
E. Ю. Константинова. М.М. ПРИШВИН: ХУДОЖНИК И ИСТОРИЯ
27 февраля 2014 года состоялся Клуб прозаиков, посвященный творчеству М.М. Пришвина. Филолог Е.Ю. КОНСТАНТИНОВА, рассказала про идею творческого поведения в дневниках Пришвина 1918-1920 гг.
ЧТО МЫ ОБСУДИЛИ:
• Идея творческой аскезы — основа понимания пути художника в мире. Особое значение такая концепция творческой личности приобретает во время гражданской войны.
• Какова роль художника в обществе? Концепция «творческого поведения» Пришвина как путь к миротворчеству во время гражданской войны и революции (на материале дневников 1918-1922 гг. и повести «Мирская чаша»)
• Какую роль занимает неореализм в пореволюционные годы? Каковы возможности этого метода, с точки зрения Пришвина? Роль очерковости и тема «умаления себя» в художественных поисках М. Пришвина в 1920-e годы.
«Мы будем действовать словом, не пулями, мы слова найдем такие, чтоб винтовки падали из рук, это очень опасные слова, нас могут за них замучить, но слова эти победят» Пришвин Дневники. 1918-1919г.
«Будем же записывать имена деревень, животных, ручьев, камней, трав и под каждым именем писать миф, быль и сказ, песенку, и над всеми земными именами поставим святое имя Богородицы: это она прядёт пряжу на всех зайцев, лисиц и куниц». Пришвин «Цвет и крест»
«Художник начинается там, где человек обращается в призрак. Есть писатели, которые говорят, что моя личная жизнь прошла, как роман, и оттого они не могут написать романа. Это люди, вероятно, бездарные»