ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА

 Тридцать четыре года назад День славянской письменности отметили в Мурманске — на самом краю огромной страны. Или — так, пожалуй, будет справедливее — в самом ее начале. Здесь, на продуваемых ветрами Арктики скалистых берегах, возродилась традиция торжественно встречать день памяти создателей славянского алфавита — святых Кирилла и Мефодия. Возродилась и начала поступательное движение по городам и весям, чтобы через пять лет, в 1991-м, стать праздником общегосударственным.

То был замысел нашего выдающегося земляка Виталия Маслова — писателя, моряка, общественного деятеля. Писатели-северяне поняли его с полуслова и подставили свои плечи. Ведь, чтобы идея претворилась в дело, понадобилось приложить очень много усилий. Об этом в свое время писал мурманский поэт Виктор Тимофеев. В ту пору он руководил областным отделением Союза писателей и потому принял на себя организационные заботы, решение всевозможных проблем… Почти год назад Виктор Леонтьевич ушел из жизни и больше не сможет рассказать о тех событиях. Поэтому, думается, сегодня, в юбилейный день, уместно напомнить читателям о них фрагментом его прошлой статьи.

«Идею предложил блистательный знаток истории и культуры славян прозаик Виталий Маслов. Среди главных помощников был журналист Дмитрий Тараканов, редактор молодежной газеты, которая первой поддержала писателей и очень серьезно помогла Дню славянской письменности утвердиться в общественном сознании.

Ведь инерция старого мышления, непонимания и даже опаски была в обществе очень велика. Я ощутил это сполна. Мне как ответственному секретарю Мурманской писательской организации довелось заниматься всеми вопросами подготовки и проведения будущего праздника. Вот, например, мы полгода готовили, собирали круг писателей-основателей. Хотелось, чтобы в Заполярье собралась группа авторитетных мастеров слова, чьи голоса слышны всюду. Это помогло бы начинанию укрепиться и распространиться.

Однако я пережил немало разочарований и болевых состояний. Многие шарахались от нашего приглашения. Другие запутывали. Третьи юлили и водили нас за нос. Четвертые просто осторожничали — не доверяли нам.

Но особую поддержку — письмами и телеграммами — оказали Валентин Распутин, Василий Белов, Дмитрий Балашов. С них мы и начинаем список писателей — основателей праздника, хотя обстоятельства и не позволили им побывать у нас. Но их напутствия укрепляли дух.

Нельзя не назвать и тех, кто приехал, и северян, кто работал на месте. Эти имена — гордость первого праздника: тогда это было не так просто — приехать, включиться в дело, последствия которого неизвестны! Назову их. Московские писатели Семен Шуртаков, Владимир Крупин, Владимир Бондаренко, Владимир Личутин, Валентин Устинов, Юрий Кузнецов, Юрий Медведев, костромич Вячеслав Шапошников, Владимир Широков из Вологды.

С особенной радостью мы встречали московского писателя Владимира Санги, нивха по национальности, создателя письменности своего народа на основе русского алфавита, и основоположника нивхской литературы, и коми-писателя Геннадия Юшкова (коми — первый неславяноязычный народ, который более трех веков назад применил для своего письма славянскую азбуку). К ним примыкала наша замечательная поэтесса Севера Октябрина Воронова — участница создания саамской письменности, основоположница саамской литературы. Тогда саамская письменность новой разработки насчитывала всего лишь несколько лет. Назовем и других северян, также по праву входящих в группу писателей-основателей праздника: Владимир Смирнов, Борис Орлов, Николай Колычев, Игорь Козлов и исследователь поморского диалекта Иван Меркурьев, Владимир Сорокажердьев, Владимир Семенов.

Уже на первом празднике писатель Владимир Шириков, секретарь Вологодской писательской организации, прямо на сцене перед огромным залом, принял эстафету, объявив, что в следующем, 1987 году, переходящим центром нового праздника станет Вологда. Зал принял сообщение громом аплодисментов. Но праздник еще предстояло защищать.

 

А тогда — низкий поклон Семену Шуртакову и Владимиру Крупину — они первые в полный голос заявили о новом празднике в центральной печати. Лед тронулся по всем землям. Замечательной особенностью новой традиции явилось движение центра праздника по городам. Им пробуждались разные славянские веси, и хотелось бы, чтоб пробуждение продолжилось.

За Мурманском поднялась Вологда, далее — Новгород, Киев, Минск, Смоленск, Москва… По сообщениям знаем, что все эти годы День славянской письменности отмечался во многих уголках, своими силами и для себя (так и должно быть!), вырабатывая свои формы, свои программы. Особенно сейчас, когда День славянской письменности в России стал официальным, обретя статус государственного дела, важно, чтоб его не задавил бюрократизм от культуры.

Мурманск же продолжил традицию, все время наращивая ее. В 1987 году 24 мая праздник нашел адрес сверхпамятный: в этот день на Северный полюс вышел мурманский атомный ледокол «Сибирь»; там, на вершине планеты и состоялся большой, на весь Ледовитый океан, Праздник славянской письменности и культуры.

В 1988 году в Мурманске по центральному проспекту впервые 24 мая прошли праздничные колонны учащихся — шествие завершилось праздником «Слово», на площади, где когда-то была освящена закладка города. С 1990 года шествие завершается праздником «Слово» у нашей святыни — памятника Кириллу и Мефодию. С 1996 года здесь появилось новое название: Площадь Первоучителей. Первая Площадь Первоучителей в России! Мы гордимся ею — но мечтаем, чтобы у нее появились сестры!»

Виктор ТИМОФЕЕВ. «Славянский ход», 1997 г.
Опубликовано: Мурманский вестник от 24.05.2016

Читайте также: