ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРЯПКИНСКОГО АЛЬМАНАХА

Литературные встречи в редакции журнала «Москва», которые организует клуб «Соты» (ведущая Анастасия Чернова), уже стали традиционными, и проходят раз в месяц, каждую третью пятницу. 19 апреля встреча была приурочена к выходу альманаха «Неизбывный Вертоград».

На презентации присутствовали прозаики, поэты, литературоведы, ученые, студенты. Поэт и секретарь Союза писателей Алексей Полубота открыл мероприятие и сделал краткий обзор альманаха, составителем которого он и является. Отметил уникальность издания в том, что в альманахе собраны статьи, посвященные жизни и творчеству одного единственного поэта. Жанры разнообразны по тематике: научные, литературоведческие, краеведческие статьи, эссе-рассуждения. Такой подход наиболее полно раскрывает творческую личность поэта Николая Тряпкина, 100 лучших стихотворений которые, по числу юбилейных лет, вошли во вторую часть альманаха. Обсуждение вышло за рамки традиционного обзора материалов. Звучали воспоминания о прижизненных встречах с поэтом, рассказы о том, что подтолкнуло авторов альманаха выбрать ту или иную тему статьи, делились впечатлениями от фестивалей и проблемами, с которыми столкнулись в деле популяризации творчества Николая Ивановича Тряпкина.

Поэт Вячеслав Киктенко относит Тряпкина к когорте авторов, условно называемых им «сельскими». Они бывают наивными, но близость к земле придаёт их поэтическому мировоззрению космическую всеохватность. Это отличает их от поэтов-урбанистов, технически более подкованных, но в стихах приземленных. Вячеслав Вячеславович вспомнил о студенческих встречах с Тряпкиным в Литературном институте, куда поэт приходил выступать. В завершение прочёл два собственных стихотворения с эпиграфами из лирики Тряпкина.

Писатель, учёный, преподаватель Светлана Владимировна Молчанова, рассказала о квартире в Реутове, где несколько лет жил Николай Иванович, о необходимости установки мемориальной плитки на стене дома, и обозначила точки решения «тряпкинских» задач во взаимодействии с администрацией города Реутова.

Творчество Николая Тряпкина вдохновило кандидата филологических наук из Горловки (Донбасс) Ольгу Блюмину на создание ряда научных статей. Ольга сделала серьёзный стилистический анализ стихотворения «Изба», где органично взаимодействуют компоненты высокого стиля и просторечной лексики, придавая новые смыслы тексту. Мировоззренческая православная основа стихотворения стала для Тряпкина базисом картины мира. Через стилистические особенности проявляется взаимодействие сакрализованных и десакрализованных элементов. Так важная деталь в стихотворении «печь» может быть тёплым очагом, духовным центром семьи, дома, родины, а может носить «коммунальный» оттенок – как место, возле которого гуляют, пьют, ссорятся. В тексте «Избы» глубоко ощущается вплавленность в культурную основу.


Филолог и писатель Анастасия Чернова прокомментировала свою статью в альманахе «Звёздная символика в поэзии Тряпкина». Как создавалась научная работа, по каким критериям группировались стихотворения, в которых есть позыв к звездам, к небу, и ощущается космическое начало. И как «небесное» отражается в стихотворениях о назначении поэзии или как оно влияет на последний прижизненный путь человека.
Писатель Лидия Сычева была свидетелем встреч в Литинституте двух поэтов-друзей Валентина Сорокина и Николая Тряпкина. Критик Татьяна Бурдакова отметила способность секретаря Комиссии по творческому наследию Тряпкина Алексея Полуботы находить нужных людей для благого дела сохранения памяти поэта.
В сочетании крестьянского космоса и бытийного начала видит поэт Наталья Шахназарова особенность лирики Тряпкина. В поэзии Тряпкина посредством исторических реминисценций проложена модель духовного пути из прошлого, через настоящее в будущее.

 

 

Подобный формат общения обогащает знаниями, знакомит с компетентными интересными точками зрения, даёт возможность почувствовать новые смыслы в текстах, наполняет уверенностью в верности выбранного дела. Наше объединение людей возникло благодаря личности большого поэта Николая Тряпкина. Литература будет развиваться и обогащаться критическими, краеведческими статьями, эссе, стихами, потому что поэт Тряпкин – значительная веха в истории всей русской литературы.

 

Людмила СЕМЕНОВА

Фото: Алексей БОБРИНЕВ 

Читайте также: