у нас на дороге бандитов ловили? Я слышал. Ту-ту-ту-ту! Ту-ту-ту-ту! Потом из большого какого-то: бу-бух! А это из ружий. Из ружий.

— …Боеприпасы, — почти прошептал Юрий. — Не должно быть… — Помолчав, он крикнул на Женьку:

— Заливай костёр! Домой!

— Вы с Алёшей берегом, мы с Женькой на лодке. — Емеля, сообразив в чём дело, побежал к реке. Застучал по дну лодки веслом, выплёскивая воду. — Женька! Возьми ведро из-под живцов, залей, правда. Юрий стоял ещё с полминуты, что-то соображая, и опомнился, только когда Женька стал лить на угли принесённую воду. Юрий сорвался, шибко зашагал по тропинке. Алёша едва поспевал за ним. Слышно было, как уже вдогонку, Емеля крикнул:

— Это шифер! Шифер на доме трещит!»

«Проснулся Алёша рано утром, открыл глаза: — … с неожиданной радостью увидал сложенный из кругляка жёлто-коричневый щелистый потолок. С него на толстом проводе свисает лампочка. Она, словно последняя капля сбегавшей с потолка воды, нависла на патроне и вот сейчас упадёт и разобьётся мелко. …Громко отстукивают старые часы, которые починил Емеля. На стене, среди фотографий, горит живая свеча. Это солнечный свет. Он пробирается в одно из окон через узкую щель между шторкой и боковым косяком. …А на улице сразу за домом, растёт черёмушка. Восходящее солнце глядит сквозь неё… Потому-то, когда на ветру дрожат листья черёмушки, дрожит и свет солнца проникающий в дом через окно — свеча на стене переливается солнечным воском — горит».

Читая, настолько привязываешься к героям, что носишь их образы в себе даже когда книга закончилась. Анна, настоящая русская женщина, мудрая, трогательная, трудолюбивая. Она потеряла мужа, которого любила, и которому была верна. Она замещает маму Алексею, приехавшему в деревню, обстирывает его и кормит, наставляет, рассказывает о жизни. Емеля, отсидевший в тюрьме за непреднамеренное убийство, проживший весь век бобылём, но не утративший любовь к ближнему и к окружающему миру, а только возрастивший её в себе. Александр, отец семейства, пытающийся заработать на жизнь любыми способами. Его брат, отслужил в Чечне. Эта служба его надломила. Девушка Аня, простая, искренняя и чистая. Она навещает Алёшу во время болезни. Школьник Женька, у которого ещё всё впереди. Сторож в лесной делянке Шамеля с трагичной судьбой…

Сложен, не всегда понятен образ Алексея. Это совсем юный герой, изменчивый в своём поведении и настроении и, как следствие, эмоционально неуравновешенная личность. Он напоминает подростка с затянувшимся переходным периодом. Ему нужно вырасти, окрепнуть, возмужать. В деревне Алексея встречают добродушные родственники, которые мгновенно берут его под патронаж и нянчатся, как с малым дитём. Он же, как должное, поглощает их заботу, но внутренне остаётся всё так же холоден. Он постоянно что-то вспоминает. Короткие вспышки, зацепки из прошлого. Параллельно даются эпизоды из его недавней городской жизни, разговоры с соседом по общежитию; наставления матери и отчима, которые только и желали поскорее вырастить сына и отправить его в свободное плавание, чтобы насладиться жизнью друг с другом. При таких обстоятельствах Алёша должен был почувствовать себя глубоко несчастным, никому не нужным — мать фактически от него отказалась, поддержки от неё ждать нечего, родного отца он потерял когда-то давно, так давно, что в голове сохранились лишь незначительные эпизоды да обрывочные скудные воспоминания жителей деревни… Сознание юноши достраивает этот образ почти до идеального во всех отношениях, интеллигентного, доброго. Стиль жизни соседа по общежитию Алесей не приемлет, а каким хочет быть, представляет весьма смутно. В городе он потерян, замкнут. Во многом поэтому решает бросить учёбу и вырваться в деревню, к родным корням, где жил его отец, где сохранился дом, где живут многочисленные родственники. Этот порыв можно расценить, как попытку найти любовь, которую ему не додали в детстве. И он, надо отметить, отчасти её находит. В деревне все к нему добры, обхаживают, угощают, чем могут. Он старается влиться в их жизнь, участвует в работах, помогает, много гуляет. Но долгожданного покоя в душе — увы — так и не находит. Он чист, раним, с огромным открытым сердцем, он чувствует природу не хуже своего дяди Емели. Но как будто не взрослеет, не меняется, ходит по бесконечному кругу жизни, оставаясь внутренне не холодным и не горячим. И ленты Мёбиуса, к которым он так приникает в конце книги, с таким увлечением их клеит, безжалостно разрезая старые газеты Емели, которые старик бережно собирал всю жизнь (ведь в них «документы истории, её осколки») являются разгадкой его характера. Пока Алёша не определится в жизни, пока не расставит приоритеты, не поймёт, что он из себя представляет, и для чего нужен в этом мире, ходить ему по бесконечной ленте Мёбиуса и быть аморфным существом. Не зря старенький Емеля отмахнулся от всех этих лент, назвав их ненужным фокусом — у него всё в жизни предельно ясно: он живёт в гармонии с природой, трудится в поте лица и благодарит каждый прожитый день. Алёша ещё очень далёк от философии дяди, хотя и симпатизирует ему.

Чтобы лучше понять образ главного героя, можно рассмотреть одного из его двойников —  Юрия. Он очень похож на Алёшу внешне, хотя старше на двадцать лет. Их даже путают (эпизод на Новогодней вечеринке). Юрий горяч и категоричен. В дневниковой записи он сравнивает себя с Мышкиным. Это мятущийся человек, с трагичной судьбой. Он пережил любовь к немой девушке, и эта любовь была настоящая, большая, она развивалась в переписке и настолько поразила и преобразила его, что он почувствовал себя другим человеком. После тушения пожара он отводит Алёшу в своё самое любимое место, на Мишину гору и робко делится своими мыслями, выдаёт самое сокровенное, что в данный момент его наполняет, ожидая получить слова поддержки, но встречает грубость. Алексей в том эпизоде подобен ощетинившемуся ёжику, пытается обидеть, бросая нелицеприятные реплики, и сам себе удивляется. Зачем, почему это сделал? Хотел показать свою взрослость, неприятно быть учеником. Юрий не обиделся. Он видит в Алексее ребёнка, и опекает его, терпя все его выходки. Наиболее полно образ Юрия раскрывается через дневник. Алексей с жадностью проглатывает страницу за страницей, впитывая в себя: «Плохо, когда говоришь, а тебя не слышат», «…единственный всем понятный язык – это язык любви». Но для Алексея это пока лишь красивые мысли, он их повторяет, перечитывает, но внутренне до них ещё не дорос.

Мы видим трагичный финал большой любви Юрия. Видим переживания человека, выброшенного из жизни, он беспробудно пьёт, теряя человеческий облик. Отрекается от всего, что имел. Почти от всего. Найдя на шее нить, целует крестик, и тут же завещает Алешё: «Теперь ты сам будешь ходить туда». Куда — туда? В Погост? Туда, откуда Юрий вернулся в таком состоянии? А, может, на Мишину гору? Юрий вовсе не пропавший человек. Он профессиональный охотник. Во время болезни Алёши, принимает участие в уходе за ним. Это даёт возможность полагать, что Юрий достойно пройдёт все испытания в жизни, примет их и будет жить дальше, духовно возмужавшим.

Сложный путь должен пройти и Алёша. Но ему, в отличии от Юрия, повезло. У него перед глазами судьбы его двойников, и он может, хотя бы в начале пути, предсказать, к чему приведёт то или иное решение. Ему остаётся немного: только понять, где тут добро, а где зло, и — принципиально — всегда выбрать добро. Сначала он должен научиться любить, заботиться о ближнем. Жизнь подбрасывает ему нужные события, словно учит его сама: он заболевает и в беспамятстве проводит месяцы в доме дяди, за ним ухаживают, выносят горшки и кормят из ложечки. А потом заболевает Емеля, как будто предоставляя возможность юноше проявить себя, но Алёша почему-то оказывается не готов ответить взаимной заботой. Емеля ему чуть ли ни самый родной и дорогой человек после отца, но Алёша не приходит к нему даже навестить. Что это? Внутренняя чёрствость, нечуткость или детская настырность — всё равно не буду так, как надо? Емеля выходил его после болезни, но, как только Алёша был готов жить самостоятельно, тут же указал, что пора уходить. (Может, поэтому подросток Алёша и обиделся на дядю?) Но это очень мудро. Птенец вырос, живи теперь сам, строй свою жизнь, а мы будем всегда рядом, ты всегда сможешь получить поддержку, но жить тебе нужно самостоятельно. У Алёши нет желания. Он не может организовать быт. В его доме неуютно. И даже светлый праздник Пасхи проходит скомкано, непразднично. В этот момент Алёша получает письмо, в котором — повестка в армию. Это новый эпизод в его судьбе, в который он входит, покоряясь течению. Он обещает вернуться после армии. И, наверное, это правильно. Ему нужно ещё расти, искать себя, своё предназначение, учиться любить.

Роман написан не из-за одного Алёши. Несмотря на все трудности жизни на селе, после прочтения «Лент Мёбиуса» Сергея Мурашева, хочется бросить всё и уехать в деревню. Поэтому роман нужно читать, прежде всего, для того, чтобы побывать в деревне, когда физически это невозможно сделать. Это своеобразный гимн деревенской жизни.

Маргарита КАТКОВА

Об авторе: Маргарита Александровна Каткова
Родилась в 1989 году в городе Белорецке, республике Башкортостан. Занималась танцами и живописью. Выпускница Литературного института им. Горького (2012). Училась на семинаре прозы Александра Рекемчука.
Победитель российско-белорусского конкурса молодых литераторов «Мост дружбы» (2013).
Лауреат конкурса молодых литераторов России и Болгарии «Славянское братство» (2014).
Финалист российско-итальянской премии «Радуга» (2014)
Проиллюстрировала несколько книг. Увлекаюсь современной литературой.

Читайте также: