СИМФОНИЯ ПРЕОБРАЖЕНИЯ. О ЖУРНАЛЕ «БЕРЕГА» (№3, 2020)

Калининградский литературный журнал «Берега» издаётся уже 7 лет. В поле моего внимания он попал в 2018 году и с того времени остаётся для меня одним из ощутимых факторов литературного процесса в России. Хотя по месту издания журнал этот можно отнести к региональным, на самом деле он де-факто является всероссийским. Это происходит благодаря грамотной редакционной политике. В каждом номере журнала находится место для авторов, как из Калининградской области, так и из самых разных уголков России и всего Русского мира.

В третьем номере «Берегов» за 2020 год также обращает внимание грамотно выстроенная драматургия подачи материалов в журнальном пространстве. Камертоном служит эссе Валентина Курбатова «Чтение без маски», открывающее номер. Его главная мысль, конечно, о возвращении к себе к своим истокам. Автор высказывает парадоксальную с точки зрения сегодняшнего медийного мейнстрима, но очень верную мысль: «Карантин – это наше отмщение за потребительский эгоизм и жизнь для одних себя, а теперь откроем глаза и увидим, что, как писали сводки самоизоляции, «на улице есть люди», и увидим этих людей с благодарностью и любовью, как преодолевших себя».

Кто отчётливо, кто неосознанно, но все мы, так или иначе, чувствуем, что цивилизация сейчас находится на глобальном распутье.

Пресловутая пандемия, это не просто несколько месяцев отсидки по домам. Что-то неуловимо изменилось в мире, он не будет прежним, и от писателей зависит сегодня, удастся ли в этом новом мире сохранить признание важности ценностей, о которых говорит нам классическая литература. Необходимо нащупать ту почву, на которой эти ценности будут утверждаться уже в современной литературе 21 века, но, конечно, иными выразительными средствами.

В той или иной степени  большая часть публикаций в третьем номере «Берегов» как раз об этом, о закономерности духовного кризиса современного общества и попытках его преодоления.

Вот, например, строки из поэтической подборки Евгения Юшина.

Вот отчего природы потрясенья!

Кардиограммы молний – знак суда.

Молись, несчастный, о своём спасенье,

Господь – простит. Природа – никогда.

 

В рассказе Людмилы Семёновой «Весна Ванюшкиной жизни» речь идёт о любящих друг друга, уже обожженных миром и войной людях. И за внешними декорациями встаёт главный вопрос – удастся ли вырастить новый прекрасный сад (в образном смысле сад их совместной жизни) взамен сгоревшего от «свидомого» снаряда луганского сада? Кажется, что автор, обрубает эту надежду сообщением о близкой смерти главного героя, бывшего ополченца. Но почему-то хочется верить, что главная героиня, сохранив память об Иване, найдёт в себе силы для созидания, попыток вырастить новый «сад», взамен сгоревшего.

На мой взгляд, наиболее сильным в номере получился раздел «Берега Новороссии».

Поэт из донбасской Горловки Александр Савенков до последнего времени не был известен в России. Сейчас ситуация понемногу меняется. Стихи его были опубликованы в ряде литературных изданий. В 2018 году он стал одним из лауреатов Международного поэтического конкурса имени Н.И. Тряпкина «Неизбывный вертоград», совсем недавно занял второе место во Всероссийском поэтическом конкурсе «Высота», посвященном подвигу 6-й роты псковских десантников. И это тот случай, когда за поэта можно только порадоваться. Несомненно, сильная публикация в «Берегах» так же расширит читательскую аудиторию донецкого поэта.

думает, дикий, из камня и глины он,

а вглядеться в дома и арки –

город подвешен на нити рябиновой

чьей-то молитвы жаркой.

(А.Савенков. Из цикла «Стихи о военной Горловке») 

Литературоведческо-лингвистическая статья кандидата филологических наук горловчанки Ольги Блюминой о моём рассказе «Предзимье» — это тот случай, когда исследователь открывает для самого автора новые грани им же созданного художественного мира. И парадоксальным образом в критической статье более отчётливо, чем в самом рассказе, звучит мысль о преображении современного, охваченного урбанистическими мороками, человека через возвращение к  самому себе благодаря единению с природой.

В номере также обращают на себя внимание самобытная проза Юрия Серба и поэма Владимира Подлузского «Стародубская пророчица».

Интересны также материалы  рубрик «Берега прочтения» и «Берега памяти».

Будем надеяться, что журнал продолжит развитие, что на его берега всегда или, по крайней мере, ещё очень долго смогут рассчитывать как начинающие, так и состоявшиеся писатели Русского мира.

        

Читайте также: