150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РОЗОНОВА
12 мая в литературно-музыкальной гостиной на ул. Добролюбова 9/11 состоялось второе заседание клуба молодых прозаиков.
150-летие со дня рождения В. Розанова
Презентация книги С. Гуськовой «Маленькая повесть об актрисе»
Заседание открылось беседой о творческой судьбе Василия Розанова, в мае ему исполнилось 150 лет. Многим из нас небезразлично его творчество и введенный им в литературу новый жанр – листья. Не только необычная жанровая форма, но и сами мысли, сюжетные зарисовки В. Розанова дают богатый материал для дискуссий. Сегодня были заявлены только их намётки. Каждый уже наедине, дома, будет определяться в своём отношении к позиции известного писателя.
Главным же событием заседания стала презентация книги выпускницы Литературного института, актрисы театра им. Российской армии Софьи Гуськовой. Книга называется «Маленькая повесть об актрисе». Но помимо одноимённой повести в неё вошли и рассказы. В заседании приняли участие однокурсники Софьи, с которыми она училась в творческом семинаре профессора М.П. Лобанова. Артём Каратеев – один из них.
«Соня – это особый автор, – сказал он в своём выступлении. – В ней соединилось два таланта: литературный и сценический. Я видел ее игру на сцене, с Людмилой Касаткиной в замечательном, идущем не одно десятилетие спектакле «Странная миссис Сэвидж» по пьесе Джона Патрика. И читал ее произведения. И, честно сказать, сложно сделать вывод, какой же из этих талантов для Сони важнее, какой первостепенный. В реализацию обоих она вкладывает свою душу полностью.
Еще одна особенность – Соня пришла в литературу и в Литературный институт зрелым человеком, сформировавшимся профессионалом. Помню, как на первом курсе многие, то ли стесняясь, то ли желая придать своим произведениям особое звучание, просили Соню вместо себя прочесть на семинаре их рассказы. Надо ли говорить, что и к ее отзывам, особенно в том, что касалось диалогов и психологических портретов героев, мы прислушивались с особым вниманием. Помню, как постоянно ее мнение об услышанном и прочитанном спрашивал наш мастер – Михаил Петрович Лобанов. И тут надо отдать должное той аккуратности и точности, с которой Соня-критик всегда подбирает словесное выражение своему отношению к чужому тексту.
Соня не только пишет прозу, но и читает ее со сцены. Такая подача требует от текста особых свойств. Тут нужно чуть больше легкости, чуть больше простоты, тут должна быть лаконичность и понятность. И все это не в ущерб самому главному – выражению мысли, идеи, чувства.
Однажды в ходе разговора о том, как надо писать, Соня порекомендовала мне книгу Юрия Трифонова «Как слово наше отзовется». Сейчас это название вспомнилось потому, что это наверно одна из главных черт Сони и как автора и как человека – задумываться над тем, как отзовется её слово, как воспримет его читатель и слушатель, зритель, о чем он подумает, к чему это слово его позовет.
Сегодня мы поздравляем Соню с волнительным и знаковым событием – появлением первой книги повестей и рассказов и желаем ей не останавливаться на достигнутом».
С чтением своих рассказов выступил выпускник института Александр Евсюков. А пятикурсник Борис Кутенков прочитал новые стихи.
Как и прежде, мы не стали отделять прозу от поэзии и от музыки. Музыка вполне может воплотиться в стихотворные или прозаические строки. А музыкант может с помощью нот записать родившиеся в его душе стихи. В этот вечер со своим творчеством нас познакомил гость из Петербурга – композитор, лауреат международных премий Валерий Пчела. Он исполнил под гитару несколько своих песен православного духовного содержания. А Дмитрий Лукин, прозаик, выпускник Литературного института, исполнил на гитаре свои короткие, выразительные пьесы.